Постановка и автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях, артикуляционная гимнастика, конспекты занятий, логопедиечские тетради

postanovka-i-avtomatizatsiya-zvuka-sh-v-slogah-slovah-predlozheniyah-artikulyatsionnaya-gimnastika-konspekty-zanyatiy-logopediechskie-tetradi-2 Развитие
Содержание
  1. Причины нарушения произношения звука ш
  2. Почему возникают проблемы с выговариванием шипящих звуков?
  3. Постановка звука ш
  4. Правильная артикуляция
  5. Артикуляционная гимнастика
  6. Дыхательная гимнастика
  7. Что делать родителям?
  8. Разминка для языка
  9. Разминка для губ
  10. Основные методы поставки звука «ш»
  11. Закрепление звука «ш»
  12. Основные методы постановки
  13. Когда надо обратиться к логопеду
  14. Упражнения для разминки языка
  15. Что мешает ребенку «зашипеть»?
  16. Возможные отклонения
  17. Автоматизация звука ш
  18. Автоматизация звука в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях
  19. Автоматизация в стихах, пословицах, скороговорках, загадках
  20. Игры на закрепление звука
  21. Как способствовать развитию речи у детей
  22. Как можно проверить речь дошкольника в домашних условиях?
  23. Как научить ребёнка выговаривать букву «Ш». Урок 1
  24. 2 коммент “Как научить ребёнка выговаривать букву «Ш». Урок 1”
  25. Комплекс артикуляционной гимнастики для выработки правильного произношения шипящих звуков
  26. Структура индивидуального логопедического занятия
  27. Логопедические тетради
  28. Как научить ребенка правильно выговаривать букву «Ш»
  29. Как самостоятельно проверить произношение
  30. Причины трудностей в произношении
  31. Разминка
  32. Как тренировать речь
  33. Обучение малыша правильному выговариванию
  34. Разминка
  35. Подробнее способы постановки звука Ш Вы можете посмотреть здесь.
  36. Порядок постановки шипящих
  37. Массаж лица
  38. Артикуляция
  39. Как проводить логопедические занятия с ребенком дома. Советы

Причины нарушения произношения звука ш

Отсутствие, искажение звука “ш” в речи называют сигматизмом. Если он заменяется другими звуками, например, из слова «шапочка» получается «тапочка», это носит название парасигматизм. Существует 7 причин, почему не происходит автоматизация звука “ш”:

  • Межзубной сигматизм, при котором слова со звуком “ш” получаются с оттенком шепелявости. Объясняется это укороченной подъязыковой уздечкой из-за чего язык не достаёт неба или узостью этого самого нёба.
  • Боковой сигматизм: вместо твердого звука “ш” получается хлопающий. Трудности с произношением возникают из-за открытого бокового прикуса, слабости одной стороны языковой мышц, что возникает при дизартрии у детей.
  • Носовой сигматизм: ребёнку трудно произнести его из-за напряжения в задней спинке языковой мышцы, поэтому получается “х” с носовым произношением.
  • Губно-зубной парасизматизм: “ш” заменяется на “ф”. Малышам с неправильным прикусом трудно выговаривать звук “ш”. Также искажение возникает из-за нарушения фонематического слуха сниженного тонуса языка.
  • Призубной парасигматизм: подмена буквы “ш” на “т”. Причины те же, что и при губно-зубном парасигматизме.
  • Шипящий и свистящий парасигматизм — твёрдые звуки меняются на мягкие или вместо “ш” проговаривается “с”, “з”.

Почему возникают проблемы с выговариванием шипящих звуков?

Есть разные причины неправильного произношения. Чаще всего проблема вызвана слабостью мышц языка – орган вместо того, чтобы подниматься вверх при выговаривании слов с буквой Ш, лежит на дне рта.

Распространенные проблемы с произношением шипящих звуков:

Фото 3

  • замена Ш на Т или отсутствие шипящего звука в речи. К примеру, вместо слова «шепот» ребенок говорит «тепот», а вместо «мишка» – «мика». Это может быть спровоцировано нарушением фонематического слуха, ранним возрастом;
  • замена Ш на Ф. Например, малыш вместо «шишка» говорит «фифка». Это нарушение называется губно-зубным сигматизмом. Проблема заключается в укороченной подъязычной уздечки, слишком активной работе губ, нарушении фонематического восприятия;
  • замена Ш на С. Например, ребенок говорит не «школа», а «скола». Эта проблема носит название свистящего сигматизма. Ее вызывает нарушение фонематического восприятия;
  • шепелявость. Возникает, если язык не повторяет форму ковшика, просовывается между нижними и верхними резцами, образуя щель. Воздушная струя рассеянная и слабая при произношении шипящих звуков;
  • вместо Ш слышится хлюпающий звук. Такая проблема называется боковой сигматизм. В этом случае один из углов губ немного оттянут либо опущен. Иногда у ребенка присутствует легкое смещение нижней челюсти вправо либо влево. При этом воздушная струя при произнесении звука Ш выходит по краям языка либо идет вбок;
  • вместо Ш слышится храп. Это нарушение называется носовой сигматизм. При наличии такой проблемы органы речи занимают нейтральное положение, язык оттянут вглубь рта, его задняя часть поднята и соединяется с мягким небом, а края опущены. Воздушная струя проходит через полость носа. Это случается при излишнем напряжении задней части языка.

Постановка звука ш

Постановка звука “ш”, а именно — коррекция профиля звука “ш”, зависит от того, по каким причинам это происходит. Иногда правильная артикуляция звука Ш наступает после визита к ортодонту, который с помощью ортодонтических конструкций расширяет верхнее нёбо, исправляет прикус. Если с зубами норма или улучшение произношения не произошло после вмешательства стоматолога, нужны логопедические упражнения. В их основе лежит выработка правильного артикуляционного уклада звука “ш”.

Правильная артикуляция

Для постановки звука Ш важно понять, как должен размещаться язык:

  • он должен быть широким с приподнятым переднем краем к верху;
  • между языком и нёбом должна образоваться щель у верхних резцов;
  • в это же время боковые края тесно соприкасаются с коренными зубами верхней челюсти.

Важное условие — абсолютная симметричность языка. Также важно положение губ: они должны складываться воронкой.

Логопедический профиль звука ш

Артикуляционная гимнастика

Индивидуальное логопедическое занятие начинается с артикуляционной гимнастики для звука “ш”. Артикуляционные упражнения вызывают у детей восторг. Ставим звук ш, играя:

  • «Бегемот»: широко открыть рот, считать до пяти, затем закрыть.

Упражнение Бегемот

  • «Лягушка»: растянуть рот в улыбке, не меняя положения зубов.

Упражнение Лягушка

  • «Трубочка»: вытянуть губы трубочкой, удерживать их.

Упражнение Трубочка

  • «Блинчик»: широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.

Упражнение Блинчик

  • “Варенье”: облизывать широким языком в форме чашечки верхнюю губу.

Упражнение Варенье

  • “Кисточка”: водить языком по небу, от зубов к горлу.

Упражнение

Дыхательная гимнастика

Поле комплекса артикуляционных упражнений ребенку предлагают выполнить дыхательные упражнение в игровой форме:

  • «Воздушный футбол»: положить на стол ватный шарик и предложить забить гол воздушной струёй из рта. Для этого губы складываются трубочкой, а щёки не участвуют. Перед, как научить ребёнка этому упражнению, нужно придерживать щёки пальцами, чтобы он делал это на одном ровном выдохе.

Упражнение Воздушный футбол

  • “Бабочка села на цветок”: вырезать из цветного картона цветы и бабочек, соединить их нитью. Сдувать струей воздуха бабочек с цветов.

Упражнение Села бабочка на цветок

Что делать родителям?

Чтобы правильно произносить букву «ш», необходимо предварительно провести работу с артикуляционным аппаратом, так как это способствует усилению органов речи.

Ребенок с логопедом проговаривает букву

Занятия по обучению малыша стоят в определенной последовательности, по этапам:

  • артикуляционная гимнастика;
  • постановка звука;
  • автоматизация правильного произношения звука в слогах;
  • автоматизация произношения в словах;
  • в предложениях;
  • в разговорной речи.

Разминка для языка

Чтобы разминать язык, можно воспользоваться следующими упражнениями (выполнять нужно перед зеркалом):

  1. Разрабатываем язык. Пусть ребёнок двигает им вперед-назад, вправо-влево, вверх-вниз и совершает круговые движения. Каждые движения нужно выполнять по 30 секунд.
  2. «Блинчик». Ребёнок должен положить распластанный язык на нижнюю губу и продержать его так около 10-ти секунд.
  3. «Лошадка». Ребенок должен цокать языком, чтобы получать звук, похожий на топот лошадиных копыт.
  4. «Фокус». Ребёнок высовывает язык и складывает его в «чашечку», а на край носа ему кладут кусочек ваты. Малыш должен как можно резче выдохнуть, чтобы этот кусочек слетел.
  5. «Чашечка». Ребёнку нужно снова разместить язык на нижней губе, но приподняв при этом его края и кончик, чтобы получилась своеобразная чашечка.
  6. «Болтушка». Нужно выполнить все те же действия, что и в прошлом упражнении, но язык-чашечку поднимать и опускать.
  7. «Ковшик». Ребёнку нужно расслабить язык и подгибать его вверх, заводя за верхние зубы. Тогда начинать дуть на него, чтобы получился звук «ш».

Какие существуют логопедические упражнения, которые помогают развить речь и правильно произносить звуки — расскажет эта статья.

Разминка для губ

Для разминки губ отлично подойдут следующие упражнения:

  • «Удивление» ‒ губы ребенка должны принять такое же положение, как если бы он говорил звук «о»;
  • «Хоботки слоников» – ребёнок должен по очереди вытягивать губы в широкую и узкую трубочки;
  • чередование узкой трубочки и улыбки (она должна быть широкой);
  • сомкнув губы и зубы, ребёнок должен представить, что он жует жвачку, и делать это надо на протяжении 10-15 секунд.

Основные методы поставки звука «ш»

Целью постановки является научить ребёнка произносить звук «ш» правильно. Постановка звука может осуществляться разными способами:

  1. По подражанию. Происходить это должно в игровой манере. Изначально ребёнка нужно проверить на внимательность и четкость восприятия, например, произносить слова со звуком «ш» и без него и попросить малыша хлопать в ладоши каждый раз, когда он слышит слова, где звук есть.
    Далее с помощью руки он может изобразить шипящую змею, которая должна дойти по нарисованному лабиринту к цели. Родитель может совместно с ребенком вспомнить, где ещё встречаются шипящие звуки – шелест ветра, шуршание листвы под ногами, шипение кошки, шорох мышки, выход воздуха из лопнувшего воздушного шарика.
  2. От артикуляционного уклада. Ребёнок должен воспроизводить артикуляционный уклад звука и применять правильную воздушную струю, определить наличие или отсутствие голоса. В результате должен получаться нормированный звук.
  3. От опорного звука. Пусть ребёнок слегка приоткроет рот и в медленном темпе 4-6 раз произнесет с придыханием звук «т», ударяясь при этом кончиком языка в альвеолы, которые находятся за верхними зубами. Постепенно приучаем его удлинять выдыхаемую струю и не ударять в альвеолы, а только приподнимать к ним широкий кончик языка.
  4. От опорного звука с механической помощью. Открыть рот и долго, не используя голос, произносить звук «р». Кончиком шпателя, который подносится к подъязычной уздечке, логопед останавливает вибрацию передней части языка, из-за чего слышится шипение. Через несколько повторов такого упражнения шипение уже можно будет расслышать, только поднеся шпатель к подъязычной уздечке, после чего инструмент можно убирать и, сближая зубы ребенка, добиваться окончательного четкого звучания «ш».

Также на этом этапе используют ещё одно упражнение – ребенок долго произносит звук «с», а врач шпателем аккуратно поднимает широкий язык за верхние зубы и немного отодвигает его назад – к альвеолам. Далее такой эффект достигается уже без использования механической помощи.

Как научить ребенка произносить букву «С» — узнаете из этой статьи.

Несколько советов и упражнений по постановке звука «ш» от практикующего логопеда Вы найдете в данном видео:

https://www.youtube.com/watch?v=g6Qe40RlIEA

Закрепление звука «ш»

Для исправления неправильного произношения звуков важна и автоматизация. То есть если с постановкой «ш» Вы удачно справились, приходит время автоматизации:

  1. Произношение в слогах. Нужно произнести длительно звук «ш» и, не прерывая звучания, добавить «а» – «ша». Точно так же и с другими слогами – «шо», «ше», «ши», «шу». В зависимости от произносимых гласных звуков губы немного меняют свое положение (при «шо» и «шу» губы сближаются сильнее).
  2. Закрепление звука в начале слова. Перед зеркалом нужно тренировать все слова, которые начинаются на «ш» – шаги, шары, шило, шина, шапка, шипеть, шея, шатёр и т. д.
  3. Закрепление звука в середине слова – мышата, мишутка, пушок, дышу, мешать, машина, дышать, ошибка и т. д.
  4. Закрепление звука в предложениях. Проговаривайте с ребёнком фразы – «Наташа пишет», «Лёша ел кашу», «на дороге шумит машина», «Паша, не шуми». Предложите ребёнку самостоятельно придумать предложения с теми словами, которые он знает.
  5. Закрепление звука в стихах. Например, «шапка да шубка – вот он, наш Мишутка», «тише, мыши, тише, мыши, кот пришел на нашу крышу», «на окошке крошку-мошку ловко ловит лапой кошка», «петушок, петушок, выгляни в окошко, дам тебе горошку» и др.
  6. Закрепление звука в закрытых слогах. Произносите вместе с ребёнком следующие слова – «ваш», «тушь», «пьёшь», «ладошка», «окошко», «кукушка», «малышка», «бабушка», «подушка», «кошка», «Алёшка», «каштан», «камыш», «малыш», «душ», «наш», «дедушка» и пр.
    Можно тренировать фразы для закрепления звука в закрытых слогах – «кошка ловит мышку», «малышка ела кашку», «наш Антошка глядит в окошко» и т. д.
  7. Закрепление звука с согласными звуками. Произносите с ребёнком такие слова: «шляпа», «шкаф», «шмель», «штука», «шпинат», «шкатулка», «шпион» и т. д.
  8. Закрепление звука в текстах. Ребёнок должен повторят за взрослым целые предложения, а потом по вопросам пересказывать текст.

Основные методы постановки

Приемы постановки подбираются, исходя из причин нарушения работы речевого аппарата. Существует несколько способов воспроизведения звуков. К ним относят:

  • от артикуляционного уклада;
  • от опорного звука;
  • от подражания;
  • от опорного звука с механической помощью.
Читайте также:  Кинетический или волшебный песок для лепки

Когда надо обратиться к логопеду

Искажение и замена звуков у трехлетних детей не считается отклонением. Но если в 2 года у ребенка отсутствует речь, то стоит пойти на консультацию к специалисту. Только к 5 годам заканчивается формирование фонетического ряда. Постановка «Ш» и «Ж» происходит между третьим и пятым годами жизни.

Нарушение произношения исправимо и часто устраняется сравнительно легко. Главное, чтобы занятия были регулярными и систематичными. Важно, чтобы сам маленький ученик имел желание исправить речь и правильно выговаривать «Ш» и «Ж».

Ребенок и родители должны проявить во время уроков терпение и настойчивость. Если результаты будут невелики, то стоит обратиться к логопеду. Специалист может поставить «Ш» и «Ж» от опорного звука с механической помощью, при помощи зонда или шпателя.

Упражнения для разминки языка

«Лошадка» — малыш цокает языком так, чтобы получился звук похожий на топот копыт.

«Блинчик» — ребенок расслабляет язык и в таком состоянии кладет его на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении нужно не менее десяти секунд.

«Чашечка» — малышу нужно распластать язык по нижней губе, но при этом поднять его кончик.

Advertisement

«Болтушка» — напоминает предыдущее упражнения, но при этом язычок в форме чашечки поочередно поднимается и опускается.

Что мешает ребенку «зашипеть»?

Существует две группы причин, по которым малышам не удается произносить звук «Ш» правильно. К физиологическим причинам относятся:

  • Недостаточная развитость и малоподвижность артикуляционного аппарата;
  • Неправильный прикус (часто возникает из-за продолжительного использования соски);
  • Короткая уздечка языка;
  • Высокое нёбо;
  • Заболевания полости рта;
  • Трудности фонематического восприятия (ребенок не различает некоторые звуки на слух);
  • Нарушения слуха;

Вторая группа факторов – это ошибки взрослых, которые находятся в окружении ребенка.

  • «Сюсюканье» со стороны взрослых;
  • Неправильное произношение взрослых (дети всегда повторяют за нами).

Возможные отклонения

Произношение может отличаться от идеального. Несмотря на то, что в языке «ш» — глухой звук, произноситься он должен звонко и чисто. Существуют логопедические характеристики некорректного «ш»:

  • Шепелявый отзвук получается, если ребенок слишком выдвигает язык меж зубов. Это межзубное произношение.
  • Носовой оттенок (сигматизм) у «ш» возникает, когда излишне напряжена глубокая часть языка, его корень как бы подтягивается к небу, возникает глубокий шипящий «х».
  • При боковом сигматизме звук походит на хлопок.
  • Если язык упирается в верхние резцы, это называют призубным парасигматизмом. В результате «ш» заменяется на «т»;
  • При губно-зубном парасигматизме «ш» вынужденно превращается в «ф». Стоит проверить, нет ли у малыша проблем прикуса.
  • Если вместо «ш» звучит «с», это свистящий парасигматизм.

Нужно рассказать ребенку, как правильно сложить губы и держать язычок, чтобы звук вышел правильно. Лучше всего демонстрировать на себе и применять наглядные аналогии.

Автоматизация звука ш

Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш начинается с того, ребёнку предлагают сказать, на что похожа буква Ш, в чём помогут картинки с её изображениями.

Буква ш

Далее занятия по автоматизации строятся в такой последовательности: поставить звук изолированно, затем автоматизация звука Ш в слогах, потом идёт проговаривание слов, предложений со звуком Ш и уже в конце учат логопедические стихи, чистоговорки, скороговорки.

Автоматизация звука в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях

Для дошкольников занятия по постановке звука становятся интересными и ожидаемыми, если логопедическое занятие начать в игровой форме. Например, предложить отыскать букву “ш” на картинке, рассказать забавный стишок про букву “ш”.

  • Автоматизация в слогах начинается из проговаривания тех сочетаний, где “ш” стоит сначала: ша, шо, шу.

Прямые слоги со звуком ш

  • После освоения идут обратные слоги — аш, уш и т. д.

Обратные слоги со звуком ш

  • Затем слоги, закрытого и открытого типа, сопряжённые с другими звуками: што, шут, штат.

Слоги со звуком ш

  • Слова на букву “ш” — следующий этап. Тренировать нужно произношение слов со звуком “ш” в конце и в середине.

Слова со звуком ш в конце

Слова со звуком ш в середине

  • Звук ш в словосочетаниях.

Словосочетания со звуком ш

  • Звук ш в предложениях: начинайте с коротких и продолжайте к более сложным.

Предложения со звуком ш

Если ребёнок уже читает, в качестве рабочего материала может послужить конспект индивидуального занятия, а именно — его фрагмент со слогами и словами, чтобы он читал их самостоятельно.

Автоматизация в стихах, пословицах, скороговорках, загадках

Есть много забавных стихотворений, потешек, пословиц и скороговорок, которые помогут добиться автоматизации этого звука.

  • Стихи:

Стишки со звуком ш

  • Чистоговорки:

Чистоговорки со звуком ш

Скороговорки со звуком ш

Игры на закрепление звука

У логопедов есть особая тактика в подходе к занятиям: ребёнку предлагают те задания, которые ему нравятся. Играющих детей в разы проще обучить, чем тех, которым скучно.

Предлагаем ряд игр на автоматизацию звука “ш”:

  • «Змейка»: на картинке нарисована змейка, которая хочет попасть в домик. Он находится по другую сторону лабиринта. Задача малыша — помочь змейке доползти домой, ведя пальчиком по лабиринту и проговаривая звук “ш”.

Логопедическая игра Змейка

  •  «Помоги мышонку»: сюжет игры — мышонок убегает от кошки. Ребёнку нужно последовательно читать слоги, а потом и слова с буквой ш, чтобы грызун мог убежать от кота. Первый раз делать упор на правильное произношение, а потом можно предложить увеличить скорость бега мышки, читая слоги, слова быстрее.

Логопедическая игра Помоги мышонку

  • «Логопедические сказки с картинками»: придумать или взять с интернета готовую сказку, где есть множество слов со звуком “ш”. Задача ребёнка — прочитать сказку, верно произнеся звуки.

Логопедическая сказка про Машу и мишку

Читайте также: Дифференциация звуков Ш – С

Как способствовать развитию речи у детей

  1. Создать благоприятную, разговорную среду. Первые года жизни ребенок учится языку путем подражания родителям. Поэтому выстраивая правильные предложения, используя полные слова, грамотную речь можно помочь ребенку в формировании речи.
  2. Важно комментировать все действия, совершаемы не только ребенком, но и родителями. Это способствует активному усвоению понятий, действенной части речи.
  3. Поэтапно вводить обобщение понятий, смыслообразующие связи. Показывать действия с различными предметами, просить выполнять манипуляции обязательно озвучивая их.
  4. Игровая деятельность, сопровождающая ребенка на первом этапе жизни, является благоприятной средой для использования в своей речи различных стихотворений, прибауток. Ими можно озвучивать действия.postanovka-zvuka-sh-rebenku-poetapno-4-9673741
    Постановка звука
    Постановка звука

Постановка правильного произношения всех звуков, в т. звука «Ш» ребенку совершается поэтапно для развития правильной речи. Помочь в этом может не только логопед, но и ежедневные самостоятельные занятия, которые можно превратить в игру, чтобы малыш шел на контакт более активно.

Как можно проверить речь дошкольника в домашних условиях?

Определив, что дошкольник не умеет говорить шипящие, родители должны обратиться к специалисту. В домашних условиях они также могут обследовать речь ребенка, чтобы понять, какие именно шипящие искажаются. По логопедическим правилам обследование начинается с отдельного произнесения определенного звука, затем идет произнесение его в слогах, словах, и только потом в предложениях. Например:

Родители с детьми читают книжки

  1. Родитель, предлагая малышу воспроизвести шипящие ш, ж, ч, щ, медленно и внятно произносит их. Интереснее предложить игровую форму в виде речевых упражнений: «Змея зашипела: ш-ш-ш», «Пчелка зажужжала: ж-ж-ж».
  2. Для проверки состояния звука в слогах малыша побуждают повторять слоги, например, ши-жи, ча-ща, жу-шу, чу-щу, аш-аж, ач-ащ, щи, чух, кыш, вжик. При этом проверяемые звуки должны стоять в начале слога, середине, конце.
  3. На следующем этапе идет проверка произнесения звука в словах. Для заинтересованности используются картинки, где нарисованы предметы на заданный звук (шишка, жираф, шалаш, чайник, щука и прочие). При этом можно использовать логопедический наглядный материал, а можно подобрать вместе с ребенком картинки в детских книжках. Главное, чтобы они соответствовали определенным правилам: шипящие должны четко звучать в словах, стоять в начале слова, середине, конце (шуба, машина, камыш). По такому же принципу подбираются слова с другими шипящими: жук, ружье, лыжи и т. д.Хорошо, если обследование будет проходить в виде игровых упражнений. Например, «Как назвать ласково (птица-птичка, коза-козочка, жук-жучок, зима-зимушка, солнце-солнышко)? »
  4. Последний этап предполагает проверку звука в предложении, в котором подобрано несколько слов с проверяемым шипящим. Этой цели хорошо служат чистоговорки, например, «Тише, мыши, не шумите! Кота с кошкой не будите!» Подойдут для обследования шипящих классические скороговорки: «Шла Саша…», «Кукушка кукушонку…»

Важно! При обследовании ребенка нужно попытаться определить причину неправильного произношения, чтобы понять, что повлияло на искажение дикции.

Как научить ребёнка выговаривать букву «Ш». Урок 1

как научить говорить букву ш ребенка
как научить говорить букву ш ребенка
Урок предназначен для родителей, которые хотели бы научить своего ребёнка выговаривать букву «ш». Урок подходит детям 4-6 лет, которые пропускают в своей речи звук «ш» совсем, или же заменяют его на звуки «с» или «т». А также для детей с речевой возрастной нормой или же с так называемой физиологической дислалией.

В норме звук «ш» любым ребёнком произносится следующим образом: губы округлены, зубы разомкнуты на расстоянии 4-6 миллиметров, широкий край языка поднят к началу твёрдого нёба, при этом боковые края языка слегка прижаты к боковым зубам, а воздушная струя проходит посередине языка.

Если ваш ребёнок умеет говорить звук «т», то от него можно поставить звук «ш». Попросите малыша сказать букву «т», а потом объясните, что для нового звука нужно будет поднять язычок к верхнему нёбу. Пусть малыш протянет букву «т» как можно дольше, тогда появится вторым звуком неопределенный шелест или свист «тсссс». После этого язычок нужно спрятать внутрь рта, не прерывая звук. Не говорите малышу, что он научился говорить букву «ш», а сообщите, что теперь он может шипеть как змея.

Попросите, чтобы он ещё раз пошипел как змея, в этот момент своей рукой возьмите ребёнка за уголки губ и выдвиньте их немного вперед. У вас должен получиться настоящий звук «ш», после чего нужно переходить к автоматизации нового звука в слогах «шо» и «шу». Если во время постановки звука «ш» у ребёнка неожиданно получился звук «р», то лучше поставить этот звук. Потому что в дальнейшем от буквы «р» вы сможете поставить букву «ш». Если малыш умеет говорить звук «р», пусть он скажет его с открытым ртом, а потом произнесёт этот звук шепотом. После этого вы услышите долгожданную букву «ш».

2 коммент “Как научить ребёнка выговаривать букву «Ш». Урок 1”

Скажите пожалуйста, если ребенок при разговоре съедает первую букву как можно исправить его речь. Спасибо!

Источник: http://deti-i-my.ru/kak-nauchit-rebyonka-vygovarivat-bukvu-sh-urok-1.html

Комплекс артикуляционной гимнастики для выработки правильного произношения шипящих звуков

Для артикуляционной гимнастики Вам понадобится зеркало, ватка и… конфетка!

Каждое упражнение артикуляционной гимнастики выполняется 3-5 раз по 5-10 секунд. Весь комплекс делается 3-5 раз в день по 5-6 минут.

Выполнение упражнений комплекса Вы можете посмотреть в демонстрации взрослыми в  видео фонда «Расправь крылья».

Наказать непослушный язычок. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя…  Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.

Сделать язык широким. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.

Приклей конфетку. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Грибок. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)

Кто дальше загонит мяч. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Вкусное варенье. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Гармошка. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

Читайте также:  Когда ребенок начинает агукать

Фокус. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Чашка. После того, как ребенок научится распластывать язык и делать его широким, освоил упражнение вкусное варенье, предложите ему: «Приоткрой рот, сделай чашечку из языка, как я и поставь на бугорки за верхними зубами. А теперь подуй на язык. Слышишь, как зашумел ветер?» Воздух, проходя через небольшую щель между передним краем языка и нёбом, образует звук ш.

Структура индивидуального логопедического занятия

  1. Артикуляционная гимнастика должна начинать каждое занятие. Это поможет подготовить мышцы языка, щёк, губ. Длительность этой части — около 5 минут.
  2. Повторение пройденного на предыдущем занятии. Если у ребёнка возникли трудности, стоит остановится на этом этапе и пройти его ещё раз.
  3. Если малыш выполняет задания легко, можно переходить к освоению более сложных этапов.
  4. Игры на закрепление материала.

Общая длительность занятий не должна превышать 20-25 минут, чтобы малыш не потерял интереса к ним.

Читайте также: Постановка и автоматизация звука Л

Логопедические тетради

Дополните занятия работой в логопедических тетрадях. Используйте материал на уроках и в качестве домашних заданий. Скачайте и распечатайте задания.

  1. А. В. Костюк Логопедическая тетрадь. Звук Ш скачать
  2. Т. А. Ткаченко Логопедический альбом. Правильно произносим звук Ш скачать

Костюк А.В. Логопедическая тетрадь на звук ш
Ткаченко Т.А, Логопедический альбом звук Ш

Как научить ребенка правильно выговаривать букву «Ш»

Каждый из нас в детстве учился говорить. Кому-то это давалось легко, а кто-то долго коверкал буквы, пытаясь выговорить нужную. К сожалению, ситуаций, когда дети не могут правильно произносить некоторые звуки, возникает довольно часто.

как научить говорить букву ш ребенка
как научить говорить букву ш ребенка

Для многих детей звук «Ш» является одним из наиболее трудных в освоении. Некоторые малыши полностью исключают его, а некоторые меняют на другие. Например, вместо слова «шишка» родители малыша слышат следующее:

  • Фыфка . Показывает губно-зубное произношение звука «Ш».
  • Сыска . Ребенок заменяет шипящие свистящими звуками.
  • Хыхка . Этот случай показывает заднеязычный способ произношения.
  • Тытка . Это призубный вариант произношения.

Если произношению малыша уделять отдельное внимание, то он достаточно быстро научится произносить все необходимое, в том числе звук «Ш». Тогда можно будет обойтись без помощи логопеда.

Если после домашних занятий ребенку все равно плохо дается звук «Ш» или любые другие, то все-таки лучше обследовать его у логопедов. Возможно, у малыша есть проблемы со слухом или нарушено восприятие. Тогда без профессиональной помощи не обойтись.

Как самостоятельно проверить произношение

Обычно для выявления у ребенка проблем с речью логопед проводит полное обследование. Но, тем не менее, проверить речь малыша возможно и в домашних условиях. Проверка осуществляется по нарастающей: отдельно слоги, потом слова, фразы и предложения.

Для этого необходимо, чтобы ребенок повторял звуки за кем-то из родителей. По этой же схеме проверяется произношение слогов и прочего. Для получения более точной информации о том, как ребенок говорит, что он выговаривает, а что не может, необходимо ставить «Ш» в различные позиции: ОШО, УШУ, ША, ОШ и прочее.

Лучше всего для проверки приобрести или изготовить самостоятельно специальные карточки с различными рисунками. Это поможет придать процессу атмосферу игры. Выбирая слова для проверки, необходимо, чтобы буква была в разных частях слова. А при выборе предложений желательно, чтобы были трудно сочетаемые слова.

Причины трудностей в произношении

как научить говорить букву ш ребенка
как научить говорить букву ш ребенка

Постоянное общение поможет ребенку наладить произношение многих звуков

На сегодняшний день логопедами выделено несколько главных причин появления проблем с правильным произношением:

  • Проблема с физиологией . У малыша слишком большой язык, неправильный прикус или высокое небо.
  • Слишком долго использовалась соска . Часто из-за этого развивается неправильный прикус, от чего в будущем страдают некоторые звуки.
  • Сюсюкание . Обычно дети копируют речь взрослых. Так они обучаются говорить. Если с малышом много сюсюкаться, это может привести к неправильному произношению.
  • Дефект речи у родителей . Тут проблема похожа на описанную в предыдущем пункте. Дети копируют произношение взрослых и так учатся говорить неправильно.
  • Отношение родителей . Иногда родители очень многого хотят от ребенка, но при этом не уделяют должного внимания грамотной артикуляции.
  • Отставание в умственном плане . Если у ребенка проблемы с развитием и обучением, то, как следствие, речь также будет отставать.
  • Проблемы со слухом . У ребенка просто нарушен слух. У него не получается расслышать и воспроизвести правильное звучание.

Даже если удалось диагностировать наличие проблемы, то узнать ее точную причину получится только у специалиста.

Разминка

Перед тем как приступить к тренировке звука «Ш», необходимо сначала размять губы. Для этого подойдут такие упражнения:

  • «Хобот» . Нужно попросить малыша по очереди складывать губы в широкую и узкую трубочки. В широкой постановка губ такая же, как при произношении «О», а в узкой — как при произношении «У».
  • «Чередование» . Ребенок должен попеременно складывать губы в узкую трубочку, а затем в широкую улыбку. Причем чем улыбка шире, тем лучше.
  • «Удивление» . Губы складываются, как при произношении «О».

Как тренировать речь

Чтобы исправить дефекты речи у ребенка и научить его правильно произносить все звуки, используйте такие упражнения:

  • «Блинчик» . Для выполнения нужно высунуть язычок на нижнюю губу подобно блину на сковородке и держать минимум десять секунд.
  • «Чашечка» . Сначала высунуть язык, как в упражнении «блинчик», а потом поднять края языка, чтобы получилось похоже на чашу.
  • «Болтушка ». Нужно высунуть язык в положении «чашечка» и поднимать его верх-вниз.
  • «Лошадка ». С помощью цоканья языком требуется изображать походку лошади.
  • «Фокус» . Данное упражнение легче всего преподнести в игровой манере. Нужно высунуть язык и сложить его в «чашечку». На край носа ребенка помещается кусочек ваты. Требуется как можно резче выдохнуть, чтобы она слетела.

Обучение малыша правильному выговариванию

Фото 4
Родители, чьи дети неверно произносят шипящие звуки, интересуются тем, как научить ребенка выговаривать букву Ш в домашних условиях. Логопедами разработаны упражнения, которые помогают справиться с такой проблемой.

Занятие состоит из двух этапов: разминка и постановка звука. Чтобы артикуляционная гимнастика дала скорый положительный результат, требуется выполнять ее ежедневно по 5-10 минут.

Необходимо проявлять старание и настойчивость, хвалить малыша за успехи, поощрять его выполнять упражнения.

Разминка

Прежде чем приступить к выполнению основного комплекса, необходимо провести разминку. Это нужно для подготовки ротовой полости к постановке звука Ш.

Разминка состоит из ряда таких простых упражнений:

  • язык положить на нижнюю губу. Зафиксировать такую позицию на 15 секунд;
  • сделать из языка подобие чашечки. Задержаться в подобном положении на 10 счетов. Расслабиться. Снова сделать из языка чашечку. Это упражнение хорошо тренирует мышечные ткани;
  • выполнять цоканье языком. Делать это следует медленно, растягивая процесс;
  • сформировать чашечку языком, плавно опускать и поднимать ее. Выполнять такое движение необходимо медленно, плавно;
  • поочередно произносить звуки О и У, максимально жестикулируя губами (делая из них большой круг, складывая их в трубочку);
  • сделать из губ узкую трубочку, а затем широко улыбнуться;
  • плавно поднимать язык к верхней губе и опускать к нижней;
  • челюсть сомкнуть, губы вытянуть вперед и сформировать ими подобие прямоугольника. Задержаться в такой позиции на 10-15 секунд;
  • облизывать верхнюю губу. Это тренирует верхний подъем языка.

Подготовить ребенка к постановке звука Ш может дыхательная гимнастика. Она учит малыша формировать правильную воздушную струю.

Суть дыхательной гимнастики заключается в выполнении следующих упражнений:

Фото 5

  • дуть на перышки, свечи, вертушки;
  • пытаться задуть пенопластовый шарик или кусочек ватки в созданные для этого ворота (можно использовать картонную коробку);
  • распластать язык на нижней губе. Подуть на высунутый кончик таким образом, чтобы воздушная струя прошла по центру;
  • на кончик носа положить шарик из ватки. Выдвинуть нижнюю губу вперед и подуть вверх. Нужно убрать ватку с носа без помощи рук, при помощи воздушного потока.

Рекомендуется выполнять все упражнения перед зеркалом. Во время обучения можно включать детские песенки, рассказывать интересные истории.

Подробнее способы постановки звука Ш Вы можете посмотреть здесь.

Порядок постановки шипящих

Если ребенок страдает плохим произношением только какого-то определенного шипящего (ш, ч, ж, щ), понятно, что работать нужно над постановкой одного звука. Но, как правило, у дошкольников происходит искажение произношения одновременно нескольких шипящих. Тогда родителям важно знать, с какого звука, в первую очередь, начинать. Специалисты определяют соответствующий порядок и предупреждают, что каждый звук надо ставить индивидуально, причем начинать с самого доступного, постепенно переходя к более сложному. По мнению логопедов, порядок постановки нескольких звуков зависит от физиологии дошколят: сначала ставится шипящий ш, потом ж, далее ч и щ. Однако, могут быть изменения в последовательности постановки, так как все зависит от индивидуальных особенностей, определить которые может только специалист.

Массаж лица

Как отдельный элемент массаж особым фактором не является, но совместно с артикуляционной гимнастикой и голосо-речевыми тренингами оказывает положительное влияние на правильную постановку речи.

Делая массаж проговариваем свои движения:

  • Мягко поглаживая над бровями пальцами рук, произносим: «Так себя мы любим, так себя голубим». Далее поглаживая вдоль носа, говорим: «Славный носик, такой у нас курносик». Массируем около губ, щечки до ушей:» Наш улыбчивый роток, говорунчик еще тот»

Делаем мягкое постукивание пальцами по тем же участкам лица. Встречными и противоположными движениями. Постоянно общаемся с ребенком: «Мы красивые! Мы счастливые! Вот как мы себя поласкали!»

Артикуляция

Артикуляция звука Ш

Залогом хорошего произношения является правильная артикуляция звука ш и ж. Чтобы научить ребенка правильно говорить буквы ш и ж, необходимо изучить один способ артикуляции, так как речевой аппарат работает практически одинаково при произношении обеих букв.
Так, чтобы правильно говорить букву ш, необходимо следующим образом провести работу с артикуляционным аппаратом:

  • губки малыша должны быть немного выдвинуты вперед в форме трубочки;
  • кончик языка приподнят к небу так, что между ними остается небольшая щель;
  • боковыми краями язычок ребенка прижимается к верхним крайним зубам, придавая языку форму чашечки;
  • струя воздуха легко проходит через незадействованные голосовые связки, создавая необходимое звучание.

Для того чтобы понять, как научить ребенка говорить букву ж, необходимо прибегнуть к вышеописанной артикуляции, подключив при этом вибрации голосовых связок.
Очень важны регулярные упражнения для постановки звуков. Эти упражнения могут проводиться как с логопедом, так и в домашних условиях.

Как проводить логопедические занятия с ребенком дома. Советы

Занятия должны проходить в игровой форме. Так ребенок не будет настороженно к ним относиться, нервничать и комплексовать.

  • Нельзя чрезмерно настаивать на упражнениях и заставлять ребенка. Занятия должны приносить ему удовольствие. Лишь в этом случае произношение быстро начнет улучшаться.
  • Занятие не должно превышать 15 минут, а артикуляционная гимнастика (разминка) пусть длится не менее 5 минут. Так упражнения принесут наибольшую пользу.
  • Не стоит повторять дыхательные и голосовые упражнения больше 4-5 раз. Дети быстро утомляются, затрачивают больше кислорода, чем обычно, и могут почувствовать головокружение.
  • Ребенок не должен быть простужен (заложенный нос, больное горло), иначе дыхательные упражнения будут выполняться неверно и не принесут пользы.
  • Чтобы усилить эффект от занятий, надо обязательно закреплять навыки в течение дня. Детям будет интересно играть и произносить скороговорки вместе со взрослыми. Делать это можно и дома, и на прогулке.
  • Можно предложить ребенку побыть в роли учителя. Пусть он «научит» любимую игрушку выговаривать букву.
  • Развить речь помогут игры и упражнения для мелкой моторики — лепка, раскрашивание, конструирование букв.
  • Обязательно хвалите малыша. Ему важно ощущать свои достижения.
Источники

  • https://orechi.ru/razvitie-rechi/postanovka-i-avtomatizatsiya-zvuka-sh
  • https://momjournal.ru/uxod-za-rebenkom/rannee-razvitie/razvitie-rechi/kak-nauchit-bukvu-sh.html
  • https://telemedicina.one/logopediya/nauchit-rebenka-govorit-bukvu-sh.html
  • https://prodetskiysad.ru/razvitie/postanovka-shipyashchih-zvukov
  • https://malchishki-i-devchonki.ru/kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-sh-i-zh-uprazhneniya-i-sovety.html
  • https://vse-pro-detstvo.ru/razvitie_rebenka/kak-nauchit-rebenka-vyigovarivat-zvuk-sh
  • https://www.center-sozvezdie.ru/journal/kak-nauchit-malysha-proiznosit-zvuk-sh.html
  • https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_govorit_bukvu_sh.html
  • https://kidteam.ru/postanovka-zvuka-sh-rebenku-poetapno.html
  • https://myintelligentkids.com/formirovanie-pravilnogo-zvukoproiznosheniya-shipyashhix-u-doshkolnikov-v-domashnix-usloviyax
  • https://teora-holding.ru/kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-sh-kak-nauchit-govorit-bukvu-sh-rebenka/
  • http://rodnaya-tropinka.ru/rebenok-ne-vy-govarivaet-shipyashhie-uprazhneniya-dlya-postanovki-zvukov/
  • https://VseoRechi.ru/razvitie-rechi/deti/postanovka-zvuka-sh.html
  • https://kukuriku.ru/razvitie/rech/ychim-govorit/bykvi-r-l-zh-sh-s/

Оцените статью
Всё о самом замечательном периоде жизни будущей мамы