Когда ребенок начинает говорить первые слова

kogda-rebenok-nachinaet-govorit-pervye-slova-2 Развитие
Содержание
  1. Когда ребенок должен начать говорить?
  2. Обоняние
  3. Формирование полноценного зрения
  4. Норма развития для разного детского возраста
  5. Запомнить родителям
  6. Как выбрать детского психолога — 6 критериев
  7. Как развить в ребенке качества супергероя: ответственность, инициативу, смелость
  8. Физиология процесса
  9. Зрение
  10. Как помочь ребенку быстрее сказать свои первые слова?
  11. 5 Мама боится потерять смысл жизни
  12. Какова нормальная реакция
  13. В каком возрасте стоит беспокоиться, если ребенок не начинает говорить?
  14. Почему ребенок никак не произносит первые слова?
  15. Когда ребенок начинает говорить, если в семье разговаривают на двух языках?
  16. Видит маму и узнает
  17. Как малыш узнает родственников
  18. Когда дети определяют маму по голосу
  19. Расстройства и нарушения детского психического здоровья
  20. Когда стоит обратиться к врачу
  21. Как помочь сыну или дочке быстрее узнавать родителей
  22. 4 Мама боится одиночества
  23. Когда и как дети начинают узнавать папу
  24. Психология и особенности отклонений в развитии
  25. Какими могут быть отклонения у детей?
  26. Игры на развитие артикуляционного аппарата
  27. Как ребенок относится к маме, родным и чужим людям в зависимости от возраста (от рождения до года)?
  28. 2 Мама все время «исчезает»

Когда ребенок должен начать говорить?

В первую очередь родителям важно понять, что ребенок никому ничего не должен. Он развивается в соответствии со своим внутренним ритмом, который может сильно отличаться от среднестатистических норм. Случается, что у малыша, который произнес свои первые слова очень рано, расширение словарного запаса впоследствии сильно замедляется. И наоборот, молчун, смотревшийся белой вороной на фоне своих сверстников, вдруг может неожиданно обогнать их всех.

Когда ребенок начинает говорить

Оценивая прогресс ребенка, мы рекомендуем вам не принимать близко к сердцу рассказы знакомых: многие мамы и папы очень сильно преувеличивают успехи своего чада. Лучше ориентируйтесь по следующим ключевым точкам речевого развития (не забывая, что график каждого малыша индивидуален).

2–4 месяца

Агуканье

В это время грудничок начинает «гулить», «агукать» 1 . Он еще не пытается говорить, просто осознает факт, что определенные движения речевого аппарата способны превращаться в звуки. Именно поэтому «агу» совершенно интернационально — это «слово» естественно получается при открытии и закрытии рта.

6 месяцев

Агуканье

В это время грудничок начинает «гулить», «агукать» 1 . Он еще не пытается говорить, просто осознает факт, что определенные движения речевого аппарата способны превращаться в звуки. Именно поэтому «агу» совершенно интернационально — это «слово» естественно получается при открытии и закрытии рта.

~ 1 года

Первые слова

К первому дню рождения малыш выучивает свои первые настоящие слова. Да, это довольно примитивные «мама», «папа», «баба», но они уже — не просто набор звуков. Ребенок понимает смысл, адресует их конкретным взрослым 1 .

Вскоре речь карапуза пополняется другими простыми словами. Например, он более-менее отчетливо вскрикивает «ой», когда уронил игрушку, или «дай», когда хочет что-то получить. Первичный словарный запас малыша обычно состоит из 5–10 слов.

1-1,5 года

Расширение словарного запаса

Каждую неделю ребенок радует родителей новыми словами, но мама и папа не всегда могут понять детский «диалект». Дело в том, что малыш уже различает немало слов в речи взрослых, но у него не получается их повторить. Так «каша» превращается в «ка», «упало» в «апа», «птичка» в «тика». Нередко малыш придумывает концептуальные слова, объединяющие сразу несколько предметов, например, обозначает одним слогом все мягкое и теплое — от пледа до собаки. Набор первых слов крохи ограничен существительными, глаголами, междометиями.

При оценке развития ребенка родителям важно в первую очередь оценивать не количество слов, которые он произносит, а пассивный запас слов, которые он явно понимает в речи взрослых.

1,5-2 года

Первые предложения

Это период, когда дети начинают говорить все активнее. Малыш выучивает два очень важных для коммуникации слова — «да» и «нет». Он повторяет услышанное, может даже запомнить целые фразы. Словарный запас существенно расширяется и достигает 250 и более слов 1 . В нем продолжают преобладать названия окружающих предметов и основных действий, но появляются первые абстрактные выражения, например, «привет» и «пока».

Малыш понимает, что вместе слова работают лучше, и учится составлять первые предложения. Они довольно короткие — всего 2–4 слова, но позволяют внятно выражать желания.

2-3 года

Полноценная речь

Речь малыша становится почти взрослой, потому что вслед за существительными и глаголами в ней появляются первые слова, относящиеся к другим частям речи. Малыш начинает употреблять местоимения, а заодно понимает, что у предметов есть род и число. Он открывает для себя прилагательные и теперь не просто называет предметы, а дает им характеристики. Он осваивает вопросительные слова, начинает постоянно спрашивать вас то об одном, то о другом. Он даже способен уложить в голове времена, склонения и спряжения, пусть пока и не знает, как они называются.

К возрасту трех лет с ребенком можно полноценно общаться, и сфера разговоров не ограничивается темами «кушать, играть, спать». Малыш знает 800–1000 слов 1 , может рассказать вам, что делал в гостях у бабушки, ответить на ваши вопросы и задать вам в сто раз больше.

По большому счету, навыки речи у ребенка сформировались. Осталось только отполировать их, продолжая наращивать словарный запас и практикуясь в произношении.

На какую маму из мультфильма вы похожи? Пройти тест

Обоняние

Как и слух, обоняние развивается и становится функциональным, пока ребёнок находится в самой утробе матери, но что там нюхать в матке? Амниотическую жидкость!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Амнион представляет собой мешок, который окружает плод в матке. Он заполнен жидкостью, называемой амниотической жидкостью. Это та самая жидкость, которая выделяется при «отходе вод» у женщины. Ребёнок находится в безопасности внутри этого амниотического мешка, а жидкость действует как амортизатор и источник питательных веществ для ребёнка на протяжении всей беременности.

Ребёнок внутри матки ощущает амниотическую жидкость, когда он сосёт большой палец и во время глотания. Манипуляции с запахом амниотической жидкости в экспериментах показали изменения в реакции младенцев. Они проявляют влечение к запаху этой жидкости, что явно указывает на пренатальное «обучение».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После рождения ребёнок инстинктивно поворачивается к материнской груди, так как она является источником амниотического запаха. Уже в первый день плачущие младенцы успокаиваются, когда их подносят к матери — из-за знакомого запаха.

Мамы обычно остаются в самом тесном контакте с ребёнком во время кормления и в другое время. Таким образом, младенец больше всего подвергается воздействию материнского запаха. Он начинает осознавать, что именно за этим запахом следует питание и вообще комфорт. В результате у него развивается предпочтение к определённому запаху.

Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, менее склонны к материнскому запаху, чем дети, находящиеся на грудном вскармливании. Это означает, что воздействие материнского запаха играет жизненно важную роль в развитии узнавания ребёнка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Формирование полноценного зрения

Когда новорожденный начинает слышать и видеть так, как это делают взрослые? Известно, что с рождения у человека имеется ряд безусловных рефлексов, включая реакцию на свет, защитные реакции и даже генерализованный ответ на яркое освещение. Многих родителей при этом интересует, что именно видит ребенок, осознанно ли он реагирует на окружающих, способен ли узнать маму, папу и других ближайших родственников. Ответ: нет, до месяца ребенок не может узнавать лиц, так как его зрение способно распознать только силуэт. Осознанные реакции на движения появляются только в возрасте 1 месяца. В этот период детское зрение развивается до следующего уровня:

  • Малыш способен фиксировать взгляд на предмете, находящемся на расстоянии до 30 см
  • Большой интерес вызывают контрастные черно-белые картинки
  • Ребенок начинает различать и рассматривать человеческие лица

Норма развития для разного детского возраста

Каждый родитель нуждается в знаниях в отношении этапов развития ребенка. Существуют международные стандарты, подтвержденные многочисленными исследованиями в данной области. Таким образом, если ребенок или слишком быстро начал развиваться, или наоборот, замечается недоразвитие, отсталость – это должно быть поводом для обращения к компетентным специалистам – к детскому психологу, неврологу, педиатру, логопеду и так далее. психическое развитие детей.jpg
Итак, давайте рассмотрим, как в норме должен развиваться ребенок.

  • 0-6 месяцев. По стандартам до полутора месяцев у малыша должна уже появиться реакция на знакомые эмоции и лица – в частности, гнев, улыбки, печаль, разочарование. Дети в таком возрасте начинают реагировать на определенные факторы. Проявляется «Совместное внимание», при котором ребенок с родителем делают обмен звуками и подражание эмоциям. Также дети начинают с каждым днем лучше различать цветы и звуки. Они плачут, если хотят что-то донести – дискомфорт, жажду, голод. К 2 месяцам ребенок начинает гулить, к 4 – лепетать.

Также в этом возрасте уже можно определить, каким будет ваш ребенок – активным, спокойным, энергичным и так далее.

  • 6-12 месяцев. Обычно в этом возрасте ребенок уже понимает, как его зовут и отзывается на имя. К одному году ребенок уже может указывать на что-то – на определенный предмет или игрушки. Также большая часть детей к году уже говорит определенные слова. При этом между ребенком и родителем начинает формироваться определенная связь. Таким образом, если мать, к примеру, куда-то уходит, ребенок начинает волноваться и испытывать беспокойство.

Улучшается концентрация внимания и память. Уже к 8-ми месяцам ребенок понимает, что при исчезновении из поля зрения человек никуда не пропадает, он и далее существует. психическое развитие детей1.jpg

  • 1-1,5 года. Так, в этом периоде начинает проявляться эмпатия – дети учатся чувствовать, проявлять эмоции, демонстрировать их другим. В особенности развивается подражание – если ребенок увидел, что мать улыбается, он тоже начнет смеяться. Если же мать плачет или расстраивается – ребенок попробует ее успокоить. В возрасте 1,5 лет ребенок уже может более-менее разговаривать, его словарный запас варьируется в пределах 200 слов. Также дети уже начинают лучше ориентироваться в пространстве.
  • 1,5-2 года. В этот период дети пытаются произносить целые фразы. Соответственно, если ребенок по каким-то причинам не хочет говорить – необходимо обратиться к специалистам и установить причины. Но бывают случаи, когда дети начинают говорить поздно. Как правило, это передается на генетическом уровне. Так, дети уже сочетают по нескольку слов, увеличивают свой словарный запас, строят из кубиков и других элементов определенные фигурки.

Также в этом возрасте дети учатся испытывать сложные эмоции. Например, стыд, вину, смущение и так далее. Они начинают лучше понимать других людей. Кроме того, формируются навыки самоконтроля – дети могут откладывать что-то на потом, например, определенную игру. Также они продолжают учиться имитировать все подряд. Примечательно, что в этом возрасте наблюдается и гендерное разделение – например, мальчики предпочитают играть в машинки, девочки – в куклы. Еще детям в этом возрасте нравится изображать себя каким-то героем в процессе игр. Интересно, что в этом же возрасте дети уже не испытывают прежнюю тревогу при виде уходящего родителя. психическое развитие детей 2.jpg

  • 2-5 лет. Дети в этом возрасте впервые начинают пробовать «на вкус» дружбу. Они взаимодействуют с другими детками, учатся определенным механизмам понимания, совместного времяпровождения. Важно понимать, что у детей бывают вспышки агрессии и раздражения в возрасте 1-4 лет – это совершенно нормально. Если говорить о норме, то к 4-5 годам вспышки проходят. Нередко дети в таком возрасте громко разговаривают сами с собой. Также они улучшают свой самоконтроль. Уже в 3 года игры приобретают социально-драматический характер, нередко у детей появляются воображаемые друзья.

Интересно, что в этом же возрасте формируются определенные механизмы демонстрации эмоций, развивается понимание культурных норм и нравственных убеждений общества. Память уже у детей становится гораздо сильнее и шире. Если вы хотите проверить ребенка, назовите несколько раз 4 предмета, например «мяч, кровать, игрушка, йогурт». В норме ребенок должен это запомнить.

  • В 5 лет у ребенка словарный запас равен примерно 2000 слов. Так, в 4-5 лет ребенок способен говорить сложными предложениями, использовать разное время в речи. Также в этом возрасте дети учатся считать, писать, читать. Кроме того, в этом возрасте дети становятся весьма любознательными, они засыпают взрослых вопросами «почему и зачем». Не стоит игнорировать эти вопросы или отвечать чисто формально, лучше давать обстоятельные и, что важно — правдивые ответы.
Читайте также:  Детские потешки, прибаутки для самых маленьких

Уже в 5 лет также ребенок понимает, что пол не меняется, что девочки отличаются от мальчиков, и каждая гендерная группа ведет себя соответственно общественным стандартам и нормам. Девочки более спокойные и любят тихие игры, мальчики – наоборот. Также в 2-5 лет дети обучаются обслуживать свои естественные потребности – есть самостоятельно, одеваться, пользоваться туалетом. Важно учесть, что в этом же периоде дети пытаются исследовать половые органы (как свои, так и своих сверстников). Это естественный интерес, и не надо ребенка за это стыдить — так вы разовьете в нем только комплексы.

Запомнить родителям

1 Ребенок — это самостоятельный человек, личность, о котором вам нужно позаботиться пока он беспомощный и которого нужно отпустить, когда он будет к этому готов.

2 Что делать, если ребенок «прилипала»? Убедитесь, что кроме ребенка у вас есть и другие смыслы жизни: любимая работа, теплые супружеские отношения, время для друзей и близких, интересное хобби. Ребенок должен быть дополнением к вашей жизни, а не заменой всего.

3 Позаботьтесь о себе. Да, у вас маленький ребенок, и с ним сложно. Но и вам важно отдыхать, находить хоть пять минут в день для себя. Не стесняйтесь просить о поддержке и помощи. Заботясь о себе, вы заботитесь о ребенке. Только счастливая мама может вырастить счастливого ребенка.

Если вы видите, что многое из того, о чем говорится в этой статье, — про вас, не стесняйтесь обратиться за помощью к психологу или психотерапевту. Это не признак слабости, а показатель ответственности и осознанности.

И, да, предупреждайте ребенка, что вы уходите. Говорите ему, когда вы вернетесь. Даже если малышу всего один месяц.

Автор статьи: Мелихова Виктория Игоревна


Пустыльникова Ольга Олеговна,
Клинический психолог, нейропсихолог, дефектологЕсли вам нужна помощь опытного специалиста, запишитесь на прием к Ольге Олеговне. Записаться на прием

Получайте новые статьи раз в неделю:

Электронная почта:*ПодписатьсяПредоставлено SendPulse Рассказать друзьямВКонтактеФейсбукВотсапТелеграмТвитер
Читать статью

Как выбрать психолога для ребенка или подростка — психолог Виктория Мелихова для журнала «Алвиан».

Как выбрать детского психолога — 6 критериев

Как выбрать детского психолога — 6 критериев
Читать Читать статью

Если ребенок капризничает, делает все назло, корень нужно искать в чувстве значимости — статья детского психолога Виктории Мелиховой

Как развить в ребенке качества супергероя: ответственность, инициативу, смелость

Как развить в ребенке качества супергероя: ответственность, инициативу, смелость
Читать Читать статью

«Он не боится ничего, потому что понимает, что мама всегда поймает и защитит». Почему родители так оберегают детей и как рассказать ребенку об опасности.

Физиология процесса

Научным путем установлено, что человек рождается зрячим, но видеть полноценно окружающий его мир он не может. Это связано с тем, что у новорожденных еще не сформирована периферическая нервная система, и ей предстоит существенное развитие.

Для формирования полноценной зрительной картинки должны работать такие cистемы организма:

  • анализатор;
  • ощущение;
  • восприятие.

мама и ребенок

Упрощенно процесс выглядит таким образом: глаза получают картинку и отправляют ее в мозг, а головной мозг распознает ее и формирует окончательный образ. Взаимодействие этих составляющих и представляет собой зрение.

Зрение

Несмотря на то, что зрение ещё не полностью развито к моменту рождения, дети могут удивить вас по-разному! У новорожденного всё вокруг размыто и нечётко, если только объекты не находятся достаточно близко.

Исследования показали, что младенцы склонны воспринимать лица лучше, чем другие объекты. Следовательно, дети любят смотреть на лица! Однако они не в состоянии распознать их примерно до 3-6-месячного возраста. Младенцы в этом возрасте способны отличать лицо своей мамы от других.

Как помочь ребенку быстрее сказать свои первые слова?

Речь тесно связана с интеллектом, поэтому многие родители стремятся побыстрее разговорить малыша и очень беспокоятся, если он не хочет этого делать. Сегодня существует немало методик раннего развития речи. Вы можете выбрать и попробовать какую-то из них, но только не переусердствуйте. Иногда слишком интенсивные упражнения дают побочные эффекты — малыш может замкнуться в себе от перегрузки информацией или перестать интересоваться окружающим миром, желая узнавать новые слова только из любимых обучающих мультиков. Чтобы понять, не приносит ли программа развития вреда, внимательно следите за поведением и эмоциональным состоянием ребенка, а также регулярно консультируйтесь со специалистом.

Кроме авторских методик, есть и универсальные советы, помогающие родителям быстрее услышать первые слова крохи:

  • Не думайте, что малыш заговорит быстрее, если вы искусственно сократите общение с ним до самых примитивных слов. Наоборот, с рождения старайтесь разговаривать с ребенком на самые разные темы, даже абстрактные.

  • Если малыш не спит, постоянно говорите с ним. Комментируйте свои действия во время игр, кормления или переодевания. На прогулке рассказывайте обо всем, что видите — о деревьях и цветах, о дорогах и машинах, о дожде и солнце, о бабочках и птицах. Описывайте каждый предмет — что он делает, какой у него цвет, размер, количество, из чего он состоит и т.д. Если он связан с чем-то уже знакомым крохе, укажите на эту связь.

  • Не закрепляйте в сознании малыша упрощенные формы слов. Если ребенок называет кошку «ко», подтвердите, что поняли его, и произнесите правильно: «да, это кошка». И, конечно, не выдумывайте таких слов сами 1 .

  • Когда дети начинают говорить, важно дать им возможность для получения свежих знаний. Не ограничивайтесь замкнутым кругом «дом, парк, детская площадка». Водите малыша на детские мероприятия, в зоопарк, музеи и в другие места, где он сможет получить новые впечатления.

  • Читайте малышу книжки, показывайте картинки и объясняйте, что изображено на них, пойте детские песенки, ищите видео для детей в интернете. Все это стимулирует интерес малыша к освоению речи, расширяет словарный запас и выстраивает логические связи между различными предметами, действиями, явлениями, свойствами.

  • Хвалите малыша за достигнутые успехи. Даже если они совсем крошечные.

5 Мама боится потерять смысл жизни

Здесь сложности будут испытывать те родители, которые в ребенке видят весь смысл своей жизни. Без ребенка жизнь была бы пустая. Да и вообще, ради чего еще можно жить, все только для детей — убеждены они.

Мама трехлетнего мальчика с любовью и гордостью говорит, что в нем весь смысл ее жизни, только с его появлением она зажила по-настоящему. И все бы ничего, только ребенок не отходит от мымы ни на шаг, любые ее отлучения даже на минуту заканчиваются слезами и криками. О причинах догадаться несложно. Как только ребенок начнет немного отходить от мамы, расти, обзаводиться своей собственной жизнью, она столкнется с пустотой. Смысл жизни будет потерян, ее мир рухнет.

Да, до какого-то времени ребенок становится центральным объектом внимания и заботы всей семьи. Например, на первом году жизни, когда он не может еще ничего сделать сам.

Но ребенок растет, становится все более самостоятельным. И вот в какой-то момент родители сталкиваются с тем, что уже не все их время и пространство занято ребенком. Теперь приходится снова посмотреть на свои отношения друг с другом, которые, вероятно, дали трещину; вернуться к своей профессии, которая никогда не приносила радости и удовлетворения; увидеть, что хобби и вовсе отсутствует, а среди друзей и знакомых одни предатели. Очень непросто столкнуться со всем этим «букетом».

Уж лучше заботиться о своем малыше, даже если ему уже стукнуло тридцать. Скорее всего ребенок таких родителей будет чересчур привязан к ним. И даже став взрослым, будет неспособен к самостоятельной жизни, а останется инфантильным.

Какова нормальная реакция

Обычные реакции — это:

  • Движение ручками и ножками
  • Повороты головы
  • Поиск источника голоса глазами
  • Замирание или вздрагивание
  • Плач
  • Прислушивание

Если эти реакции отсутствуют в первый месяц жизни ребенка при фоновых звуках, не стоит нервничать, это совершенно нормально. А вот если малыш не реагирует даже на громкие и продолжительные звуковые раздражители, это повод показаться специалисту. К счастью, нарушения слуха имеются только у 1–2 % из 1000 новорожденных**.

В каком возрасте стоит беспокоиться, если ребенок не начинает говорить?

Еще раз напомним: каждый ребенок — личность со своими индивидуальными особенностями. Возраст выхода на каждый из этапов речевого развития сильно варьируется для разных детей. Если малыш сказал свои первые слова на месяц-два позже нормы — ничего страшного. Говорить о возможной проблеме можно только в том случае, если малыш отстает на этап и больше:

В каком возрасте ребенок начинает говорить

Почему ребенок никак не произносит первые слова?

Если ребенок демонстрирует признаки задержки речевого развития, сначала необходимо провести поиск медицинских проблем. Помимо состояний, связанных с аномалиями развития головного мозга (ДЦП, аутизм и другие), это могут быть нарушения слуха и физические дефекты аппарата речи — гортани, голосовых складок, глотки, челюстных мышц 1 .

Если они исключены, скорее всего, это временная психологическая проблема. Малыш перерастет ее с помощью специалиста по развитию речи. И дальше родители будут мечтать о другом — как заставить его замолчать 🙂

Почему ребенок никак не произносит первые слова

Когда ребенок начинает говорить, если в семье разговаривают на двух языках?

Если с рождения ребенок находится в двуязычной среде, он начнет разговаривать позже своих сверстников 2 . Зато на обоих языках сразу! Причина очевидна: малышу приходится самостоятельно разбираться, почему взрослые произносят определенные звуки при разных действиях, а если они называют одну вещь двумя словами, понять механику «говорения» значительно сложнее.

Вовсе не обязательно, чтобы на разных языках говорили именно мама и папа. Источником альтернативных лингвистических знаний может быть и бабушка, и няня, и более взрослые малыши в яслях. Если вы стремитесь к тому, чтобы с младенчества ребенок знал два языка, просто запаситесь терпением в ожидании первых слов. Но если в ваши планы не входит обучение малыша родному языку няни или особенному диалекту бабушки, попросите их разговаривать в присутствии крохи на максимально чистом русском языке.

Видит маму и узнает

Ребенок узнал маму
Зрение у детей развивается не так активно как слух, в первые месяцы ребенок видит все как в тумане, он никак не распознает силуэты родителей. Ему все равно, кто прошел рядом папа или незнакомый мужчина.

Однако, постепенно, начиная с трех месяцев, мир малыша начинает приобретать краски, он замечает, кто именно находится с ним чаще всего, кто с ним играется, кто ему улыбается. Малыш начинает очень хорошо реагировать на мимику и улыбаться родителям в ответ.

В 4-5 месяцев ребенок при виде знакомого человека может начать гулить, улыбаться, дергать ножками и ручками, при условии, что этот человек радостно ему улыбается и спокойно приговаривает.

В полгода дети уже должны четко различать своих и чужих. Они могут даже сторониться посторонних людей, вести себя скованно, не играться и не улыбаться. Наш сынок в 6 месяцев был таким же: он с нами постоянно смеялся, игрался, показывал, что он умеет, дергал ножками и т.д. Как только его приносили к бабушке – становился сразу другим ребенком, грустный взгляд и минимум движений, вел себя настороженно.

Как малыш узнает родственников

Примерно в 8-9 месяцев начинается новый этап развития малыша: он начинает знакомиться с бабушкой, дедушкой, прочими членами семьи. То же относится к дальним родственникам, друзьям и знакомым родителей. Стойкая связь с ними устанавливается и крепнет по мере вовлеченности взрослого к малышу. К началу 10 месяца малыш четко определяет своих и чужих по внешности.

Когда дети определяют маму по голосу

У ребенка сыпь на теле — что это

Читайте также:  Почему малыши бьют родителей, и как быстро и эффективно это пресечь

Еще во внутриутробном периоде дети могут слышать звуки. Материнский голос воспринимается лучше всего.

Важно! Поскольку грудничок воспринимает голос мамы, будучи в ее утробе, очень важно разговаривать с ним. Ведь в этом периоде вырабатывается прочная душевная связь матери и ребенка.

Малыш выделяет родной голос из богатого мира звуков уже примерно в 3 месяца. В это же время он начинает реагировать на мамин разговор. Чем больше молодая мама разговаривает с ребенком, тем лучше он привыкает к ней и тем раньше начинает говорить.

Расстройства и нарушения детского психического здоровья

Безусловно, все нормальные родители мечтают, чтобы у них были здоровые и счастливые дети. Современная медицина и планирование родительства позволяют пройти все необходимые обследования, предписания и рекомендации и воспитать здорового ребенка. Тем не менее, иногда случаются сбои. Да, человеческий организм — это очень сложный механизм, и медицина до сих пор не может дать ответы на ряд вопросов. В каком возрасте проявляются отклонения от нормы? Это зависит от разновидности заболевания. К сожалению, в раннем периоде развития определить патологию психического характера очень сложно. А потом бывает и поздно. Почему вообще могут страдать дети, какие причины могут спровоцировать психическое отклонение? Существует 2 основных причины:

  • воздействие внешней среды;
  • обстановка;
  • генетическая наследственность.

Под воздействием внешней среды специалисты понимают травмы, интоксикацию определенными веществами, инфекционные болезни. Так, они тоже имеют свою классификацию:

  • те, которые повлияли во внутриутробном периоде;
  • в натальном (в процессе родов);
  • в постнатальном.

Немалое значение имеет, собственно, та обстановка, в которой вынужден расти ребенок. Если он с самого детства развивается в неблагополучной семье, то впоследствии могут проявляться:

  • педагогические отклонения;
  • эмоциональные депривации;
  • социальная девиация.

отклонения у детей

Когда стоит обратиться к врачу

Развитие речи у каждого ребёнка происходит индивидуально, и неважно, во сколько лет или во сколько месяцев заговорили мама или папа. Для того чтобы своевременно обнаружить отставание, нужно регулярно проходить плановые осмотры у педиатра.

Если во время очередного приёма врач выявит признаки речевого расстройства, следует обратиться к неврологу и к логопеду. Специалисты составят план коррекции. Важно, чтобы родители активно участвовали в процессе лечения и оказывали поддержку ребёнку — от этого будет зависеть эффект занятий.

Как помочь сыну или дочке быстрее узнавать родителей

Чтобы дочь или сын начал быстрее определять родителей, нужно прислушаться к таким рекомендациям:

  1. Следует почаще улыбаться ребенку. Он будет отвечать тем же. Чем чаще мамочка улыбается сыну или дочери, тем сильнее между ними психологическая связь.

Ребенок улыбается матери

Ребенок улыбается матери

  1. Молодая мать должна проводить достаточно времени с грудничком. Так он лучше привыкнет к ней.
  2. Следует почаще разговаривать с младенцем. Тогда он быстрее привыкнет к материнскому голосу и раньше произнесет первое слово.

Важно! Даже одномесячного малыша нужно знакомить с предметами окружающего мира, говорить, как они называются. Ведь малыш активно познает окружающий мир. От того, как часто родители разговаривают с младенцем, зависит его умственное развитие.

  1. Демонстрируя игрушки, нужно помещать их возможно ближе к детским глазам. В противном случае это способствует формированию косоглазия. Также помещают на маленьком расстоянии от личика яркие предметы и периодически меняют их.
  2. Во время общения нужно активно задействовать мимику.

Знание, когда любой ребенок начинает узнавать родителей, очень важно – этот показатель свидетельствует о правильности развития младенца. Если с этим что-либо не так, стоит посетить детского врача. Младенец развивается правильно только в семье, где царят гармоничные отношения.

4 Мама боится одиночества

Очень многие мамы решают родить ребенка «для себя», чтобы «в старости было кому подать стакан воды», чтобы не остаться одной. Очень велика вероятность того, что взрослея, ребенок будет чувствовать бессознательное чувство вины каждый раз, когда уходит из дома погулять с друзьями, когда самостоятельно решает выбрать профессию, когда создает свою семью. Если ребенок рожден «для мамы», чтобы не оставить ее одну, он будет испытывать большие трудности в построении самостоятельной жизни.

Если ребенок рожден «для мамы», чтобы не оставить ее одну, он будет испытывать большие трудности в построении самостоятельной жизни.

Процесс отделения ребенка от родителей естественен и закономерен. По мере взросления отношения между родителями и ребенком трансформируются, дети строят свою жизнь.

Когда и как дети начинают узнавать папу

Ребенок плачет после кормления

Отца интересует, во сколько малыш способен узнавать его. Обычно это происходит примерно к 4 месяцам. При общении с ним чадо смеется, агукает. В этот период он начинает идентифицировать родственников, с которыми контактирует чаще.

Общение папы с малышом

Общение папы с малышом

Примерно в полугодовалом возрасте поведение младенца меняется. Он очень привязан к маме и хочет видеть только ее и остаться с ней подольше. С отцом ребенок в это время не хочет общаться и даже отталкивает его. Это временная реакция – с 9 месяцев начинается выстраивание новых отношений с папой. Отцу нужно найти подход к грудничку.

С этого возраста карапуз возобновляет отношения с отцом. Степень привязанности малыша к папе зависит от того, как тот вовлечен в процесс воспитания. Младенец в это время узнает отца и любит играть с ним. Однако папа занимает в младенческой жизни не такую значимую роль, как мать. Он становится более важным через несколько месяцев, может, лет.

Психология и особенности отклонений в развитии

психическое развитие детей 3.jpg
Давайте узнаем, как могут проявляться психические заболевания в определенном возрасте. 1. Дошкольный возраст. Такие дети не могут вовремя остановиться, слабо реагируют на запреты, могут «перешагнуть черту» в игре. Также они могут много выдумывать или рассказывать что-то слишком однообразно. Может наблюдаться двигательная расторможенность, громкие крики и нервные движения, вспыльчивость, неподчинение старшим, агрессия, злость. 2. Школьный возраст. Такие детки практически не проявляют активности, не интересуются окружающим миром, негативно относятся к урокам. Нередко отказываются выполнять домашние задания. Могут быть грубыми и непослушными. Проявляют интерес к насилию и жестокости, проявляют асоциальное поведение, могут убегать из дома, бурно реагируют на любые конфликтные ситуации. Могут проявлять интерес к рискованным занятиям, прослеживается тяга к получению адреналина. 3. Подростковый возраст. Проявляется инфантилизм, ребенок слабо себя контролирует, не проявляет воли. У него развивается поведение, признаком которого является аффективная возбуждаемость. Также такие дети склонны к бродяжничеству, алкоголизму и наркотикам, могут вести беспорядочную половую жизнь. Не хотят учиться. Заметим, что список симптомов асоциального поведения может развиться не только на фоне психических нарушений, но и в результате неправильного поведения. В любом случае важно заметить отклонения в раннем возрасте – например, когда ребенок начал посещать детский сад и обратиться в центр или в больницу для получения адекватной помощи.

Какими могут быть отклонения у детей?

1. Социальное. Это дети, которые проявляют антисоциальное поведение. Например, это проявления гиперактивности, внушаемости, фобий, гнева или безволия. Интересно, что одаренные дети – это тоже не норма, но они включены в отдельную группу. 2. Педагогическое. Сюда относятся дети, которые не смогли получить среднее образование. 3. Психическое. Здесь речь идет о группе симптомов, которые свидетельствуют о наличии психических заболеваний. В частности, о нарушении психического развития, о патологиях эмоционально-волевой сферы, о расстройствах речевого аппарата. 4. Физическое. В данном случае речь идет о физических заболеваниях – проблемы с опорно-двигательным аппаратом, со зрением, со слухом.

Игры на развитие артикуляционного аппарата

Музыкальные игры помогают ребёнку развивать речевое дыхание и дают возможность вырабатывать протяжное произнесение гласных звуков и чёткое произношение согласных звуков. Могут помочь следующие занятия:

  • песенки с повторением слогов, например: «Пи-пи-пи-пи-питание! А уж потом — воспи-пи-питание»;
  • игрушки, которые воспроизводят звуки животных — их стоит повторять вместе;
  • музыкальные инструменты в игре: нужно просить ребёнка сказать название инструмента и повторить звуки, которые он издаёт.

Пальчиковые игры – это изображение каких-либо стишков или историй при помощи пальцев. Такие занятия помогают быстрее задействовать речевой центр. В пальчиковых играх используются различные движения руками – поднимание и опускание ладошек, хлопание в ладоши, а также загибание и разгибание пальчиков. Знакомые всем с детства «Ладушки, ладушки» и «Гуси летели» отлично подойдут для таких упражнений. Больше примеров пальчиковых игр в статье.

Артикуляционная гимнастика направлена на развитие подвижности речевых органов. В неё включаются упражнения для языка, щёк, губ и мимические упражнения. Подойдут следующие занятия:

  • Гримасы: стоя вместе перед зеркалом, широко улыбаться, показывать язык, надувать щёки.
  • Несложные игры на дыхание: сдуть обёртку от конфетки с ладошки, выдувать мыльные пузыри, дуть на одуванчик.
  • Игры с языком: прятать и показывать язык, делать круговые движения языком как стрелка часов, пытаться достать языком до кончика носа.

Как ребенок относится к маме, родным и чужим людям в зависимости от возраста (от рождения до года)?

Ребенок начинает запоминать те лица, которые с ним часто контактируют и проводят время. Как правило, это папа и бабушки.

Обычно к 4 месяцам он уже хорошо знает родителей и других близких, которых часто видит.

В то же время он начинает с опаской относиться к чужим людям и может заплакать при их появлении. В 8-10 месяцев ребенок узнает людей, которые часто появляются в доме. А после 10 месяцев он уже четко определяет своих и чужих.

2 Мама все время «исчезает»

Способность ребенка отпускать маму, потребность в личном пространстве формируется у ребенка на основе положительного опыта взаимодействия с матерью. Когда мама ведет себя предсказуемо. Если она и уходит, то обязательно вернется в течение времени, которое он способен выдержать без нее.

Но как ребенку справиться с тревогой, как ему перенести хоть самое небольшое расставание с мамой, если она ушла и ничего не сказала? Если его личный опыт состоит из чувства, что мама его не слышит, не понимает, что она может в любой момент просто уйти и не вернуться. Тогда приходится держать ее возле себя каждую минуту. Только так можно избежать самого страшного — потерять ее навсегда.

Многие мамы убеждены, что лучше им просто исчезнуть из поля зрения ребенка, пока он отвлекся или уснул, чем выносить его плач. Ребенок засыпает, рядом с ним находится мама. Просыпаясь, он видит бабушку или няню, или вообще оказывается один. Мама ушла, исчезла. Бросила. Ребенку не понятно, что мама ушла на работу или в магазин. Для него она просто исчезла.

Ребенку не понятно, что мама ушла на работу или в магазин. Для него она просто исчезла.

Неудивительно, что ребенок не отходит от мамы, увидев ее снова, и будет делать все возможное, чтобы не потерять.

Источники

  • https://www.Huggies.ru/library/uhod-za-mladentsem/etapy-razvitiya-rebenka/kogda-rebenok-nachinaet-govorit
  • https://www.PopMech.ru/science/798923-kak-mladency-raspoznayut-svoih-materey-i-raspoznayut-li-voobshche/
  • https://nutrilak.com/article/kogda-novorozhdennyj-nachinaet-videt-i-slyshat/
  • https://www.IsraClinic.com/nashi-publikatsii/psikhoterapiya/psikhicheskoe-razvitie-detey/
  • https://medalvian.ru/zhurnal/mamin-hvostik/
  • https://grudnichky.ru/razvitie/kogda-nachinaet-uznavat-mamu.html
  • https://zdorovyemalisha.ru/razvitie/kogda-rebenok-nachinaet-uznavat-mamu.html
  • https://kpoxainfo.ru/raznoe/rebenok-nachinaet-uznavat-mamu.html
  • https://frutonyanya.ru/school/articles/razvitie/vo-skolko-nachinayut-govorit-deti/

Оцените статью
Всё о самом замечательном периоде жизни будущей мамы