Когда новорожденный малыш начинает улыбаться

kogda-novorozhdennyy-malysh-nachinaet-ulybatsya-2 Развитие
Содержание
  1. Как развивается навык
  2. Когда малыш улыбается впервые
  3. Когда у новорожденного появляется осознанная улыбка
  4. Можно ли научить ребенка улыбаться
  5. Психическое развитие ребенка до года
  6. По каким признакам можно понять, что ребенок осознанно улыбается и смеется?
  7. Какими могут быть отклонения у детей?
  8. Формирование полноценного зрения
  9. Первая осознанная улыбка ребенка – признак развития
  10. Если ребёнок не улыбается
  11. Как себя вести, чтобы ускорить процесс?
  12. Норма развития для разного детского возраста
  13. В каком возрасте малыш начинает улыбаться и смеяться осознанно?
  14. Как себя вести, чтобы малыш улыбнулся?
  15. Как вызвать у младенца улыбку?
  16. Первое правило
  17. Второе правило
  18. Что слышит новорожденный?
  19. Как малыш учится смеяться?
  20. Как стимулировать осознанную улыбку?
  21. Что сделать, чтобы малыш начал улыбаться
  22. Упражнения для развития зрения
  23. От чего зависит появление первой улыбки?
  24. Какие ещё факторы могут влиять на время появления первой улыбки?

Как развивается навык

Первая улыбка малыша не связана с эмоциями, это физиологическая реакция. Эмоционально улыбаться кроха начнет не раньше, чем станет узнавать лицо матери и выделять его из других лиц и окружающих предметов. Выражать радость малыш сумеет не сразу, родителям предстоит научить его этому.

Новорожденный мало контактирует с внешним миром, он находится в состоянии сосредоточенности на внутренних ощущениях — это важно для более быстрой адаптации к новой среде обитания, которая отличается от внутриутробной. Единственное средство общения, доступное новорожденному малышу в первые недели жизни, — плач. Такое поведение заложено природой, это нормальная реакция новорожденного на воздействие окружающей среды до определенного возраста.

К концу второго месяца жизни зрение младенца становится более острым, он начинает фокусироваться на лицах и предметах, находящихся близко у его личика. Как только дитя начинает узнавать маму и папу, его улыбки становятся осознанными. Он проявляет узнавание и общим оживлением — начинает размахивать ручками и ножками, выгибать спинку. Некоторые малыши в этом возрасте начинают гулить и агукать — первые звуки, как правило, совпадают с первой настоящей улыбкой. Осознанные реакции появляются в ответ на появление знакомых лиц и голосов, на родительскую мимику, на нежные поглаживания или визуальный контакт с любимой игрушкой. Чем активнее родители общаются с малышами, тем раньше они начинают отвечать им взаимностью — улыбками, гулением, активным движением ручками. Все это эмоциональные признаки нормального психического развития, не менее важного, чем физическое. В будущем, когда ребенок начнет учиться сидеть, ползать, ходить, своевременное психическое развитие обеспечит ему мотивацию, необходимую для освоения нового.

Когда малыш улыбается впервые

Милая забавная гримаса, которая наблюдается, когда новорожденный начинает улыбаться, появляется у одних малышей в первые дни после рождения, у других — к трехнедельному возрасту. Это зависит от детского психоэмоционального и физического развития. В возрасте до четырех недель такая улыбка рефлекторна и не связана с чувством радости — это физиологическое сокращение лицевых мышц, свидетельство благополучия. Она означает, что малышу хорошо, он сыт, доволен, ему сухо и тепло, его ничто не беспокоит.

Когда у новорожденного появляется осознанная улыбка

Первая осознанная улыбка появляется у грудничка в возрасте 1.5-2 месяцев при виде лица близкого человека. Эти значения приблизительны, варианты нормы укладываются в диапазон от 5 до 12 недель. Если младенец в возрасте 9-10 недель не улыбается, то причина этого кроется, вероятно, в недостаточном тактильном и голосовом контакте с родителями и другими близкими людьми. Когда мама и папа часто общаются с малышом на близком расстоянии, ребенок реагирует на речь, обращенную к нему, задерживает взгляд на человеке, который с ним разговаривает или поет песенку, то он чувствует себя любимым и начинает улыбаться раньше.

Этапы формирования эмоциональной улыбки:

  1. Рефлекторная неосознанная улыбка новорожденного ребенка.
  2. Попытки сконцентрировать внимание на человеке, который общается с ним.
  3. «Рефлекс оживления» — так специалисты называют этап эмоционального развития ребенка, который характеризуется возникновением осознанного интереса к окружающему миру и восприятия лиц и предметов, окружающих малыша.

Можно ли научить ребенка улыбаться

Если младенец здоров, но не улыбается, помогите ему. Уделяйте новорожденному малышу больше времени, чаще берите на ручки, ласково разговаривайте с ним, пойте песенки, смотрите ему в глаза и улыбайтесь. Дитя непроизвольно станет копировать мамино выражение лица, постоянно видя ее улыбку, и вскоре начнет улыбаться сам. Чем чаще ребенку улыбаются взрослые, тем раньше ему захочется повторить такую мимику и улыбнуться в ответ.

Если вы решили учить ребенка улыбаться, делайте это, когда он спокоен и его ничто не раздражает. Иначе вместо улыбки он расплачется. Сначала устраните причины возможного дискомфорта: накормите, смените подгузник, уберите источники яркого света.

Осознанная улыбка — это проявление эмоциональной привязанности к близкому человеку, ответ на нежность и заботу. Что еще влияет на ее появление:

  1. Зрение. В первые недели жизни малыш способен различать темные и светлые фигуры, видеть лица и предметы на расстоянии 20-30 см. По мере развития физиологическая дальнозоркость проходит, и ребенок начинает различать лица вблизи. Распечатайте черно-белые фотографии, изображающие различные эмоции. Показывайте их ребенку, держа листок на расстоянии 30 сантиметров от его глаз. Это ускорит развитие мимики малютки.
  2. Состояние нервной системы. Спокойная эмоционально здоровая обстановка в семье влияет на поведение крохи. Если рядом улыбающиеся родители, то новорожденный улыбается вместе с ними. Есть наблюдения, что в спокойных счастливых семьях улыбка на лице детей возникает в возрасте 6-7 недель. Но если ребенок находится в стрессовом состоянии, он начнет улыбаться только к 12-13 неделям.
  3. Слух. Речь — важнейший инструмент общения. Когда дитя слышит знакомые звуки, ласковый мамин голос, он пытается найти его источник и ответить на него. Улыбка является выражением отношения к тому, что слышит малютка. Громкие и резкие звуки его пугают, он начинает плакать. А знакомый голос мамы или другого близкого человека пробуждает желание улыбнуться в ответ.

Психическое развитие ребенка до года

Психическое развитие ребенка до года

Нервно-психическое развитие детей от рождения до года протекает одновременно в нескольких сферах: сенсорное восприятие, грубая и тонкая моторика, эмоции, речевая коммуникация. Чтобы малыш учился контролировать свое тело и свободно овладевал моторными навыками, не следует его туго пеленать или иным образом ограничивать движения. Дефицит двигательной активности может вызвать задержку психомоторного развития. С трехмесячного возраста можно начинать тренировать мелкую моторику рук. Сначала это может быть массаж кистей, затем простые игры с разгибанием и сгибанием пальчиков. Во втором полугодии малышу будут очень интересны всевозможные манипуляции с предметами. Нужно поощрять его интерес, предлагать ему пирамидки, кубики, мячики, коробочки с крышками и т. д.

Еще быстрее, чем телесные движения, у новорожденных развиваются зрение и слух. Родителям необходимо учитывать, что малыши до года остро нуждаются в чувственных впечатлениях. Младенцам нравится изучать незнакомые вещи, щупать их, пробовать на вкус. С первых месяцев новорожденный активно реагирует на звуки, движущиеся объекты, яркие предметы. Мамам и папам нужно как можно чаще предлагать малышу новые игрушки, играть с ним, знакомить с разнообразными предметами, включать музыку. Чем более разнообразна среда, в которой пребывает ребенок, тем интенсивнее протекает его психическое развитие.

Начиная с трехмесячного возраста карапуз все больше нуждается в общении со взрослыми. Но эмоциональный контакт родителей с малышом устанавливается еще раньше. Для новорожденного младенца очень важны нежные прикосновения и ласковый тон голоса. Со второго месяца ребенок уже способен отреагировать улыбкой и общим оживлением на приятные действия со стороны близкого человека. Ребенок учится выражать эмоции, копируя мимику, жесты и интонации мамы и папы. Чем насыщеннее и доброжелательнее общение малыша с родителями, тем быстрее сформируются нужные умения и навыки в эмоциональной и речевой сферах ребенка.

По каким признакам можно понять, что ребенок осознанно улыбается и смеется?

Определить осознанную улыбку просто. Это не только изменение выражения лица, но и дополнительные эмоции. Дети начинают приветливо «агукать», издавать звуки наподобие смеха, радостно болтать конечностями. Признак самых положительных эмоций — когда ребенок начинает смеяться. Чтобы наладить контакт с присутствующими, малыш смотрит в глаза. В комфортной обстановке это означает, что смех вполне осознан.


Роль свидетеля первого проявления эмоций достается маме. Неудивительно, ведь именно она – гарант комфорта. Прижимаясь к маме, новорожденный чувствует безопасность. Рядом с ней он находится дольше всего, узнает ее прикосновения и голос. В течение первых 6 месяцев грудничок будет проявлять чудеса коммуникабельности: улыбаться, смеяться, спокойно лежать на руках у незнакомых ему людей. Со временем это проходит, и он до сознательного возраста доверяет только родителям.

Какими могут быть отклонения у детей?

1. Социальное. Это дети, которые проявляют антисоциальное поведение. Например, это проявления гиперактивности, внушаемости, фобий, гнева или безволия. Интересно, что одаренные дети – это тоже не норма, но они включены в отдельную группу. 2. Педагогическое. Сюда относятся дети, которые не смогли получить среднее образование. 3. Психическое. Здесь речь идет о группе симптомов, которые свидетельствуют о наличии психических заболеваний. В частности, о нарушении психического развития, о патологиях эмоционально-волевой сферы, о расстройствах речевого аппарата. 4. Физическое. В данном случае речь идет о физических заболеваниях – проблемы с опорно-двигательным аппаратом, со зрением, со слухом.

Формирование полноценного зрения

Когда новорожденный начинает слышать и видеть так, как это делают взрослые? Известно, что с рождения у человека имеется ряд безусловных рефлексов, включая реакцию на свет, защитные реакции и даже генерализованный ответ на яркое освещение. Многих родителей при этом интересует, что именно видит ребенок, осознанно ли он реагирует на окружающих, способен ли узнать маму, папу и других ближайших родственников. Ответ: нет, до месяца ребенок не может узнавать лиц, так как его зрение способно распознать только силуэт. Осознанные реакции на движения появляются только в возрасте 1 месяца. В этот период детское зрение развивается до следующего уровня:

  • Малыш способен фиксировать взгляд на предмете, находящемся на расстоянии до 30 см
  • Большой интерес вызывают контрастные черно-белые картинки
  • Ребенок начинает различать и рассматривать человеческие лица

Первая осознанная улыбка ребенка – признак развития

Улыбки во сне очень трогательные и всегда умиляют родителей, но потерпите еще немного – вас ждет настоящая награда.

Осознанно, «по-настоящему» малыши улыбаются, когда бодрствуют, не во сне.

Месячный малыш может эскпериментировать с ухмылками и рожицами, особенно в ответ на улыбку близких, но осознанная улыбка, выражающая удовольствие и приветливость, обычно появляется в 2 месяца .

Это будет запоминающимся моментом в вашей жизни в роли родителя, похвала вашему труду и заботе и заверение, что малыш доволен. Эти первые улыбки также важная веха развития .

Ваш ребенок поймет, что, когда он двигает губками и улыбается, это привлекает ваше внимание. Пока малыш взаимодействует с вами, другими взрослыми и детьми, развивается его мозг. Новый интерес к «общению» отвлекает его от физиологического дискомфорта вроде голода, усталости или газиков.

К 3 или 4 месяцам малыш уже будет взаимодействовать со всеми, кого он видит, пытаясь повторить мимику человека. Разумеется, у него будут свои любимчики: родители и те, кто больше всего о нем заботятся.

Чем больше малыш будет социализироваться, тем больше ему это будет нравиться. Этот ранний опыт очень важен для его дальнейшего социального и эмоционального развития.

Все дети развиваются по своему сценарию и в своем темпе. Если вы заметили, что малыш не начал улыбаться к 3 месяцам, упомяните это на приеме у педиатра.

Читайте также:  Как научить ребенка переворачиваться?

Если ребёнок не улыбается

Ребенок с мамой
Если ребёнку исполнилось 3-4 месяца, а он до сих пор не улыбается, обязательно нужно выяснить причину проблемы. Возможно, она кроется в неблагополучной семейной атмосфере — новорожденный может находиться в состоянии постоянного стресса и быть напуган происходящим вокруг.

Такая ситуация может привести к печальным последствиям (например, заиканию или энурезу), поэтому необходимо обратиться за помощью к детскому неврологу.

Другая причина — нехватка общения. Чтобы ребёнок научился улыбаться, нужно больше разговаривать с ним, носить на руках по комнате, показывая различные предметы и игрушки и вызывая в нём интерес к окружающему миру.

Если малыш на прогулке не спит, также можно брать его на руки и знакомить с растениями, деревьями, животными и всем, что окружает ребёнка в данный момент. Это положительно влияет не только на эмоциональное и умственное развитие, но и на развитие органов чувств (зрения и слуха).

Как себя вести, чтобы ускорить процесс?

Существует несколько способов вызвать улыбку у ребенка:

  1. пощекотать. Легкие прикосновения к коже вызывают улыбку даже у самых маленьких детей. Нужно действовать аккуратно, чтобы не испугать малыша и не причинить ему боль;
  2. улыбнуться. Дети любят следить за мимикой взрослых и повторять ее. Если ребенок не улыбается в ответ, можно скорчить смешную рожицу;
  3. побыть нелепым. Такой способ вызывает улыбку у детей и взрослых. Существует множество способов удивить ребенка. Можно ходить на четвереньках, танцевать или копировать звуки, которые издают животные. Такое поведение приведет в восторг даже самого хмурого малыша;
  4. подуть в лицо. Удивительно, но факт: этот способ работает для многих детей в возрасте от 1 до 4 лет. Неизвестно, что больше нравится ребенку: эффект неожиданности или приятные ощущения, которые вызывает струя воздуха;
  5. заинтриговать. Можно спрятаться за край кровати и выглянуть оттуда со словами «ку-ку». Хороший эффект дает демонстрация новых игрушек (в т. ч. музыкальных), знакомство с домашними животными и т. д.;
  6. растормошить. Чем активнее ребенок, тем лучше он себя чувствует и тем чаще улыбается. Маленькие дети не могут ползать и прыгать самостоятельно, поэтому родители должны взять все в свои руки. Можно активно качать малыша, носить по комнате, изображая самолетик и т. д. При этом нужно соблюдать осторожность, чтобы случайно не навредить ребенку.

Фото 5

Чем больше с малышом заниматься. тем скорее он начнет улыбаться

Делать все вышеперечисленное следует в спокойной обстановке, когда малыш расслаблен и находится в хорошем расположении духа. Нельзя заставлять ребенка улыбаться против его воли (особенно в моменты, когда он капризничает или плохо себя чувствует). Лучше выждать некоторое время.

Если малышу исполнилось 3 месяца, а он ни разу не улыбнулся, стоит обратиться к неврологу. Специалист проведет обследование и скажет о возможных отклонениях в развитии. Если таковых не имеется, стоит запастись терпением: рано или поздно малыш улыбнется.

Норма развития для разного детского возраста

Каждый родитель нуждается в знаниях в отношении этапов развития ребенка. Существуют международные стандарты, подтвержденные многочисленными исследованиями в данной области. Таким образом, если ребенок или слишком быстро начал развиваться, или наоборот, замечается недоразвитие, отсталость – это должно быть поводом для обращения к компетентным специалистам – к детскому психологу, неврологу, педиатру, логопеду и так далее. психическое развитие детей.jpg
Итак, давайте рассмотрим, как в норме должен развиваться ребенок.

  • 0-6 месяцев. По стандартам до полутора месяцев у малыша должна уже появиться реакция на знакомые эмоции и лица – в частности, гнев, улыбки, печаль, разочарование. Дети в таком возрасте начинают реагировать на определенные факторы. Проявляется «Совместное внимание», при котором ребенок с родителем делают обмен звуками и подражание эмоциям. Также дети начинают с каждым днем лучше различать цветы и звуки. Они плачут, если хотят что-то донести – дискомфорт, жажду, голод. К 2 месяцам ребенок начинает гулить, к 4 – лепетать.

Также в этом возрасте уже можно определить, каким будет ваш ребенок – активным, спокойным, энергичным и так далее.

  • 6-12 месяцев. Обычно в этом возрасте ребенок уже понимает, как его зовут и отзывается на имя. К одному году ребенок уже может указывать на что-то – на определенный предмет или игрушки. Также большая часть детей к году уже говорит определенные слова. При этом между ребенком и родителем начинает формироваться определенная связь. Таким образом, если мать, к примеру, куда-то уходит, ребенок начинает волноваться и испытывать беспокойство.

Улучшается концентрация внимания и память. Уже к 8-ми месяцам ребенок понимает, что при исчезновении из поля зрения человек никуда не пропадает, он и далее существует. психическое развитие детей1.jpg

  • 1-1,5 года. Так, в этом периоде начинает проявляться эмпатия – дети учатся чувствовать, проявлять эмоции, демонстрировать их другим. В особенности развивается подражание – если ребенок увидел, что мать улыбается, он тоже начнет смеяться. Если же мать плачет или расстраивается – ребенок попробует ее успокоить. В возрасте 1,5 лет ребенок уже может более-менее разговаривать, его словарный запас варьируется в пределах 200 слов. Также дети уже начинают лучше ориентироваться в пространстве.
  • 1,5-2 года. В этот период дети пытаются произносить целые фразы. Соответственно, если ребенок по каким-то причинам не хочет говорить – необходимо обратиться к специалистам и установить причины. Но бывают случаи, когда дети начинают говорить поздно. Как правило, это передается на генетическом уровне. Так, дети уже сочетают по нескольку слов, увеличивают свой словарный запас, строят из кубиков и других элементов определенные фигурки.

Также в этом возрасте дети учатся испытывать сложные эмоции. Например, стыд, вину, смущение и так далее. Они начинают лучше понимать других людей. Кроме того, формируются навыки самоконтроля – дети могут откладывать что-то на потом, например, определенную игру. Также они продолжают учиться имитировать все подряд. Примечательно, что в этом возрасте наблюдается и гендерное разделение – например, мальчики предпочитают играть в машинки, девочки – в куклы. Еще детям в этом возрасте нравится изображать себя каким-то героем в процессе игр. Интересно, что в этом же возрасте дети уже не испытывают прежнюю тревогу при виде уходящего родителя. психическое развитие детей 2.jpg

  • 2-5 лет. Дети в этом возрасте впервые начинают пробовать «на вкус» дружбу. Они взаимодействуют с другими детками, учатся определенным механизмам понимания, совместного времяпровождения. Важно понимать, что у детей бывают вспышки агрессии и раздражения в возрасте 1-4 лет – это совершенно нормально. Если говорить о норме, то к 4-5 годам вспышки проходят. Нередко дети в таком возрасте громко разговаривают сами с собой. Также они улучшают свой самоконтроль. Уже в 3 года игры приобретают социально-драматический характер, нередко у детей появляются воображаемые друзья.

Интересно, что в этом же возрасте формируются определенные механизмы демонстрации эмоций, развивается понимание культурных норм и нравственных убеждений общества. Память уже у детей становится гораздо сильнее и шире. Если вы хотите проверить ребенка, назовите несколько раз 4 предмета, например «мяч, кровать, игрушка, йогурт». В норме ребенок должен это запомнить.

  • В 5 лет у ребенка словарный запас равен примерно 2000 слов. Так, в 4-5 лет ребенок способен говорить сложными предложениями, использовать разное время в речи. Также в этом возрасте дети учатся считать, писать, читать. Кроме того, в этом возрасте дети становятся весьма любознательными, они засыпают взрослых вопросами «почему и зачем». Не стоит игнорировать эти вопросы или отвечать чисто формально, лучше давать обстоятельные и, что важно — правдивые ответы.

Уже в 5 лет также ребенок понимает, что пол не меняется, что девочки отличаются от мальчиков, и каждая гендерная группа ведет себя соответственно общественным стандартам и нормам. Девочки более спокойные и любят тихие игры, мальчики – наоборот. Также в 2-5 лет дети обучаются обслуживать свои естественные потребности – есть самостоятельно, одеваться, пользоваться туалетом. Важно учесть, что в этом же периоде дети пытаются исследовать половые органы (как свои, так и своих сверстников). Это естественный интерес, и не надо ребенка за это стыдить — так вы разовьете в нем только комплексы.

В каком возрасте малыш начинает улыбаться и смеяться осознанно?

Осознанная эмоция – дело времени и кропотливой работы организма. Ежедневно выражая свои эмоции таким способом, мы не задумываемся, сколько десятков мышц включаются в работу и мозговых импульсов совершаются, прежде чем рот растягивается в искренней улыбке. Такие сложные операции становятся под силу малышу с 4 недели после рождения. В силу индивидуальных особенностей этот срок может растянуться до 8 недель, это вариант нормы.

Не стоит волноваться, если новорожденный не спешит радовать родителей улыбкой или делает это редко. Вспомните, ведь среди взрослых тоже встречаются люди с разным характером и темпераментом. Возможно, ваш малыш растет серьезным человеком и не собирается улыбаться по мелочам. Обратите внимание на свой эмоциональный фон и на супруга. Угрюмость младенца может быть отражением примера, который вы подаете каждый день.

Читайте также:  Когда, во сколько месяцев ребенок начинает самостоятельно сидеть и кто делает это раньше — мальчики или девочки?

Когда новорожденный малыш начинает улыбаться
В то же время, отсутствие улыбки более 8 недель свидетельствует о нарушении ментального и физического здоровья ребенка. Она связана не только с эмоциями, но и с началом развития речи. Чтобы малыш не оставался угрюмым, уделяйте ему много внимания. Показывайте яркие картинки, рассказывайте истории, постоянно находитесь рядом. Важен невербальный контакт — использование жестов и мимики.

Появление смеха стимулируют разнообразные игрушки — отдавайте предпочтение ярким и шумным. Используйте красочные карточки, проговаривая, что на них изображено. Начиная с полугода, учите малыша звуками, которые издают животные. Он хорошо запоминает слоги, и это способствует развитию, в том числе эмоциональному. Чтобы малыш смеялся и улыбался, делайте это сами.

Как себя вести, чтобы малыш улыбнулся?

Улыбка ребенка – это ответ на ласковое обращение и заботу о нем. Внимательно относитесь к потребностям крохи, следите, чтобы новорожденному было тепло, сухо и сыто.

Разговаривайте с малышом спокойным ласковым голосом, с первых дней начинайте петь песенки, носите на ручках. Ребенок учится мимике у взрослых, поэтому улыбайтесь, когда обращаетесь к крохе.

После месячного возраста можно начинать делать специальное упражнение. Показывайте грудничку разные выражения лица, при этом беседуйте с ним. Можно строить рожицы.

Малыш начинает перенимать вашу мимику, и таким образом учится управлять мышцами лица, а также понимает, какое выражение лица подходит к каждому из настроений.

Как вызвать у младенца улыбку?

Копировать и подражать – главные действия, которые дети предпринимают, чтобы влиться в мир взрослых. Семья, в которой часто улыбаются и смеются, отличный плацдарм для проявления у ребенка улыбки. Психологи предлагают два несложных правила, которые помогут вашему чаду научиться выражать такие положительные эмоции, как радость и удовольствие.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: во сколько месяцев дети начинают сами ползать?

Первое правило

Никто не научит вашего ребенка улыбке, если вы сами не займетесь этим. Специалисты единогласно советуют родителям проявлять много положительных эмоций, общаясь со своим маленьким сокровищем. Постоянно показывайте ему, как для вас радостно и ценно, что он есть в вашей жизни. Дарите ему ответные чувства, агукайте и смейтесь, и ребенок улыбку запомнит и повторит.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что в норме должен уметь делать ребенок в 7 месяцев? Смеяться вместе
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что уже умеет делать ребенок в 9 месяцев?

Пусть он еще не говорит, но у вас есть эффективный инструмент, которым вы можете обмениваться с ним, посылая замечательные эмоции: улыбайтесь, если вас встречает ребенок с улыбкой. Глядя на счастливо улыбающееся чадо, мама испытывает благотворное волнение, приводящее к выработке у нее эндорфина, гормона счастья. Очевидно, что такие эмоции полезны и малышу, и маме.

Читайте также:  Как укачать грудного ребенка спать: можно ли укачивать вообще и как перестать это делать

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какими должны быть навыки ребенка в 3 месяца?

Второе правило

Ухищрения, на которые идут мамы и папы, чтобы лицезреть улыбающееся или смеющееся чадо, составляют 2-е правило. Папа строит забавные рожицы, мама распевает веселые песенки, бабушка мягко щекочет кроху. Прекрасно, если все эти действия производятся в правильное время, и они действительно помогают. Голодный или сонный кроха вряд ли ответит вам взаимностью. Совсем неуместно «скакать» перед ним, если его мучают колики. Развлекайте ваше сокровище, если оно сыто, умыто, и благодушно расположено к вашим веселым упражнениям.

Всего два простых правила, а сколько пользы они несут развивающейся личности. Душевная гармония крохи способствует правильному функционированию нервной системы. Позитивные эмоции, которые вы ему даете, формируют в нем радостное восприятие огромного мира. Счастливый и любимый малыш растет крепким, здоровым и добрым. Улыбайтесь чаще, чтобы настроить кроху на жизнерадостный лад.

Ребенок гулит

Что слышит новорожденный?

Некоторые родители уверены, что после рождения малыш не способен слышать из-за жидкости во внутреннем ухе, и потому способен различать звуки только на третий день. Это не так: с первых же дней жизни малыш все прекрасно слышит, но вот реагирует только на резкие звуки. Так что, если ребенок никак не реагирует на работающий телевизор, голос родителей и фоновые шумы, переживать не стоит. Лучше всего ребенок способен различать именно человеческие голоса, выделяя из них голос матери, который регулярно слышал, еще находясь в утробе. Кроме того, младенец прекрасно различает темп речи, тембр голоса и разные звуки.

видеть и слышать1.jpg

Как малыш учится смеяться?

Теперь, видя сияющее от удовольствия личико крохи, родители ждут-не дождутся его первого смеха. Обратимся к выводам неврологов, дающим понять, когда ребенок начинает смеяться, к какому возрасту. Происходит это к 20-30-й неделе, при условии нормального развития грудничка. Специалисты указывают и на индивидуальные особенности, не связывая сроки появление первого смеха с интеллектуальными способностями маленькой личности. Некоторые «хохотушки» принимаются смеяться в голос уже в 3 месяца, а сосредоточенные «умники» всего лишь сдержанно хихикают. Ответить, когда ваш ребенок начал смеяться в голос, можете только вы.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: развитие младенца по неделям: таблица Смех

Тональность смеха зависит и от родительского примера. Припомните, как вы сами смеетесь, и поймете, что кроха подражает вам. Темперамент родителей впитывается крохой, отсюда и заливистый смех, и тихий, сдержанный смешок. Пример взрослых – важный фактор, определяющий умение малыша смеяться. Учтите, что улыбка и смех помогут дочке или сыну легко общаться с ровесниками.


Помогите крохе: больше разговаривайте с ним, не скупитесь на эмоции, обнимайте, целуйте. Развивайте положительное мышление вашего сокровища, читая ему веселые рассказы, стихи, слушайте вместе с ним приятную, радостную музыку.

Видите, что ровесники вашего маленького сына уже безудержно хохочут, а вашему ребенку улыбаться не хочется, не переживайте и не загружайте себя вопросами «почему» и «отчего». Просто ваше чадо развивается индивидуально, как и положено отдельной личности. Наступит время, когда ребеночек начнет смеяться громко и от души. Приглядитесь к нему, и если услышите, что некоторые его улыбки сопровождаются звуками «гху», «аха», «кхы», значит, все у него в порядке, и заливаться смехом он будет не хуже, чем его сверстники, надо только немного подождать. Причин для волнения нет и в том случае, если кроха смеется без повода. Поддержите его желание и похохочите вместе с ним.

Как стимулировать осознанную улыбку?

Когда новорожденный начинает неосознанно улыбаться маме, ей хочется скорее увидеть более осмысленную улыбку малыша. Многие родители вместо того чтобы ждать, когда это случится у их ребенка, проводят с новорожденными несложные упражнения, ускоряющие развитие эмоциональных реакций. В этот период важно частое взаимодействие с малышами, так как они копируют мимику, жесты и даже артикуляцию, наблюдая за взрослыми.

  • Массаж и зарядка.

Проводите с грудничком ритмичную зарядку, сопровождаемую разговором с ним. «Левая ручка вверх у Андрюши поднимается, а теперь правая. И потягиваемся! Ножки прижали! Вытянули! Какой Андрюша большой!» Это способствует физическому и эмоциональному развитию, закладывает основы для развития речи. Слыша ваш голос, младенец запоминает его. Через некоторое время он начнет узнавать его, сформируется комплекс оживления – и появится улыбка.

  • Потешки.

Это первое артикуляционное упражнение вашего ребенка. В чем особенность этих стишков? При их произнесении важно выделять гласные и менять интонацию, окрашивая текст различными эмоциями. Груднички фиксируют артикуляцию взрослых и с развитием речи и мышления пытаются скопировать ее. Подобные упражнения помогают крохе произнести первые слова. А так как улыбка – это тоже артикуляционное упражнение, то и ее он попытается постепенно сымитировать. Потешки можно совмещать с другой деятельностью.

При умывании или купании (протяжно произнося ударные гласные):

«Водичка-водичка,

Умой Саше личико!

Пусть оно станет чистым!

Ярким и лучистым!»

Потешка при массаже или перед сном:

«Ножки сладкие!

Стопы гладкие!

Вкусные ладошки

У моего Антошки!»

  • Внимание мамы и простые прикосновения.

Двухмесячный малыш сильно нуждается в близости и контакте со взрослыми. Восприятие им действительности проходит через вас, поэтому важно чаще обнимать его, целовать, поглаживать спинку и ножки, брать на руки. Маленькие дети – кинестетики. Через прикосновения они принимают любовь. Также через касания активизируется центр удовольствия в головном мозге, выделяется гормон счастья.

Если будете выполнять данные рекомендации, то уже скоро увидите, как кроха улыбается в ответ на вашу ласку, внимание и улыбку. Помните, что редкое эмоциональное общение с ребенком может привести к плачевным последствиям, например задержке психического развития.

rebenok-nachinaet-ulybatsya3-9816840
Мама целует довольного малыша

Что сделать, чтобы малыш начал улыбаться

Первая осознанная улыбка на лице у вашего малыша засияет ближе к 2 месяцам. Поэтому будьте терпеливы – и в один прекрасный день он вам улыбнется!

Вот как можно поспособствовать первой и непрекращающейся улыбке вашего крохи:

  • Чаще улыбайтесь сами. Чем больше вы улыбаетесь ребенку, тем больше он будет улыбаться вам в ответ. Это может быть целый разговор, состоящий из обмена улыбками (можно попробовать, когда малышу будет около 3 месяцев). Такое времяпрепровождение полезно для развития ребенка. Когда вы отвечаете улыбкой на улыбку, малыш понимает, что его реакции важны, что на них реагируют, что он может доверять вам.

  • Подыгрывайте. Малыш может начать «разговор» с вами, широко улыбнувшись, так он привлекает ваше внимание. А иногда может подождать, пока вы улыбнетесь ему, и затем ответит вам своей улыбкой. Так он подражает вам. Малыш может выражать свою радость всем телом: тянуть вверх ручки и оживленно шевелить ножками. Подражание, которое можно принять просто за игривое настроение, – это очень важный шаг в социальном и эмоциональном развитии ребенка. Поэтому отвечайте и подыгрывайте вашему крохе.

  • Смотрите друг другу в глаза. Когда малыш улыбается вам, старайтесь не отвлекаться и не отворачиваться. Ваше внимание будет означать для ребенка, что вам интересно то, что он вам «сообщает», и вам важно его мнение. Этот опыт положительно сказывается на самооценке и коммуникативных навыках и учит ребенка языку невербального общения.

Упражнения для развития зрения

Чтобы глазки ребенка видели лучше и он быстрее обучался различать предметы, создано несколько методик. Родителям предлагают проделывать с малышом следующие упражнения.

Упражнение I. Поворачивать его голову в разные стороны, при этом разговаривая с ребенком и улыбаясь. В процессе можно демонстрировать ребенку игрушку красного или оранжевого цвета. Благодаря этому нехитрому упражнению ребенок учится фокусировать взгляд на одном предмете

Упражнение II. До месячного возраста ребенку легче воспринимать посторонние предметы, находясь в вертикальном положении. Родителям рекомендуют носить малыша «столбиком», чтобы он постепенно привыкал к окружающей обстановке. Торопиться при этом не стоит: ребенку нужно время, чтобы разглядеть мир вокруг

Упражнение III. Постепенно подключать игрушки других цветов. До определенного возраста малыш не сможет различать их оттенки, но очень скоро станет реагировать на новые цвета по-другому. Демонстрировать новые цвета лучше через день, а начинать с красных и желтых оттенков, потому что их дети видят лучше всего

Упражнение IV. К концу первого месяца ребенок может видеть предметы на расстоянии до метра: самое время вешать модуль с каруселью над кроваткой. До этого времени в игрушках не будет никакого смысла

Когда родителям стоит обратиться за помощью специалиста? На какой день становится понятным наличие проблем со слухом или зрением? На самом деле, каждый ребенок — это индивидуальность. И если у одного малыша все должные реакции начали проявляться точно в срок, задержка в несколько дней и даже недель у другого ребенка не повод для паники. Возможно, малыш просто еще не дорос.

От чего зависит появление первой улыбки?

На развитие малыша и способность улыбаться влияют несколько факторов. Главный из них — эмоциональная привязанность к человеку, который проводит с ним много времени. Осознанная улыбка — это ответ на нежность и заботу, которую ребёнок получает от близкого человека (чаще всего — мамы).

Если с крохой много разговаривают, берут на ручки, уделяют много внимания, первая улыбка на его лице появится гораздо быстрее по сравнению с малышами, одиноко лежащими в своих кроватках почти целыми днями.

Какие ещё факторы могут влиять на время появления первой улыбки?

  • Зрение.

Спит и улыбается
В первые недели жизни малыш может видеть лица и предметы на расстоянии 20-30 см, а также различать темные и светлые контуры и очертания. По мере роста малыша и устранения физиологической дальнозоркости появляется способность видеть лица вблизи и различать их.

Примерно в возрасте 4-6 недель у ребёнка появляется чёткое разделение «свои — чужие». Когда кроха видит незнакомого человека, он теряется, может начать плакать. С близкими людьми малыш чувствует себя уверенно и под защитой, делая попытки улыбнуться в ответ на общение с ним.

Даже слепые с рождения малыши начинают улыбаться раньше, если чувствуют мамино тепло и заботу. Поэтому не стоит стесняться проявлений нежности по отношению к ребёнку, когда он нуждается в этом в два раза больше, чем полностью здоровые дети.

  • Состояние нервной системы.

Мама, папа и малыш
Спокойная обстановка в семье, в которой растёт и воспитывается ребёнок, имеет большое значение для формирования эмоционального поведения крохи. В семьях, где родители часто скандалят, разговаривают на повышенных тонах, дети растут замкнутыми и несчастными, что, конечно, не способствует проявлению положительных эмоций с их стороны.

Если ребёнок видит вокруг улыбающихся маму и папу, которые любят его и друг друга, ему невольно захочется стать похожими на своих родителей и улыбаться вместе с ними.

Замечено, что в спокойных, счастливых семьях дети начинают улыбаться в возрасте 6-7 недель. Если малыш постоянно находится в состоянии стресса, улыбка на его лице может появиться лишь к 12-13 неделе.

  • Слух.

Речь — важнейший инструмент общения между людьми любого возраста. Когда ребёнок слышит интересные или знакомые звуки, мамин голос, он пытается найти источник звука и ответить на него при помощи эмоций.

Улыбка в данном случае является способом демонстрации своего отношения к тому, что именно ребёнок. Так, громкие и резкие звуки его пугают, и он начинает плакать, а речь мамы, бабушки или другого родного человека вызывает у крохи положительные чувства и эмоции, пробуждая желание улыбнуться в ответ.

Источники

  • https://littleone.com/publication/0-7180-kogda-novorozhdennyy-malysh-ulybaetsya
  • https://MedAboutMe.ru/articles/psikhicheskoe_razvitie_rebenka_chto_nado_znat_roditelyam_malysha/
  • https://RosMedPlus.ru/diagnostika/normy-razvitiya/kogda-rebenok-nachinaet-ulybatsya.html
  • https://www.IsraClinic.com/nashi-publikatsii/psikhoterapiya/psikhicheskoe-razvitie-detey/
  • https://nutrilak.com/article/kogda-novorozhdennyj-nachinaet-videt-i-slyshat/
  • https://www.pampers-gorodok.ru/newborn/development/article/when-do-babies-start-to-smile
  • https://dozhdalis.ru/kogda-rebenok-nachinaet-ulyibatsya.html
  • https://momjournal.ru/razvitie-detej/deti-0-1-goda/kogda-nachinaet-ulybatsya.html
  • https://uroki4mam.ru/kogda-rebenok-nachinaet-ulybatsya
  • https://VseProRebenka.ru/razvitie/fizicheskoe/kogda-novorozhdennyj-nachinaet-ulybatsya.html
  • https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/rebenok-nachinaet-ulybatsya

Оцените статью
Всё о самом замечательном периоде жизни будущей мамы