Как развивать речь у ребёнка с 1 до 3 лет: рассказывает педагог

kak-razvivat-rech-u-rebyonka-s-1-do-3-let-rasskazyvaet-pedagog-2 Развитие
Содержание
  1. Главное условие развития речи ребёнка без задержек
  2. Развивающие упражнения и занятия дома
  3. Дыхательная гимнастика
  4. Артикуляционная гимнастика
  5. Что еще можно сделать для запуска речи в 2-3 года?
  6. 1. Заведите книжку для чтения
  7. 2. Сократите репертуар
  8. Общие правила обучения детей
  9. Какие могут быть использованы игрушки, книги и пособия для развития речи
  10. Особенности развития речи у детей
  11. С 1 до 2 лет
  12. С 2 до 3 лет
  13. Консультация для родителей. Развитие речи детей 2-3 лет
  14. Учим правильно подражать речи взрослых
  15. Как тренировать голосовой аппарат и развивать речь ребенка
  16. Как разговорить ребенка: эффективные методы развития речи у детей 2-3 лет
  17. Артикуляционная гимнастика для развития речи у детей раннего возраста
  18. Упражнения и игры, которые помогут развивать речь у 2-3-летних малышей
  19. Конспект занятия «Зимний пейзаж»
  20. Как избежать проблем
  21. Что помогает развитию речи, а что может вызвать нарушения
  22. Упражнения
  23. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика
  24. Игры на развитие моторики
  25. Игры со звукоподражанием
  26. Пальчиковые игры
  27. 3.Развитие моторики (игры, упражнения, книги, игрушки, рисование, лепка)
  28. Добавим в занятия ярких красок
  29. Игры с мячом
  30. Изучение действий предмета
  31. Обучение математическим действиям
  32. Коротко о главном
  33. Мини-курсы для родителей от 199 руб.

Главное условие развития речи ребёнка без задержек

Для малыша имеет огромное значение глубокая эмоциональная связь с близкими людьми. Чтобы он скорее заговорил, нужно обеспечить:

  • Регулярное общение со взрослым. Оно помогает поддерживать у ребёнка состояние раскованности, внутреннего комфорта, свободы. Малыш непроизвольно издаёт звуки, как бы отвечая взрослому. Со временем звуки превращаются в слова, а потом и в предложения.
  • Заинтересованность взрослого в общении с ребёнком. Когда взрослый внимательно слушает ребёнка и показывает интерес к нему, малыш видит эту сосредоточенность и учится слушать других людей. Наблюдение за артикуляцией (движением губ, челюсти и языка) взрослого во время говорения помогает ребёнку тоже развивать артикуляцию и стимулирует его произносить звуки и слова.

малыш играет с родителями
Для развития речи ребёнку важна эмоциональная близость и постоянное общение со взрослым

Всякая ли речь, которую слышит ребёнок, помогает ему скорее заговорить? Чтобы узнать ответ на этот вопрос, выдающиеся советские психологи В. В. Ветрова и М. И. Лисина провели эксперимент. Разделили детей в возрасте 10–15 месяцев на две группы. Первой группе давали прослушивать магнитофонную запись с отрывком из детской радиопередачи, при этом с ними был взрослый — он тоже слушал запись, но не говорил с малышами. Второй группе ничего слушать не давали.

После 20–30 сеансов прослушивания записей детьми первой группы психологи отметили, что у них лепет заметно усилился и участился, а у малышей второй группы — нет. Отсюда сделали вывод, что ребёнку в раннем возрасте очень важно слышать человеческую речь, чтобы самому поскорее научиться говорить.

Тогда возник ещё один вопрос: лепет у детей первой группы так активно развивался в связи с присутствием взрослого, или малышам достаточно было просто слышать человеческую речь из магнитофона?

В поисках ответа эксперимент продолжили, и детей первой группы разделили на ещё две подгруппы. Первой включали аудиозаписи с человеческой речью, при этом с ними в комнате не было взрослого. Вторая подгруппа слушала музыку, уже в присутствии взрослого.

Сеансы, когда из магнитофона звучала человеческая речь, но при этом отсутствовал взрослый, оказались бесполезными. Лепет не усилился. Дети искали взрослого, но не прислушивались к речи. Сеансы, когда в присутствии взрослого прослушивалась музыка, тоже не привели к заметным результатам. Дети главным образом искали источник звука, но их не интересовало общение.

Учёные сделали вывод: для развития речи у ребёнка необходимо присутствие взрослого, при этом обязательно, чтобы он говорил с малышом. Просто звучащей речи мало, чтобы начать говорить. Нужен взрослый — живой источник речи, который устанавливает эмоциональную связь с ребёнком и общается с ним.

Именно взрослый вводит детей в мир речи. Благодаря ему у ребёнка развивается не только умение говорить, но и умение слушать, а также навык воздействия на другого человека через речь.

Развивающие упражнения и занятия дома

Прежде чем приступить к занятиям по развитию речи, рекомендуем ознакомиться с простыми и при этом эффективными правилами:

  1. Общение с ребенком начинается еще до момента его рождения.
  2. Чтобы обеспечить эмоциональную стабильность малыша, во время занятий нужно смотреть на него с улыбкой.
  3. Обращать внимание ребенка на движение мышц взрослых. Так ему будет проще соотнести движение и полученный звук.
  4. Приготовьтесь, что ребенку в возрасте двух и трех лет нужно повторить все 10, а то и 20 раз. Это нормально, поэтому не стоит нервничать.
  5. Слова проговариваются четко, медленно и громко.
  6. Все старания детей должны поощряться, даже если у малыша в этот раз ничего не получилось.
  7. Занятия должны быть ежедневными, но не дольше 20 минут. Оптимальный график — 2-3 раза в день по 10 минут.
  8. Читайте малышу как можно больше. В чтении важную роль играет эмоциональность.

Дыхательная гимнастика

Дыхательные упражнения способствуют формированию правильного дыхания, положительно влияют на сердечно-сосудистую и нервную системы. Кроме этого, при активном дыхании мозг насыщается кислородом, а значит, и лучше развивается.

СПРАВКА! Упражнения проводятся через полчаса после приема пищи или за час до него.

Упражнения и рекомендации:

  1. Даже на прогулке не забывайте об упражнениях. Дуйте на одуванчики, наблюдайте за ветром и сами попробуйте с ребенком подуть на листочки, чтобы они зашевелились. Обратите внимание ребенка на силу воздуха (на примере движения листочка).
  2. На столе раскладываются кусочки ваты или салфетки. Малышу нужно сдуть все кусочки со стола.
  3. Учите ребенка вдыхать носом и выдыхать ртом.
  4. Приобретите малышу дудку или губную гармошку. Это не только отличная дыхательная гимнастика, но и развития слуха.
  5. Каждый день давайте поиграть мыльными пузырями.
  6. Можно набрать в емкость воды и запустить по ней кораблики и бумаги. Пусть ребенок управляет ими силой своего дыхания.

Артикуляционная гимнастика

Следующие простые — отличная профилактика нарушений звукопроизношения:

  • Попросите малыша достать кончиком языка до носа.
  • Повторите с ребенком, как цокает лошадка, пусть он оближет «варенье» с губ.
  • Разминка для губ — растянуть их в улыбке или в трубочке.
  • Перед зеркалом можно покорчить смешные рожицы, каждую рожицу желательно задержать на 2-3 секунды.

Вам будет интересно: Дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста.

Что еще можно сделать для запуска речи в 2-3 года?

1. Заведите книжку для чтения

Это не шутка. Читать можно по-разному. Логопеды советуют следующее: в альбом для рисования наклейте изображения животных, бытовых предметов, семейные фотографии. Регулярно «читайте» его с малышом, давайте листать самостоятельно. Рассматривая картинки, называйте то, что на них изображено: «Это киса (баба, мама, собака и т. д.). Через некоторое время добавьте слова, обозначающие действия, чтобы получилось предложение, например: «Киса, дай», «Мама, на» и т. п. Подобные альбомы для развития речи можно купить в детском магазине. Советуем отдать предпочтение изданиям с яркими крупными иллюстрациями и подробными комментариями, как с ними работать.

2. Сократите репертуар

Если вы читаете сказки или поете колыбельные малышу перед сном, то не гонитесь за разнообразием. Выберите два-три постоянных произведения. Важно, чтобы ребенок постепенно запомнил текст, синтаксические конструкции, употребление слов. Кстати, на этой основе вы можете поиграть с малышом: специально сделайте ошибку или притворитесь, что забыли продолжение. Если ребенок уже готов вот-вот заговорить, есть вероятность, что он не устоит перед соблазном поправить взрослого.

Общие правила обучения детей

Правила обучения речи детей 2-3 лет
Благоприятная атмосфера в семье, эмоциональный контакт с родителями – важный фактор речевого развития детей 2-3 лет.

На то, какой будет речь конкретного ребенка в 2,5 года, влияет и ваше отношение. Все должно проходить в спокойной и гармоничной атмосфере, которая в первую очередь наполнена любовью. Уже в первые дни жизни, во время практики первого эмоционального общение матери с ребенком закладывается фундамент для дальнейшего развития малыша.

Задумываясь над тем, как учить ребенка правильно, в первую очередь ориентируйтесь не на общие нормы, а на него, как личность. Скорее всего общение ребёнка с другими будет таким же, как ваше общение с ним. Иногда вас будут удивлять “взрослые” привычки ребенка, но стоит понимать, что именно вы, осознанно или неосознанно, поспособствовали их формированию.

Подбирать и применять упражнения для развития речи у детей нужно не только тогда, когда уже обнаружились проблемы – этим нужно заняться заранее. Тем более, занятия в игровой форме сделают досуг малыша более наполненным, захватывающим. Профессионалы разрабатывают специальные речевые игры с учетом интересов и возможностей ребенка, что всегда ведет к лучшим результатам.

Позднее развитие речи детей не должно вас беспокоить, если такое явление свойственно для их типа характера.

Не нужно ориентироваться на то, когда заговорил сын соседки или дочка коллеги, ведь ваш маленький человечек отличается от каждого живого существа.

Возможно, для вашего ребенка будет нормальным произнести первое слово только после года, а начинать общаться полноценными предложениями с трех лет.

Какие могут быть использованы игрушки, книги и пособия для развития речи

В помощь родителям есть специальные пособия, которые ускорят речевое развитие малыша. Чаще всего это карточки с картинками. Очень полезно сопровождать занятия изображениями предметов. Глядя на карточку, ребенок сначала назовет то, что изображено на ней. Потом можно вместе придумать небольшую историю про это животное или предмет.

Развивают детей кубики, пазлы, игрушки, конструкторы, в том числе, «Лего». Начинать нужно от 3—4 частей, с возрастом увеличивая их количество.  Игрушки обязательно включаются в развивающие игры. Самый удобный предмет — мяч. Любимая детская игра — «Съедобное — несъедобное» невозможна без этого предмета. Пусть ребенок ловит мяч, когда вы называете то, что съедобно, и отбивает его в противоположном случае.

Другие игры с мячом:

  1. Мама бросает мяч и называет букву. Ребенок ловит его, придумывает слово на названую букву, произносит его и бросает мяч маме.
  2. С детьми постарше попробуйте поиграть в антонимы. Мама бросает мяч и называет слово, а ребенок придумывает противоположное: день — ночь, свет — тень, быстро — медленно, черный — белый и т.д.

В занятия нужно включать прослушивание звуков. Хорошо, если есть возможность сводить ребенка в зоопарк.

Полезные книги для развития речи:

  1. Е. Янушко «Развитие речи у детей 1—3 лет».
  2. С. Батяева, Е. Савостьянова «Альбом по развитию речи для самых маленьких».
  3. Л. Смирнова «Развитие речи у детей 2—3 лет».
  4. А. Астахова «Моя первая книга».
  5. О. Жукова «Первый учебник малыша».
  6. Все книги с народными сказками и картинками, азбука.

Особенности развития речи у детей

Развитие речи ребёнка в раннем возрасте тесно связано с его практической деятельностью. Он начинает самостоятельно ходить, постоянно взаимодействует с предметами, узнаёт от взрослого и запоминает их названия, учится использовать новые слова самостоятельно. Всё это стимулирует к общению.

занятие для ребёнка
Во время занятия по аранжировке цветов ребёнок может выучить очень много слов: цветок, стебель, лепестки, роза, стакан, вода, горшок, земля и др. В следующий раз он сможет повторить те, что уже запомнил, и узнать новые

С 1 до 2 лет

К концу первого года жизни у ребёнка начинает формироваться активный и пассивный словарь. Активный словарь — это те слова, которые он уже может произнести, а пассивный — слова, которые он понимает. В активном словаре к 12–14 месяцам может быть от 4 до 15 слов. Пассивный словарь примерно в 3 раза шире: слов, которые понимает ребёнок, больше, чем тех, которые он может произносить.

В этом же возрасте речь переходит на новую стадию: теперь ребёнок воспринимает её как средство общения. Если раньше малыш воспринимал слова как единые нечленораздельные звуковые комплексы, то теперь разделяет их в речи родителя. Как следствие, он начинает активно произносить известные ему слова, адресуя их взрослому.

Чтобы познакомиться с предметом, ребёнок тянется к нему, сопровождая свои действия мимикой и звуками, и плачет или капризничает, если не получает желаемого. Потом смещает фокус на родителя: переводит свой взгляд с предмета на взрослого, чтобы тот достал его, или указывает на предмет жестами.

Малыш произносит слова осмысленно и с привязкой к ситуации, но их значения очень неустойчивы. Так происходит потому, что он осваивает речь ассоциативно: например, видя птицу, указывает на неё и говорит «кар». Затем может увидеть изображение птицы на монетке — эту монетку он тоже назовёт «кар». Потом увидит птицу в часах с кукушкой, и часы станут «кар».

С 1,2 до 1,3 лет начинается активное подражание взрослому. Ребёнок повторяет слова и фразы: смотрит на родителя, наблюдает за движениями его губ, челюстей и языка, пытается произнести слово и назвать предмет, который ранее показал или дал подержать в руках взрослый. Постепенно у малыша это получается.

Читайте также:  Развивающие игры для детей 5 месяцев, занятия и игрушки, как развивать малыша в пять месяцев

Затем он переходит к осмысленному употреблению слов. Однако за словом всё равно стоит конкретный предмет: например, слово «чашка» обозначает только ту чашку, из которой ребёнок ест. Все остальные чашки, которые он видел, не относятся к этому слову. Со временем ребёнок, контактируя с похожими друг на друга предметами, отмечает сходства и начинает называть эти вещи общим словом («чашек» становится много). А вскоре, примерно к полутора годам, в речи появляются глаголы.

С 1,3 до 1,8 лет малыш начинает употреблять слова, вкладывая в них смысл целых предложений. Жесты и мимика помогают окружающим понимать его речь.

девочка тянется к предмету
Когда малыш тянется к игрушке и говорит «мама», он подразумевает «мама, дай игрушку». Так, слово «мама» может иметь совершенно разные значения в зависимости от контекста, ситуации

После 1,5 лет движения, звуки и жесты всё больше заменяются словами, которые превращаются в полноценное средство общения. На этом этапе особенно важно, чтобы не было «сюсюканья» с ребёнком, ведь малыш усваивает те формы слов, которые он слышит от взрослого. Также важно, чтобы не было информационной перегрузки — это часто приводит к задержкам в развитии речи. Вводить новые слова и фразы следует постепенно.

С 1,6 до 1,8 лет возникает период латентного развития речи. Окружающие не замечают каких-то ярких изменений, но у ребёнка происходит накопление, развитие речи, которое внешне никак не проявляется.

С 1,8 до 1,10 лет в речи появляются предложения из двух слов. Ребёнок строит фразы, которые включают в себя существительное и требуемое действие. Например, «мама, ням-ням», — и мама догадывается, что ребёнок хочет кушать.

После 1,10 лет предложения начинают состоять уже из трёх слов и более. Ребёнок начинает произносить своё имя. Пока он говорит о себе в третьем лице: «Маша хочет кушать».

С 2 до 3 лет

У ребёнка в 2 года происходит «речевой взрыв»: резко пополняется словарный запас — в активном словаре теперь до 200–300 слов. Малыш постоянно задаёт вопросы: «Что это?» Ему хочется слышать как можно больше новых слов, и эти слова моментально включаются в его речь, поэтому важно отвечать на каждый вопрос.

В этом же возрасте происходит объединение двух психических функций — мышления и речи. Речь становится интеллектуальной, а мышление — речевым. Ребёнок начинает думать словами.

В период от 2 до 3 лет увеличивается количество предложений, а слова в них начинают грамотно согласовываться между собой. Также в возрасте около 2 лет и на третьем году жизни ребёнок начинает по своей инициативе отражать в речи всё, что он воспринимает в окружающем мире. Таким образом возникает описательная речь, и малыш начинает различать предметы по признакам, понимать разницу «много—мало» и всё это переносить в речь.

Ребёнок начинает воспроизводить услышанные стихи, песенки, сказки. У него работает механическая память, которая активно включается в работу речи. Продолжает развиваться понимание речи: уже к концу второго года оно основано на правильном восприятии всех звуков родного языка.

Развиваем речь дома: карточки для расширения словарного запаса

Примерно к 3 годам активный и пассивный словарь выравниваются. То есть ребёнок может произносить все слова, которые он понимает. Всё, что слышит, он тут же начинает воспроизводить.

Через слова ребёнок управляет вниманием взрослого, и взрослый тоже может привлечь внимание ребёнка с помощью слов. Поведение начинает подчиняться словесной инструкции — малыш понимает, что требует от него взрослый. На третьем году жизни малыш по инструкции взрослого может не только начать, но и прекратить свою деятельность, что создаёт новые возможности для его коммуникации со взрослым, воспитания малыша и усвоения правил поведения.

Важнейшее достижение в понимании речи ребёнком раннего возраста — это формирование речевого внимания: умения сосредоточиться на звуковой стороне слова, слушать другого человека, понимать, о чём он говорит. Это отправная точка для дальнейшего речевого развития. Ребёнок начинает понимать содержание небольших литературных произведений, текстов, стихотворений, а в 3 года уже воспринимает рассказ взрослого, который состоит из 3-4 предложений. Лучше, когда все тексты связаны с его личным опытом — описываются ситуации, которые ему хорошо знакомы и вызывают у него эмоциональный отклик.

малышка читает
До трёх лет ребёнка сильнее увлечёт история о том, как дети играют в прятки, чем приключения говорящих зверей

Консультация для родителей. Развитие речи детей 2-3 лет

Уроки должны быть короткими, театрализованными и насыщенными играми. Поначалу, чтобы четко следовать плану и не идти у ребенка на поводу, лучше подготовить подробный конспект.

  Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста

На занятиях огромную помощь оказывают разнообразные логопедические книжки, раскраски и другие дидактические материалы. На просторах всемирной сети есть пособия, которые можно распечатать и применять в домашних играх.

Дополнительная информация. Конспекты занятий можно подсмотреть в книге О.Э. Литвиновой «Речевое развитие детей раннего возраста». Составленные четко по программе ФГОС на основе многолетнего опыта автора, все упражнения в книге направлены на становление произношения и грамматического строя речи малыша.

Учим правильно подражать речи взрослых

Для правильного подражания устной речи важно, чтобы произносимые взрослым слова звучали правильно и четко. Малыш может не сразу сказать фразу целиком и правильно. Главное – даже в нечетко звучащем произношении сохранность количество слогов. Если из нескольких слогов слова ребенок выбирает и произносит один, наиболее ему удобный, – это нарушение речи, которое в данном возрасте уже необходимо лечить.

Как тренировать голосовой аппарат и развивать речь ребенка

Голосовой аппарат в раннем возрасте формируется на основе фольклорных песен и сказок. Частушки, прибаутки и другие формы песенного творчества содержат большое количество удобно произносимых гласных. Народные песни помогают увеличить количество проговариваемых на одном выдохе слов, улучшить плавность выдоха, а также познакомить малыша с русским фольклором.

Как разговорить ребенка: эффективные методы развития речи у детей 2-3 лет

Чтобы разговорить ребенка нужно:

  • Не давать все вещи по первому его указательному жесту, а спрашивать: «Ты хочешь яблоко? Или апельсин?». И только после перебора нескольких вариантов, давать желаемое, стимулируя таким театральным образом развитие речи.
  • Ежедневно читать с малышом короткие стихотворения и стараться их повторить.
  • Устраивать некие «собрания» животных в игре и спрашивать: «Как говорит корова? А собака? А кошка?»

Артикуляционная гимнастика для развития речи у детей раннего возраста

Артикуляционная гимнастика проводится по предварительной презентации упражнения взрослым. Основные движения:

  • Надуть щеки;
  • Улыбка;
  • Трубочка (вытянуть губы вперед);
  • Лопатка (широкий язык на нижней губе);
  • Наказать непослушный язычок (верхними зубами потихоньку покусывать распластанный язык).

Упражнения и игры, которые помогут развивать речь у 2-3-летних малышей

В качестве упражнений и игр для развития речи у детей 2-3 лет используются:

  • звукоподражание (животным, транспорту и т.д.);
  • речевое сопровождение всех действий ребенка;
  • знакомство с изображениями на картинках и в жизни. Например, на картинке изображена кошка. «Как говорит кошка? Мяу» На прогулке встретили кошку. «Вспомни, как говорит кошка?» и т.д.

Конспект занятия «Зимний пейзаж»

Задачи

  1. Расширять знания детей о времени года – зиме,
    закреплять признаки зимы (снег белый и
    холодный, падает на землю, деревья, дома).
  2. Вызвать желание у детей подговаривать
    стихотворение воспитателю.
  3. Активизировать словарь детей, использовать в
    речи предлоги.
  4. Формировать умение делать правильно плавный и
    длительный выдох.
  5. Рисовать кисточкой снег приёмом примакивания,
    закреплять белый цвет (краски).

Индивидуальная работа: упражняться с
Владиком в правильном произношении слов: улица,
кружится.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Детки, что у нас на
улочке? Зима! Почему? Потому что снег. Какой снег?
Белый! А ещё? Холодный. Где лежит снег? На земле. А
ещё? На деревьях, домах, скамейках, столиках. Все
дорожки засыпал снег.

«Вот зима – кругом бело, много снега намело…»

Рассматривание картинок:

  • Посмотрите, и у нас на картинках много снега (рассмотреть
    иллюстрации о зиме).
  • Что здесь изображено? (Снег, деревья, детки,
    что делают – катаются, на чём – на горке, на
    санках, на лыжах и т. д.).
  • И откуда снег падает? С неба – где небо? Высоко! А
    земля – низко!

Снег падает, кружится в воздухе. Помните, мы с
вами на улице ловили снежинки, на варежки они к
нам падали. А мы их сдували. Хотите подуть на
снежинки? (Раздать ватки детям – упражнение на
развитие речевого дыхания, дети дуют 2-3 раза).

Вот сколько снежинок упало.

А теперь детки будут снежинками.

Воспитатель читает стихотворение Агнии
Барто «Снег».

Повторить вместе с детьми (упал снежок, дети
присели).

Вопросы по стихотворению:

  • Что снег делает? (Кружится – дети отвечают
    хором и индивидуально).
  • Какая улица? – Белая – почему? – Снег закрыл всю
    улицу.

Детки куда собрались – в кружок!

Что детки делают? – Закружились. Правильно.
Закружились, как «снежок»

Ещё поиграем?

Воспитатель читает ещё раз стихотворение. Дети
помогают по желанию, подговаривают слова.
Молодцы!

Кто-то к нам стучится?! Воспитатель идёт
смотреть, открывает дверь:

Кто-то мчится без оглядки,
Зайка просится к ребяткам.

Воспитатель вносит игрушку – зайку, говорит
от имени Зайки:

Я по лесу всё скакал,
И, конечно же, устал.
Можно с вами отдохнуть?
Поиграть у вас чуть-чуть?

Воспитатель приглашает Зайку в гости:
конечно, можно.

— А что вы делаете?

— Что мы делаем, ребята? Кружимся, встали в
кружок. Картинки смотрим: снегу везде много,
много, Зайка, и в лесу его очень много. И здесь
много, и здесь.

— А здесь нет снега, почему? (Показывает на
листки бумаги с домиками). Деревья без снега,
на дорожках тоже нет снега.

Воспитатель: «А это ребятки сейчас
будут рисовать». Обращается к детям: «Посмотрите,
ребята – домики есть, деревья есть, дорожка, а
снега нет. Нарисуем?». «Да».

— Какой снег? Белый?

— Где белая краска? (Дети показывают)

Краска белая у нас,
На столе стоит сейчас.
В руки кисточки возьмём,
Рисовать сейчас начнём.

— Кисточки взяли, как возьмём? (За воротничок,
вот так). Молодцы, обмакнули в краску и снег у
нас начал падать на деревья, дома, дорожку. И у
Владика снег, и у Дениса, и у Жени, Полины. Вот
сколько снега намело. Много! (Дети повторяют:
много, много).

Воспитатель напоминает – «Белая вся улица».

— Посмотри, зайка, сколько снега дети
нарисовали! Молодцы!

— Что рисовали? – Снег. Какой? Белый.

Хорошо у вас в саду,
Но я домой сейчас пойду.
Буду прыгать по дорожкам
На своих я быстрых ножках.

— А детки, Зайка, тоже умеют прыгать. Прыг-скок,
прыг-скок (дети показывают).

— Ребята, давайте проводим Зайку. Все прыгают за
Зайкой (в раздевалку).

(во время рисования детьми снега, звучит
музыка, отрывок из «Времена года» П. Чайковского).

Как избежать проблем

В этой статье мы не берем во внимание органические причины ЗРР. Рассмотрим социальные, которые обязательно нужно устранять:

  1. Дефицит речи и её невостребованность. Требуется создать такие условия, чтобы маленький человек нуждался в разговорах, у него была не только потребность в этом, но и необходимость.
  2. Использование в семье двух языков. Например, если папа – итальянец, мама – русская. Нужно, чтобы сначала малыш заговорил на одном языке, а потом уже можно использовать оба.
  3. Стрессы. Старайтесь ограждать своих мальчиков и девочек от них.
  4. Гиперопека – когда взрослые пресекают все стремления чада делать что-либо самостоятельно, в том числе начинать говорить. Поощряйте сыновей, дочерей за то, что у них есть желание общаться, используя речевой аппарат.
  5. Нахождение в насыщенной информационной среде. Если на ребенка сразу сваливается очень много вещей, то он перестает вникать в них. Можно сказать, что начинает пропускать информацию мимо ушей.

Нужно уделять особое внимание тому, какие социальные условия существуют. Создавайте благоприятную среду, устраняйте негативные факторы. Если что-то непонятно – обращайтесь к специалисту.

Что помогает развитию речи, а что может вызвать нарушения

Речь ребёнка с 1 до 3 лет отражает опыт его взаимодействия с окружающим миром. Он называет предметы, людей, действия и желания, с которыми непосредственно сталкивался. В этом возрасте малыш наиболее чувствителен к нормам языка.

Вот что помогает, а что мешает развитию речи ребёнка.

Затормаживает

Помогает

слова-паразиты и ошибки в речи взрослого или сложная, слишком беглая, перенасыщенная информацией речь взрослого грамотная, разборчивая и понятная (достаточно медленная, чтобы малыш мог разобрать слова) речь у членов семьи
редкое общение со взрослым постоянное общение со взрослым
когда взрослый не слушает и перебивает ребёнка, не даёт договаривать фразы готовность взрослого слушать своего ребёнка
закрытые вопросы (предполагают односложный ответ «да» или «нет») открытые вопросы, отвечая на которые малыш учится выражать свои мысли и желания с помощью устной речи
мало книг, они не подходят по возрасту и неинтересны малышу чтение и слушание книг, подобранных по возрасту
отсутствие самостоятельной деятельности у малыша, однообразность насыщенная деятельность дома, в детском саду или на площадке — так малыш знакомится с новыми предметами и процессами, учится общаться с другими
гиперопека — предвосхищение желаний ребёнка (когда малыш ещё не успел сформулировать желание и попросить, а взрослый уже его исполнил) взрослый позволяет ребёнку проявлять самостоятельность и не навязывает свою помощь, когда малыш справляется сам
«сюсюканье» со стороны взрослых, обилие уменьшительно-ласкательных в лексиконе речь взрослого направлена на малыша, тон дружелюбен, слова произносятся правильно и чётко
Читайте также:  Как развивать ребенка в 1 месяц : первые игрушки для новорожденного, игры

Рассмотрим пример развития речи у ребёнка в разных обстоятельствах. Всё время с момента рождения Маши её мама была рядом: постоянно разговаривала с девочкой и ждала, пока она начнёт сама произносить слова. Показывала ей разные предметы, называла их, давала подержать в руках. К одному году малышка уже пробовала произносить 6 слов, а понимала намного больше.

В 2 года у неё произошёл «речевой взрыв». Ребёнок активно изучал окружающий мир, узнавал слова в процессе повседневных занятий по дому с мамой и игр, а чтение книг на ночь помогало закрепить материал и поддержать интерес. Когда Маша хотела попросить маму о чём-то, та не предугадывает желания малышки, а ждала, пока дочь сама произнесёт фразу до конца: это помогало развивать грамотную речь, учиться выражать мысли полноценно и понятно.

Когда Маше исполнилось 2,4 года, мама вернулась на работу. Теперь большую часть времени девочка проводит с няней. Хоть ребёнок знает много слов и может выражать простые мысли самостоятельно, ей ещё многому нужно учиться. Однако няня, думая, что гиперопека — это хорошо, стала предвосхищать её желания буквально во всём.

Стоило девочке посмотреть в сторону корзины с фруктами, няня уже несла ей сочный плод. Не успей Маша заговорить о прогулке, тут же начинала её одевать, не спрашивая, куда она хочет пойти. Не давала возможность выбрать и надеть вещи самостоятельно.

На детской площадке всё только усугублялось: как только у Маши отнимали игрушку, няня бежала «разбираться» сама, не оставляя девочке шанса пообщаться со сверстником и вернуть игрушку или, наоборот, дать ему поиграть или предложить сделать это вместе, обменявшись игрушками.

Приходя вечером домой, мама всё чаще замечала, что её дочь стала говорить мало и неохотно. Она больше не бежала помогать в бытовых делах, а если и просила о чём-то вообще, делала это преимущественно жестами. Не договаривала фразы, хуже произносила отдельные звуки. Речь ухудшалась, и казалось, что всё заложенное в более раннем возрасте, пошло насмарку.

Стало понятно, что нужно было ещё при знакомстве обсудить с няней подход к общению с ребёнком. Это помогло бы избежать негативных последствий.

Чтобы исправить ситуацию, мама поговорила с няней: донесла до неё, что чрезмерная забота и помощь там, где ребёнок способен справиться сам, мешают ему развиваться. Что упор нужно делать на развитие самостоятельности у девочки, а не пассивное поведение. Побуждать как можно больше говорить, а не угадывать желания. Иначе у Маши начнутся проблемы в общении и выражении мыслей, своего мнения — ведь из-за гиперопеки ей кажется, что все вокруг, даже малознакомые люди, должны её понимать с полуслова.

Няня изменила подход к работе, и уже через пару недель всё вернулось на свои места. Теперь Маша снова с удовольствием общается и познаёт мир слов и звуков.

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут правильно подойти к развитию вашего ребёнка

Стоит ли вводить иностранные языки? До 3 лет ребёнок способен начать осваивать одновременно два, три и даже четыре языка. Но есть нюансы:

  • рядом должны быть носители этих языков (или люди, в совершенстве владеющие ими), с которыми можно общаться;
  • один взрослый — один язык: мама говорит с малышом только по-русски, папа по-английски, а по выходным приходит учитель и общается на немецком;
  • ребёнок осознаёт пользу речи на любом языке: этого поможет добиться коммуникация в естественной среде, в повседневных ситуациях, с привязкой к контексту;
  • занятия и уроки в стандартном «школьном» понимании не подойдут, ведь без связи с реальной жизнью речь не будет освоена.

Подробнее о билингвизме у детей рассказали в отдельной статье.

Упражнения

Мы изучили большой объем дидактических пособий и выявили необходимость комплексного подхода в развитии произносительных навыков у двухлетних детей. Оптимальным вариантом будет использование пальчиковой гимнастики, упражнений на артикуляцию, наглядность и игровые моменты. Подборка развивающих занятий и приемов, которые помогут в работе над детскими речевыми навыками, представлена ниже. Выполняйте их каждый день, чтобы научить ребенка говорить максимально быстро.

Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика

Целью таких упражнений является тренировка артикуляционных органов и правильного произношения звуков:

  • Летающая снежинка

Из тонкой бумаги следует вырезать небольшую снежинку. Положить снежинку на ладошку малышу. Задача ребенка – сдуть снежинку с руки.

  • Бабочка порхает

Берем тонкую бумагу (салфетка или конфетная обертка) и вырезаем небольшую бабочку. К бабочке привязать ниточку. Малыш держит ниточку и, дуя на бабочку, заставляет ее порхать.

  • Веселый кораблик

Наполняем ванну или ванночку водой и ставим на поверхность легкий кораблик (из бумаги или пробки). Ребенок должен привести кораблик в движение своим дыханием.

Упражнение

Игры на развитие моторики

  • Игры по развитию общей моторики

Занятия на движение, сопровождающиеся стихотворным ритмом – отличное средство для развития процесса «говорения». Чем активнее двигается ребенок, тем лучше развиваются речевые навыки.

  • Активные игры со стихами

Короткие подвижные игры очень любимы детьми третьего года жизни, а если при этом они сопровождаются стишками, то становятся чрезвычайно полезными для развития детской речи. Выбирайте веселые игры с забавными стихами, тогда они наверняка понравятся детям, а значит будут очень полезными и эффективными. Примеры игр: «У медведя во бору», «Гуси-гуси».

  • Логопедические и ритмические игры с самомассажем

Родитель или педагог выполняет массаж с помощью движений, которые ребенок должен повторять и, таким образом, осуществлять самомассаж.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: как проводится массаж для лица для развития речи детей? Ритмические игры

Игры со звукоподражанием

Целью звукоподражательных занятий является помощь в формировании и повторении отдельных звуков, слов и фраз.

    • Возьмем тренировку гласных звуков:
      • а-а-а (малыш плачет, поют в опере, баюкаем карапуза);
      • о-о-о (удивление, восхищение);
      • у-у-у (летит самолет);
      • и-и-и (ржет лошадка).

    Следите за тем, чтобы все звуки произносились на выдохе. Поправляйте ребенка в случае ошибок. Правильное дыхание при произнесении слов гарантирует отсутствие «проглатывания» отдельных звуков и слов.

Пальчиковые игры

Самое популярное и любимое всеми детками занятие – помимо своей развлекательной функции, оно помогает развить речевую моторику, готовит пальчики к письму и улучшает работу мозга.

«На лужке». (Широко растопырили пальчики обеих рук). На лужок пришли зайчата (загибаем большие пальцы), медвежата (загибаем указательные пальцы), барсучата (загибаем средние пальцы), лягушата (загибаем безымянные пальчики) и енот (сжимаем ручки в кулачки). На зеленый на лужок, приходи и ты, дружок! (Раскрываем ладони и «подзываем» всеми пальчиками малыша).

3.Развитие моторики (игры, упражнения, книги, игрушки, рисование, лепка)

Игры — это самый эффективный способ обучения ребёнка. В процессе игры у ребёнка развивается воображение, внимание, мышление, память.

Развитию мелкой моторики способствуют игры с крупой. Гречка, горох, рис, пшено – это тот материал, который поможет вам проводить занятия с ребёнком.

Насыпьте в разные миски крупы и дайте ребёнку поиграть с ними. Затем задавайте вопросы: нравится ли тебе крупа на ощупь? Какая она: колючая, гладкая, крупная, мелкая? Какого она цвета?

Развитию мелкой моторики способствуют также игры с тестом, глиной для лепки, мягкий пластилин, классический пластилин.

Добавим в занятия ярких красок

Читайте с ребёнком как можно больше сказок, детских рассказов, учите стихи. Заучивание наизусть небольших стихотворений, способствует развитию памяти.

Разукрашивание по цифрам. Очень увлекательное занятие. Если ваш ребёнок уже научился считать до 10, то ваша палитра будет состоять из десяти цветов. Это прекрасно.

Выглядят такие задания примерно так:

razvitie-rechi-u-detej

Рисование по точкам. Ребёнок должен соединить линиями точки в порядке возрастания цифр. Затем получится рисунок, который нужно раскрасить.

razvitie-rechi-u-detej

Одно из самых моих любимых занятий — это графический диктант. Дети их обожают. Графические диктанты помогают ребёнку ориентироваться в пространстве, а также  в клетке.

Игры с мячом

Ребёнок с радостью участвует в играх с мячом.

1.Игра. «Назови детёныша животных»

Кошка — котёнок

Собака — …

Лошадь — …

Коза — …

Свинья — …

Корова — …

И так далее.

2.Игра. «Где предмет»

Поставьте на середину комнаты стул. Ребёнок выбирает любимую игрушку. Например, плюшевая мышка.

Кладёте мышку на стул. Спрашиваете ребёнка: где мышка?

Ребёнок: НА стуле.

Вы: убираете мышку под стул. Где мышка?

Ребёнок: ПОД стулом.

Вы: перекладываете мышку перед стулом. Где мышка?

Ребёнок: ПЕРЕД стулом.

Вы: берёте мышку в руки. Где мышка?

Ребёнок: В руке. Или У мамы.

Таким образом вы изучаете с ребёнком предлоги.

Если ребёнок путает цвета, делайте больше занятий на эту тему. Цвета начинайте учить по одному. Начните с красного. Показывайте ребёнку всё что видите красного цвета. Затем спрашивайте у него.

Изучение действий предмета

Как развивать речь у ребёнка с 1 до 3 лет: рассказывает педагог

Что делает мальчик? Бежит.

Что делает мальчик? Поёт. И так далее.

Обучение математическим действиям

Как развивать речь у ребёнка с 1 до 3 лет: рассказывает педагог

В этой статье я постаралась дать вам информации о том, как и чем можно заниматься с ребёнком дома. Надеюсь теперь вам понятно, что необходимо в развитие речи у детей 2-3 лет.

Если вам понравилась статья, ставьте 5 звёзд, пишите комментарии. Обратная связь очень важна для меня. Спасибо!

(5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка…

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<текстареа class="текстареа" id="comment" tabindex="4" cols="100%" name="comment" rows="10"> <текстареа class="текстареа" id="novoselov_comment" tabindex="4" cols="100%" name="novoselov_comment" rows="10" placeholder="Сообщение">

  • Как развивать речь у ребёнка с 1 до 3 лет: рассказывает педагог

Коротко о главном

  1. Чтобы ребёнок успешно освоил речь, нужно как можно больше общаться с ним, даже когда он ещё не говорит. Взрослый — главный источник и образец речи для малыша.
  2. Словарный запас ребёнка пополняется во время практической деятельности. Видя и держа предметы в руках, используя их по назначению, малыш запоминает названия и учится правильно употреблять их в своей речи.
  3. Речь у ребёнка будет развиваться активнее, если родитель предложит книги по возрасту. При этом сюжеты должны быть близки к реальности, описывать знакомые ребёнку повседневные дела: до 3 лет сказки читать не рекомендуется .
  4. Гиперопека в воспитании, неправильное произношение, высокая скорость речи, различные ошибки и использование слишком сложных речевых оборотов взрослыми мешают ребёнку научиться говорить.
  5. С 1 до 2 лет развитие речи проходит так: ребёнок начинает разделять слова в речи родителя → наблюдает за артикуляцией взрослого и повторяет за ним слова, постепенно делая это всё лучше → осмысленно называет предметы, с которыми взаимодействовал → узнаёт и использует глаголы, чтобы заявить о своих желаниях → реже использует жесты и чаще слова → активно и незаметно для других пополняет словарных запас → произносит предложения из двух и трёх слов.
  6. В 2 года начинается «речевой взрыв». Ребёнок с огромным интересом узнаёт и легко усваивает новые слова, начинает думать словами. Постепенно слова в предложениях становятся согласованными.
  7. К 3 годам малыш использует столько же слов, сколько понимает. Учится сосредотачиваться и слушать, воспринимать сюжеты литературных произведений и рассказов взрослого длиной до 4 предложений. Усваивает правила поведения, о которых говорит родитель.

Статья подготовлена по материалам курса Сензитивные периоды развития ребёнка В. Н. Могилёвой — кандидата психологических наук и Монтессори-педагога AMI

Фото Ольги Горевой

Редактор: Камила Кленовиц

Мини-курсы для родителей от 199 руб.

Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов

Посмотреть курсы

Источники

  • https://mchildren.ru/kak-razvivaetsya-rech-u-detej-s-1-do-3-let/
  • https://vashrebenok.org/rechevoe-razvitie/razvivayushhie-zanyatiya-i-uprazhneniya.html
  • http://karkusha.su/13-sposobov-nauchit-rebenka-govorit-v-2-3-goda/
  • https://orechi.ru/razvitie-rechi/razvitie-rechi-u-detej-2-3-let
  • https://Razvivashka.online/razvitie-rechi/razvitie-rechi-u-detey-2-3-let
  • https://vospitanie.guru/rech/uprazhneniya-dlya-razvitiya-u-detej-2-3-let
  • https://urok.1sept.ru/articles/102643
  • https://lasalute-clinic.ru/detskaya-nejropsixologiya/razvitie-rechi-u-detej-2-3-let
  • https://VseProRebenka.ru/razvitie/intellektualnoe/kak-nauchit-rebenka-govorit-2-3-goda.html
  • https://yamama2.ru/razvitie-rechi-u-detej/

Оцените статью
Всё о самом замечательном периоде жизни будущей мамы