Ребенок не говорит, что делать, причины нарушения в развитии речи у детей

rebenok-ne-govorit-chto-delat-prichiny-narusheniya-v-razvitii-rechi-u-detey-3 Развитие
Содержание
  1. Почему рубеж – 3 года?
  2. Формирование речи по возрастам:
  3. Причины, которые приводят к нарушениям развития речи
  4. Период беременности и родов
  5. Наследственный фактор тоже немаловажен
  6. Тяжелые травмы или болезни в первые годы жизни ребенка
  7. Двуязычная семья
  8. Нарушение слуха
  9. Интеллектуальное развитие
  10. Артикуляционная система
  11. Индивидуальный темп развития речи
  12. Семейный фактор
  13. 3 Не хочет подражать людям, которые ему не нравятся
  14. Признаки задержки развития речи
  15. Нормы развития речевого общения ребенка 2 лет
  16. Начальная стадия развития речи
  17. Особенности
  18. ЗРР и ЗПРР: отличительные характеристики заболеваний
  19. 2 Ребенок обижается: «Я с тобой не разговариваю»
  20. 6 Сдерживает злость, эмоции
  21. Комплексное лечение болезни
  22. Лечение микротоками
  23. Транскраниальная микрополяризация
  24. Биоакустическая коррекция при ЗПРР
  25. Логопедическая коррекция ЗПРР
  26. Медикаментозная терапия при ЗПРР
  27. Альтернативные методы коррекции
  28. Как научить ребёнка разговаривать в 3 года
  29. Логопеды центра
  30. Отзывы о логопедах
  31. Роль родителей в лечении ЗПРР
  32. Способы ускорения развития речи у детей
  33. Классификация и стадии развития задержки речевого развития
  34. К кому обращаться для решения проблемы
  35. Симптомы задержки психического развития речи
  36. Чем раньше начато лечение нарушений речи, тем выше его эффективность
  37. Как научить ребенка говорить, разговаривать?
  38. 5 Боится экспериментировать, не решается на новое
  39. Методы диагностики патологии
  40. Как проходит обследование и лечение детей
  41. Прогнозы
  42. Что делать, если ребенок не говорит
  43. Причины задержки речевого развития в этом возрасте

Почему рубеж – 3 года?

Ребенок интенсивно развивается во всех направлениях: физически, интеллектуально, эмоционально, также идет интенсивное развитие речевых центров в головном мозге. Речевое развитие зависит от нейрофизиологических возможностей ребенка (об этом ниже) и от социального окружения. Именно к 3 годам дети накапливают активный и пассивный словарный запас и могут говорить предложениями, грамматически правильно их строить (конечно, не всегда без помощи взрослого). Если к 2,5–3 годам ребенок говорит только отдельные слова или не говорит, а только понимает, что ему говорят, то на это стоит обратить пристальное внимание. В противном случае время будет упущено, и коррекционная работа потребует больших усилий.

Формирование речи по возрастам:

  • новорожденный ребенок – кричит, плачет;
  • 2–3 месяца – появляется «гуление»;
  • к 10 месяцам ребенок реагирует на свое имя, могут появиться первые слова – «ма» или «мама», «па» или «папа»;
  • к 12 месяцам ребенок может предвосхищать действия в потешке «шу, полетели, на головку сели», когда малыш накрывает ладошками голову, или в игре «ку-ку», где ребенок закрывает ладошками глаза;
  • к 1,5 годам малыш может называть предметы сокращенно, на своем языке – «би-би», «ав-ав». Для ребенка устанавливается связь «слово-предмет»;
  • к 2 годам появляются первые предложения из 2 слов: «Киса ам-ам», «Би-би жжж». Предлогов, как правило, еще нет;
  • к 2,5 годам ребенок начинает задавать вопросы: «Кто?», «Где?» и т.п. Начинает складывать предложения из 3-4 слов. Если к этому возрасту не происходит прироста словарного запаса и ребенок не говорит маленькими предложениями, то стоит начать бить тревогу и обратиться к неврологу и логопеду;
  • к 3 годам формируется грамматический строй речи. Словарный запас увеличивается до 1000 слов;
  • к 5 годам ребенок может и должен правильно строить предложения и произносить все звуки.

То есть идет интенсивное развитие речи, важны буквально каждые полгода. Если в речи вашего ребенка не появляются новые слова, нет прогресса в звукопроизношении, то стоит обратиться к специалистам для своевременного прояснения причин, которые мешают ребенку овладеть речью.

Причины, которые приводят к нарушениям развития речи

Период беременности и родов

В первую очередь причинами, почему ребенок не говорит, могут быть проблемы во время беременности – это гипоксия, инфекционные заболевания, недоношенная или, наоборот, переношенная беременность, употребление алкоголя и наркотиков и др. Во время беременности у плода развивается центральная нервная система, в том числе и речевые зоны коры головного мозга. Роды могут протекать тяжело, и их течение тоже может повлиять на развитие речи ребенка.

Наследственный фактор тоже немаловажен

Нужно выяснить, в каком возрасте начали говорить родители, ведь может оказаться, что в роду у одного из родителей все начинали говорить поздно. Это не значит, что не стоит обращаться к специалисту за прояснением, но нужно понимать, что наследственность тоже играет свою роль.

Тяжелые травмы или болезни в первые годы жизни ребенка

Бывают случаи, когда ребенок, начиная говорить, заболевает с высокой температурой, а после выздоровления не произносит ни слова или словарный запас значительно снижается. Все силы организма ребенка в этом случае уходят на выздоровление, а речь как будто пропадает. Но в течение 1-2 месяцев после выздоровления словарный запас обычно восстанавливается.

Двуязычная семья

Когда дети слышат в семье речь на двух языках, то для них есть определенная сложность в отделении одного языка от другого, чтобы можно было построить речь правильно. Поэтому дети могут начать говорить чуть позже, и долго могут проявляться сложности в построении фраз.

Нарушение слуха

Сама по себе причина уже говорящая, и для этого есть врач-отоларинголог, который может определить уровень слуха ребенка.

Интеллектуальное развитие

Речь, умственное развитие и психическое развитие связаны между собой. Важно определить, почему возникла задержка развития речи, не стоит успокаивать себя распространенной фразой: «Мальчик молчал, молчал, а потом заговорил целыми предложениями, а не говорил, потому что необходимости не было». Чем раньше обратить внимание на проблему, тем благоприятнее будет прогноз ее решения.

Артикуляционная система

«Мой ребенок не ест еду с кусочками, давится», «Все время текут слюни и приоткрыт рот» – на это стоит обратить внимание. Сниженный тонус мышц языка, короткая уздечка будут вызывать трудности артикуляции. Придется позаниматься с логопедом, чтобы устранить эту проблему.

Индивидуальный темп развития речи

Если вы видите, что речь ребенка прогрессирует, активный словарный запас растет, но малыш делает все на пару недель позже сверстников, то, скорее всего, это темповая задержка развития речи, здесь нет ничего страшного, главное, чтобы был прогресс.

Семейный фактор

Ребенок родился здоровым, но так случилось, что молодые родители не посчитали нужным, важным разговаривать с малышом, обращаться непосредственно к нему, объясняя это тем, что «он еще маленький, все равно ничего не понимает». Скорее они подходили к родительской роли функционально: пеленали, кормили, гуляли. Но надо помнить, что пассивный, а затем и активный словарный запас формируется из обращенной к ребенку речи.

Так же негативно сказывается эмоционально напряженная обстановка в семье. Когда ребенок находится как на войне в родительских ссорах. Малышу страшно, а когда страшно, то силы уходят на поиск безопасности, а на развитие их остается меньше. Такая обстановка может стать причиной не только задержки речевого развития, но и заикания, отставании в развитии.

3 Не хочет подражать людям, которые ему не нравятся

Когда ребенок усваивает речь, он учит язык самых близких взрослых — мамы и папы. Если родители разговаривают грубо и резко, им не захочется подражать.

Гораздо приятнее повторять за красивым, мягким, нежным голосом. Именно поэтому так важна интонация, с которой взрослый разговаривает с ребенком.

Признаки задержки развития речи

Причиной родительской настороженности должны быть не только допускаемые ребёнком ошибки в согласовании и изменении слов, в произношении звуков. В этом возрасте речь – основное средство общения детей с близкими людьми. Если малыш не стремится обратиться к родителям и другим членам семьи, если выражает свои просьбы мимикой или жестом, стоит внимательно оценить его речевые возможности.

Сигналы неблагополучия, если ребёнок в 3 года плохо говорит:

  • он имеет ограниченный лексикон, состоящий в основном из существительных, реже глаголов, звукоподражаний, лепетных слов.
  • его разговоры похожи на речь иностранца, которого мало кто может понять.
  • при произнесении звуков наблюдается большое количество замен, искажений звуков. Например, вместо звука [к], говорит звук [т] (кот — тот), когда он говорит, его язык находится между зубами;
  • малыш разговаривает фразами, состоящими из 1–2 слов, с большой неохотой повторяет слова или предложения за взрослыми, или не делает этого совсем.
  • не может выполнить простую просьбу, не откликается на своё имя, не знает сколько ему лет;

Если причиной отставания детской речи становятся проблемы со слухом, малыш может не реагировать на обращённые к нему слова, пока он не видит лицо говорящего. При слуховой патологии нужно как можно скорее начать коррекцию слуха, чтобы наверстать упущенное время для формирования детской речи. Речь таких детей при правильно организованном обучении через год-полтора почти не отличается от речи сверстников.

Когда ребёнок молчит или плохо разговаривает в три годика, это может быть симптомом различных нарушений. Для начала следует обратиться к отоларингологу и невропатологу для обследования, получить консультацию логопеда, дефектолога, психолога. Если ребёнок 3 года не разговаривает — это не лень, или недостаток воспитания. У него могут быть следующие проблемы речевого развития:

  • моторная или сенсорная алалия;
  • темповая задержка речи;
  • общее недоразвитие речи (ОНР).

Каждая из этих патологий, несмотря на то, что проявляется схожими симптомами, требует разного коррекционного подхода. Своевременно выявленная проблема позволит подобрать индивидуальный план занятий с логопедом, психологом, педагогом-дефектологом.

Причинами недоразвития детской речи могут быть следующие:

  • хромосомные патологии, врождённые заболевания;
  • наследственность, когда в одной семье у нескольких поколений наблюдается позднее начало речи;
  • патологии беременности и родов;
  • педагогическая запущенность – бывает не только в асоциальных семьях, где на детей не обращают внимания, но и там, где его безумно любят и стараются выполнять все его прихоти и желания;
  • заболевания и травмы головного мозга в раннем возрасте.

Наиболее тяжёлые последствия несут поражения мозга во время внутриутробного развития, во время родов и в первый год жизни.

Нормы развития речевого общения ребенка 2 лет

Чтобы понимать, что имеется отклонение, нужно знать, какие существуют нормы. Тогда будет возможность сравнить имеющийся прогресс в развитии со стандартами и либо успокоиться, либо обратиться к специалисту.

Начальная стадия развития речи

Первые слова в лексиконе ребенка появляются примерно с 8 до 12 месяцев. С данного возраста родители могут слышать так называемые лепетные слова. До этого наблюдаются гуление, лепет.

Обратите внимание на то, что девочки развиваются быстрее мальчиков. У них речь формируется раньше, но не во всех случаях. Всё индивидуально.

В начале второго года жизни у ребенка, при условии гармоничного развития, формируется словарный запас – около 10 терминов. Это не означает, что малыш легко должен произносить трудные слова. Допустимы упрощенные сокращенные варианты: «ням», «ма», «гав» − вместо «кушать», «мама», «собака».

До 1 года 8 месяцев словарный запас у малыша составляет до 200 слов. Это не означает, что ребенок разговаривает, используя всё, что знает. Большинство слов малыш не может произнести. Они для него слишком трудные, либо нет необходимости в использовании части лексикона. Поэтому применяется такой термин, как активный словарный запас. В него входит 10-20 слов, которые малыш произносит. Их он повторяет регулярно.

Пассивный запас – это те слова, которые мальчик или девочка воспринимает. Например, родитель говорит: «Покажи тигра». И ребенок ищет полосатое животное на картинке или где-то еще. Но само слово «тигр» он произнести не может.

Это хороший показатель. Хуже, когда ребенок не понимает обращенную речь, не реагирует на вопросы. Значит, есть проблема, требуется обследование и, возможно, лечение.

Читайте также:  Почему ребенок стоит на цыпочках, пальчиках, плохо стоит на ножках, не стоит: что делать, как лечить, стоять

Особенности

Когда говорят о речи ребенка в два года, считается нормой фразовая стадия. Малыш добавляет к существительным глаголы. Например:

  • «мам, дай»;
  • «па ди» − «папа иди» и так далее.

Постепенно ребенок объединяет слова, которые запомнил, в мини-предложения.

После двух лет возникает то, что называют «лексическим взрывом». Ребенок начинает постоянно говорить, складывая слова в предложения. Его общий запас «терминов» увеличивается до 1200. Это не значит, что малыш разговаривает, используя всё, что знает. Но он всё понимает, выполняет просьбы, старается ответить на вопросы, которые задают взрослые и так далее.

Период от 2 до 2,5 года очень важный. В это время нужно следить за лексиконом малыша. Если в два года нет фразовой речи, то можно говорить о задержке. Но врачи обычно не торопятся ставить такой диагноз. Маленькие дети могут за 6 месяцев довольно сильно продвинуться в развитии. Неговорящий ребенок вдруг начинает использовать несколько десятков слов, всё понимать, хотя раньше с этим были проблемы. Такие диагнозы, как ЗПР и ЗРР, специалисты не спешат ставить до трехлетнего возраста.

Обратите внимание, что в каждом случае необходимо обследование. Ставить диагноз и лечить должен врач. Родители в домашних условиях могут только лишь отметить для себя, что у ребенка плохая речь. Не нужно паниковать, ставить под сомнение интеллект сына или дочери, думать, что есть проблемы с умственными способностями.

Когда появляются какие-то подозрения, лучше обратиться к специалисту, но не к логопеду, как многие думают, а к нейропсихологу или педиатру. В возрасте 2-3 лет это можно делать, консультация не будет лишней.

Логопед работает над речью, занимаясь артикуляцией, произношением, движениями языком, челюстями. Нейропсихолог специализируется на проблемах, причины которых скрыты в психической сфере.

В 3-4 года ребенок при нормальном развитии составляет предложения из нескольких слов. В его разговорах появляются вопросы. Малыш может как спрашивать, так и отвечать, пассивно используется более 1000 слов. Ребенок досказывает стишки, которые ему многократно читали родители, бабушки, дедушки.

Если же малыш дошкольного возраста не может всего этого делать, то речь идет о патологии. Следует обратиться к специалисту. В школьном возрасте разговорный язык должен быть в порядке. Допускаются только проблемы, которыми занимается логопед.

ЗРР и ЗПРР: отличительные характеристики заболеваний

Задержка речевая и психо-речевая — это не одно и то же. В первом случае психическое развитие ребенка, его эмоции и интеллект соответствует возрастным нормам. Он понимает, что ему говорят, выполняет просьбы — просто пока говорит мало и не стремится к вербальному общению.

Малыши с ЗПРР отстают в умственном развитии от сверстников. В этом и заключается принципиальная разница этих двух понятий.

2 Ребенок обижается: «Я с тобой не разговариваю»

В каких случаях человек молчит? Когда обижается. И фраза есть распространенная: «Я с тобой не разговариваю».

Здесь рекомендую обратить внимание на контакт с ребенком: насколько родители его слышат и принимают, удовлетворяют ли физические и психологические потребности. Если малыш не получает желанного контакта, он может «обидеться» и замолчать.

Важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и безопасно. Если он не чувствует стабильности и предсказуемости, вся его энергия будет уходить на борьбу с тревогой, но не на развитие. Он должен быть уверен: если он ляжет спать, то обязательно проснется утром; если мама уйдет на улицу, то всегда вернется.

6 Сдерживает злость, эмоции

Речь тесно связана и с эмоциями. Поиграем со словами: задержка речи, задерживание эмоций, сдерживание. А не сдерживает ли ребенок злость, например?

Вопрос «как он злится?» я задаю каждой маме. И часто получаю ответы, которые кричат о сдерживании эмоций:

  • «не злится, только хнычет»;
  • «у нас вообще в семье не принято злиться»;
  • «да что вы, он очень добрый и милый»;
  • «нам всегда удается договориться, он все понимает».

Ребенок не может не злиться! Злость — естественное чувство, злятся абсолютно все. Вот только в обществе у нас злость не поощряется. С детства учат, что добро побеждает зло, что злым быть — это некрасиво, плохо. Вот и учат держать эмоции в себе, сдерживать. Многие взрослые так и не научились контролировать свои чувства, поэтому предпочитают сдерживать злость, не проявлять ее и тому же учат детей.

У меня есть опыт работы с агрессивными детьми с задержками развития речи. Когда мы начинали прорабатывать агрессивные чувства, проговаривали их, вытаскивали наружу, пытались отреагировать, рассказывали о них матери, развивалась и речь ребенка, возникала потребность в общении.

Бывает, дети не выговаривают твердые звуки, звуки «р», «ш». Если немного пофантазировать, «рррррр» — это рычать, волк, тигр, собака. «Шшш» — это, например, змея. Тоже злость, тоже эмоции. Если у ребенка любая злость под запретом, он никак не сможет ее выразить, даже символически. Значит и рычать он тоже не будет, будет проглатывать звук «р», заменять его на более мягкий, «смягчать» речь, чтобы не дай бог не подумали, что он злится.

Комплексное лечение болезни

Чем дольше малыш не разговаривает, тем дольше «тормозит» его умственное развитие. Поэтому начинать лечение задержки психического развития речи нужно как можно раньше. Применяют разные методы.

Лечение микротоками

Рефлексотерапевт воздействует током сверхмалой силы на биоактивные точки мозга, которые связаны с речью. Это способствует восстановлению поврежденных зон центральной нервной системы. Начинать рефлексотерапию можно уже полугодовалым младенцам. Как правило, назначают курс из 10 – 12 сеансов, а через 2,5 месяца его повторяют.

Транскраниальная микрополяризация

Физиопроцедура заключается в точечном воздействии на определенные участки головного мозга. В результате в нем формируются новые нейронные связи. Зона коры головного мозга, которую нужно стимулировать, зависит от проблемы. Процедура безопасна, не вызывает побочных реакций и эффективна.

Биоакустическая коррекция при ЗПРР

Суть метода заключается в прослушивании маленьким пациентом электрических сигналов собственного мозга. Их посредством аппаратуры преобразуют в музыку — акустические волны. В результате такого прослушивания восстанавливаются нарушенные функции мозга. Методика БАК сочетает в себе новейшие технологии музыкотерапии, биоуправления и нейротерапии.

Логопедическая коррекция ЗПРР

Занятия логопеда-дефектолога направлены на развитие не только речи, но и мышления, моторики, памяти. Маленькие пациенты учатся правильно произносить звуки, составлять слова, предложения, говорить фразами. Заниматься можно с 2-х лет, хотя на практике логопеды берут детей минимум с 4-х лет. Но в случае с задержкой психического развития речи начинать коррекцию нужно как можно раньше. В 4 года уже будет упущено довольно много времени и не все функции получится восстановить. Поэтому нужно либо записаться к логопеду-дефектологу раньше, либо начинать коррекционную работу с другими специалистами по их профилю.

Также полезен логопедический массаж — он укрепляет и стимулирует жевательные и мимические мышцы. В результате малышу становится легче выговаривать звуки, слоги.

Медикаментозная терапия при ЗПРР

Лекарства назначает детский невролог после аппаратной диагностики. Терапия подбирается, в зависимости от патологии. Как правило, это ноотропные препараты — Кортексин, Актовегин, Энцефабол и их аналоги.

Альтернативные методы коррекции

Дополнительное можно подключить и такие методы:

  1. Консультации детского психолога. Эффективны, если задержка психического речевого развития ребенка возникла на фоне неблагоприятного климата в семье, психологической травмы, ошибок в воспитании. Хорошо работают с маленькими пациентами игровая, музыкальная, арт-терапия;
  2. Остеопатия. Воздействуя мануально на определенные зоны, врач балансирует работу нервной системы и психики, активизирует речевые центры мозга. Это эффективное направление, опытные остеопаты буквально творят чудеса;
  3. Дельфинотерапия. Метод больше распространен в Европе и США. Расслабляет нервную систему, но прекрасно зарекомендовал себя, к примеру, в рамках лечения аутистов (а ведь они тоже отстают в психическом и речевом развитии).

В рамках основного лечения перечисленные вспомогательные методики дают очень хорошие результаты. Обсудите с врачом (педиатром или неврологом), стоит ли их подключить в вашем случае.

Как научить ребёнка разговаривать в 3 года

При серьёзных патологиях коррекцией речи занимаются узкие специалисты: логопеды, дефектологи. Возможно медикаментозное решение неврологических проблем. Если же ребёнок просто не торопится
разговаривать или живёт в неблагоприятной речевой среде, помочь ему справится с проблемой необходимо
самим родителям.

Основные рекомендации:

  • Развитие понимания речи — малыша просят выполнить просьбу (покажи ушки, дай ручку).
  • Побуждение к высказываниям во время ситуаций, богатых на проявление эмоций — прячут
    игрушку, приговаривая «Где же она? Поищи!» Можно спрятаться самому или поискать ребёнка,
    приговаривая потешки, считалочки. Таким же действием обладает рассматривание фото
    близких людей с комментариями и вопросами.
  • Выполнение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики — здесь отлично
    подойдёт какой-нибудь игровой сюжет, например, «сказка про Язычка», где приключения
    Язычка сопровождаются артикуляционными позами. Можно вырабатывать выдох при помощи
    мыльных пузырей, вертушек, закатывания бумажного мячика в ворота на столе, сдувания
    снежинок, одуванчика, включения в работу всевозможных дудочек, свистулек.
  • Формирование умения различать и воспроизводить простые ритмы — отбиваем ритм рукой,
    детским молоточком по столу, хлопаньем в ладоши.
  • Развитие сенсорных умений — здесь используются игры с кубиками, пирамидками, элементами
    мозаики и специально для этого приобретёнными геометрическими фигурками на различение
    цвета, размера, формы предметов.
  • Развитие словаря — показывание и называние предметов и явлений окружающего мира,
    проговаривание своих действий и действий ребёнка, вкладыши и лото.
  • Чтение произведений классической детской литературы (А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой,
    В. Берестова, С. Михалкова, С. Маршака), народных сказок, потешек, с рассматриванием и
    комментированием иллюстраций.

Ребёнок 3,5 лет с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не
звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями
взрослых.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные особенности речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Задать вопрос, записаться+7 (812) 244-58-66 Написать

Консультируем онлайн. Принимаем очно в Петербурге и Ижевске.

Логопеды центра

testimonial

логопед1

отзывов196 из практики
случая73 сотрудников
видео47

Отзывы о логопедах

Дмитрий, 19 лет Что беспокоило?
— Не внятная речь
Как пытались решить проблему?
— Сам пытался, занимался дома.
С кем занимались в нашем центре?
— Людмила
В чем заключались занятия и как долго длились?
— Около месяца
Какой результат на данный момент?
— Все отлично.
Пожелания центру или специалисту:
— Всего хорошего, удачи.
Денис, 25 лет Что беспокоило?
— Афазия
Как пытались решить проблему ранее?
— Занимался с другим логопедом.
С кем занимались?
— С логопедом-дефектологом Людмилой Евграфовной.
В чем заключались занятия?
— Массаж, упражнения.
Какой результат?
— Более четкая речь, стал более ясно разъясняться.
Пожелания центру или специалисту:
— Все устраивает, очень хороший специалист!
Валерий, 47 лет Что беспокоило?
— Ишемический инсульт.
Как пытались решить проблему ранее?
— Сразу после больницы обратились в центр.
С кем занимались в нашем центре?
— Только с Наталией Валентиновной
В чем заключались занятия? Сколько продолжались?
— Занятия по восстановлению речи 1 раз в неделю в течение 11 месяцев.
Какой результат на данный момент?
— Выраженная положительная динамика.
Пожелания центру/специалисту?
— Очень довольны сотрудничеством с Центром и Наталией Валентиновной. Оцениваем нашего логопеда, как профессионала и очень грамотного специалиста. Большое спасибо!
Смотреть все

Роль родителей в лечении ЗПРР

Без участия мамы и папы даже самый лучший специалист не сможет вылечить их чадо. Их задача — выполнять все рекомендации врачей. Например, выполнять дома упражнения на развитие мелкой и крупной моторики, играть в подвижные игры, слушать и угадывать музыкальные инструменты, собирать пазлы, постоянно разговаривать с ребенком — только при такой комплексной работе врачей и родителей ему можно помочь.

Еще один важный момент. Не заменяйте вербальное общение телевизором и смартфоном. Речь, которую ваше чадо слышит по телевизору или из мультфильмов, мешает формированию его собственной речи. Пассивный словарь у него будет хороший, а вот активный — нет. «Механические» голоса активизируют правое полушарие, когда за формирование речи отвечает левое. Таким образом, гаджеты тормозят речевое развитие и провоцируют ЗРР, а оно, в свою очередь, может привести и к задержке психического развития речи. Поэтому лучше вовсе не включать при ребенке телевизор, радио, планшеты и другие устройства.

Читайте также:  Как научить ребенка говорить букву Р, Л, Ж, Ш,С: методы

Проводите с сыном или дочкой больше времени вместе, выезжайте на природу — это способствует улучшению психоэмоционального состояния.

Способы ускорения развития речи у детей

Очень многое для развития своего ребенка родители могут сделать самостоятельно. Во-первых, нужно чаще обращать внимание на то, как идет формирование речи. Во-вторых, можно использовать упражнения, которые следует выполнять с малышом, чтобы стимулировать речевое развитие.

Нельзя обойтись без диагностики. Лучший вариант − обратиться к специалисту, чтобы выяснить состояние ребенка, есть ли проблемы с речью, узнать о методиках и программах, которые применяются для исправления ситуации.

Далее нужно определять, какие занятия стоит проводить с малышом. Для устранения ЗРР используют следующие способы:

  1. Общение с логопедом. Помогает в случаях, когда проблемы больше не с психологией и нервной системой, а с «физикой речи». Например, когда ребенку трудно произносить слова, звуки и составлять из них предложения.
  2. Комплексная методико-педагогическая реабилитация.
  3. Микротоковая рефлексотерапия.
  4. Логопедический массаж.

Также используются препараты, но не будем углубляться в эту тему. Прием лекарств, таблеток и аналогичных средств должен осуществляться исключительно по назначению врача.

Что можно сделать в домашних условиях, чтобы наметилось движение в речевом развитии:

  1. Самый простой способ преодоления и даже профилактики проблемы – чтение вслух. Ребенок должен слышать речь, чтобы осваивать навык.
  2. Другой эффективный метод, судя по отзывам специалистов, для развития разговорных навыков – дидактические игры: кубики, сортеры, карточки.
  3. Пение песен.
  4. Просмотр мультфильмов, но ограниченно. Нужно не просто смотреть, а проговаривать имена персонажей, комментировать то, что происходит.

Существуют упражнения, помогающие развивать речь:

  1. «Маятник». Откройте рот и двигайте языком из стороны в сторону. От одного уголка губ к другому.
  2. «Забор». Сомкните плотно зубы. Язычком коснитесь «забора». Широко улыбнитесь.
  3. «Пятачок». Вытяните губы в трубочку и подвигайте ими в разные стороны.

Доказана связь мелкой моторики с развитием речи, поэтому упражнения на «работоспособность пальцев» тоже помогут.

Доктор Евгений Комаровский справедливо говорит о том, как лечить ЗРР. Нужно, чтобы пришло понимание того, почему появилась проблема. Устраните причину – уйдет и следствие.

Классификация и стадии развития задержки речевого развития

Педагоги и неврологи используют разные классификации. Неврологи выделяют:

1. Нарушения, вызванные органическим повреждением головного мозга:

  • алалия — развивается при повреждении зон коры головного мозга до того, как сформировалась речь. Выделяют моторную алалию, при которой ребёнок не говорит, но понимает речь и сенсомоторную — не воспринимает речь и не говорит;
  • афазия — ранее ребёнок разговаривал, но перестал из-за поражения корковых зон речи, например после менингита или сотрясения головного мозга.
  • дизартрия — произнесение звуков нарушено из-за повреждения нервной системы и связанной с ней речевой мускулатуры;

2. Функциональные нарушения речи, например заикание .

3. Дефекты строения артикуляционного аппарата — заячья губа, расщелина верхнего нёба.



Заячья губа
 

4. Задержка развития речи у недоношенных детей, ослабленных длительной болезнью или недостатком общения.

Педагоги применяют другую классификацию. Она помогает объединить детей в группы со схожим уровнем речевого развития [5] [15] :

  • первый уровень общего недоразвития речи (ОНР) — это «безречевые дети», которые не говорят совсем либо произносят отдельные простые слова.
  • второй уровень ОНР — в разговоре используют простые фразы.
  • третий уровень ОНР — строят предложения, общаются, но в речи много ошибок (путают окончания, рода, числа, падежи, предлоги).

Занятия с логопедом-дефектологом развивают речь от первого уровня ОНР ко второму и третьему. При этом дикция может длительно оставаться нарушенной.

К кому обращаться для решения проблемы

В зависимости от причины и особенностей отклонения следует идти на прием к разным врачам. Но начинать нужно с педиатра, чтобы он поставил предварительный диагноз и направил к узкому специалисту:

  1. Челюстно-лицевой хирург – если есть какие-то проблемы физиологического плана.
  2. Логопед – помогает с артикуляцией.
  3. Психотерапевт – когда речевые патологии глубокие, связаны с мозгом.
  4. Неонатолог – занимается проблемами новорожденных.
  5. Психолог.
  6. Сурдолог – узконаправленный специалист в отоларингологии.
  7. Невролог.
  8. Генетик – стоит обратиться, чтобы выяснить, не является ли задержка проблемой наследственной.
  9. Лор (отоларинголог) – помогает восстановить слух.

Приходите в La Salute, чтобы получить квалифицированную помощь по вопросу задержки речевого развития. В нашей клинике вы сможете пообщаться с разными специалистами, которые способны стимулировать речь ребенка – логопедом, нейропсихологом, психологом, неврологом.

Симптомы задержки психического развития речи

Официальный диагноз маленькому пациенту ранее 4, а то и 5 лет не поставят. Но первые предпосылки можно заметить еще в первые месяцы жизни новорожденного. При подозрении на нарушение педиатр обязательно задаст родителям наводящие вопросы — и на основании полученной информации уже может предположить задержку психического развития речи.

Вот признаки, по которым можно его заподозрить.

  1. В 4 месяца младенец не улыбается, игнорирует вербальное обращение к нему родителей, их жесты и мимику;
  2. В 8 месяцев младенец не пытается повторить слова с помощью звуков, а в 12 — вербально пассивен;
  3. В 1,5 годика не понимает значения простых слов, не реагирует на свое имя, на примитивном уровне не формулирует просьбы («дай»), не жует;
  4. В 2 года знает очень мало слов и не учит новые, а позднее его словарь насчитывает не более 20-ти слов, нет простой фразовой речи;
  5. Трехлетний малыш не говорит предложениями, «глотает» окончания, говорит медленно, звуки растягивает, не ведет диалог — вместо ответа повторяет заданный вопрос.

Родителям стоит обратить внимание и на другие признаки, которые сопровождают нарушение. Так, если ребенок гиперактивный, агрессивный, невнимательный, плохо запоминает новое, у него скудное воображение и эмоции, он необщительный, слабый физически — все это должно насторожить родителей и стать поводом обращения к педиатру.

Чем раньше начато лечение нарушений речи, тем выше его эффективность

При задержке речевого развития важным моментом является время начала лечения. Если в год ребенок не говорит 10 слов, то не нужно ждать до 7 лет, когда «сам заговорит». Ведь упускается драгоценное время. Чем позже начато лечение, тем труднее будет догнать здоровых детей сверстников, так как с увеличением возраста отставание будет заметно все больше и больше. Часть детей при обращении к ним родителей понимает обращенную к ним речь, но не отвечает, есть только жесты. Часть детей не понимает обращенную речь и не говорит. Что очень плохо. А если дети говорят мало, невнятно, то нужна коррекция речи.

Как научить ребенка говорить, разговаривать?

Научить говорить можно здорового ребенка. А если у ребенка есть патология, нужно прибегать к помощи врачей. Из домашних мероприятий, можно поделать упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, больше читать книги, исключить просмотр телевизора, больше гулять на свежем воздухе, больше уделять внимание ребенку, постоянно говорить с ребенком, делать артикуляционную гимнастику, следить за ребенком, как он слушает и воспринимает речь.

5 Боится экспериментировать, не решается на новое

Речь — это еще и проявление спонтанности. Ребенок начинает лепетать и совсем не контролирует этот процесс, не думает о нем. Очень важно, чтобы он чувствовал себя свободно, комфортно. Может ли ребенок свободно передвигаться по комнате, есть ли у него возможность поиграть с игрушками так, как он хочет? Насколько он может проявить спонтанность, игривость?

Если ребенок боится проявить себя, он играет в однообразные игры, редко изменяет правила и свое поведение, а если и решится на что-то новое, обязательно наткнется на строгое родительское «нельзя» — и вряд ли быстро начнет говорить. Ведь речь — это тоже новое и неизвестное. Кто его знает, скажет еще чего, снова все будут недовольны. Лучше уж молчать. Так проще, так безопаснее.

Методы диагностики патологии

К диагностике подходят комплексно. Это значит, что маленького пациента осматривают разные специалисты — педиатр, отоларинголог, невролог, логопед. Кроме сбора анамнеза, осмотра и оценки состояния здоровья ребенка, его направляют на аппаратную диагностику. Это необходимо, поскольку на фоне ЗПРР изменяется органика, в частности нарушается работа левого полушария головного мозга, которое отвечает за развитие речи. Поэтому окончательный диагноз ставят на основании результатов обследований — ЭЭГ, компьютерной томографии, методики вызванных потенциалов.

После постановки диагноза начинают комплексное лечение. В нем принимают участие невролог, психолог, логопед, рефлексотерапевт. Огромную роль отводят родителям — без них добиться успехов невозможно.

Как проходит обследование и лечение детей

Исходя из того, какие врачи занимаются проблемой, можно обозначить примерный алгоритм диагностики. При обследовании детей необходимо:

  1. Консультация педиатра.
  2. Исследование мозга и сосудов. В том числе, при помощи МРТ и других современных методов.
  3. Работа с узкими специалистами, в зависимости от причин ЗРР.

Всё индивидуально, поэтому не будем детально описывать каждый метод.

Прогнозы

Всё зависит от степени задержки речевого развития, наличия или отсутствия сопутствующих заболеваний. Чем раньше последует обращение к специалисту, тем больше шансов, что ребенок наверстает упущенное, догонит сверстников и станет развиваться нормально.

Что делать, если ребенок не говорит

Многие молодые родители думают, что развитие речи малыша – это очень сложно и трудно. Но есть и простые действия, которые ребенок может делать дома каждый день играючи.

Чтобы помочь развиться артикуляционному аппарату или укрепить его, можно слизывать с блюдца варенье, облизывать мороженое или леденец, кусать яблоко или грызть морковку, перекладывать кусочек еды во рту от одной щеки к другой. Когда ребенок ест, то тренируются все органы, необходимые для хорошей артикуляции. Еще полезно полоскать рот и пить через трубочку, дуть на свечку и посылать друг другу воздушные поцелуи, выдувать мыльные пузыри и дуть на белые головки одуванчиков.

Для развития мелкой моторики можно собирать бусы, перекладывать двумя пальчиками мелкие предметы и т.п.

Для развития слуха ребенка можно поиграть в «Угадай звук», то есть издавать звуки разными предметами, а ребенок должен угадывать, что как звучит; можно вместе петь песенки. Когда малыш совсем маленький, то важно, чтобы он видел ваше лицо, ваш рот, когда вы разговариваете с ним.

Все эти несложные игры помогают подготовить артикуляционный аппарат, развить речь ребенка, создают эмоционально положительную обстановку, что помогает малышу развиваться.

Причины задержки речевого развития в этом возрасте

В основе большинства случаев проблемы лежит недоразвитие или повреждение центральной нервной
системы. Нарушения могут возникнуть во время беременности матери, во время родов, в период
новорожденности или в раннем детстве.

Основные причины недоразвития речи:

  • токсическое поражение или инфицирование женщины в период ожидания ребёнка;
    несовместимость с матерью по резус-фактору, генетические заболевания;
  • родовая травма;
  • асфиксия в родах;
  • имеются нарушения или отсутствие слуха;
  • нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, перенесённые в раннем детстве;
  • наследственная предрасположенность;
  • органическое недоразвитие ЦНС;
  • педагогическая запущенность, жизнь в социально неблагополучной среде;
  • неблагоприятные условия воспитания, когда малышом никто не занимается, с ним мало
    разговаривают.
Источники

  • https://www.valio.ru/valiology/baby/moy-rebenok-ne-govorit-kuda-bezhat-i-chto-delat/
  • https://medalvian.ru/zhurnal/rebenok-ne-govorit/
  • https://OurKids.ru/razvitie/1-3/ne-razgovarivaet-3-goda/
  • https://lasalute-clinic.ru/detskaya-nejropsixologiya/zaderzhka-rechevogo-razvitiya-v-2-goda
  • https://logopedus.ru/article/zaderzhka-psyho-rechevogo-razvitiya
  • https://www.medaid.ru/logopedy/dety/3-ne-razborchivo/
  • https://ProBolezny.ru/zaderzhka-rechevogo-razvitiya/
  • https://sarclinic.ru/o-kompanii/stati/109-detskie-zabolevaniya/449-pochemu-rebenok-plokho-govorit-ne-govorit-kak-nauchit-rebenka-govorit-razgovarivat

Оцените статью
Всё о самом замечательном периоде жизни будущей мамы