Как развивать ребенка в 9 месяцев и чему можно учить малыша

kak-razvivat-rebenka-v-9-mesyatsev-i-chemu-mozhno-uchit-malysha-2 Развитие
Содержание
  1. Чему можно научить малыша?
  2. Игрушки для 9-10-месячного ребенка
  3. Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев
  4. Дыхательные упражнения
  5. Рефлекторные упражнения
  6. Рефлекторное ползание
  7. Рефлекторная опора и ходьба
  8. Пассивные упражнения
  9. Активные упражнения
  10. Занятия для мелкой моторики
  11. Игры с ребенком 9 месяцев, развивающие речь
  12. Развиваем координацию
  13. Игрушки не из магазина
  14. Баловство с пользой для дела
  15. Какие упражнения нужны для малышей с 9 месяцев до года?
  16. Упражнение для тренировки навыков балансирования
  17. Упражнение для улучшения координации движений
  18. Упражнение, помогающее малышу сделать первые шаги
  19. Упражнение для развития навыков хождения
  20. Как развивать речевые навыки?
  21. Физические упражнения
  22. Развиваем ощущение пространства
  23. Пирамидка: нанизываем, снимаем колечки
  24. Составляем кубики друг на друга
  25. Вкладываем и выкладываем небольшие предметы из коробочки или другой тары
  26. Открываем и закрываем коробочки, баночки, матрешки
  27. Стаканчики
  28. Игра Норка
  29. Монтессори развитие для грудничков от 0 до 2-3 месяцев
  30. Какой комплекс гимнастики подойдет для малышей 6–9 месяцев?
  31. Упражнение для укрепления мышц живота
  32. Упражнение, которое учит ребенка садиться самостоятельно
  33. Упражнение для развития навыков ползания малыша
  34. Упражнение для укрепления спины малыша и обучения технике вставания
  35. 3 развивающие игры с детьми 9-12 месяцев
  36. Игра на развитие двигательных навыков
  37. Игра на развитие логики
  38. Прятки
  39. В мире эмоций
  40. Часто задаваемые вопросы
  41. Гимнастика для детей 6-9 месяцев
  42. Игры для улучшения мозговой деятельности
  43. К 8-9 месяцам в жизни вашего малыша произошли новые перемены. Он уже встает на ножки, переступает, держась за опору, и скоро научится ходить. Он произносит свои первые слова, а его пассивный речевой запас значительно расширяется. Его когда-то спонтанные движения становятся все более целенаправленными. А это значит, что он приобретает новые возможности для познания мира.
  44. Игрушки: расширение ассортимента
  45. Первые шаги
  46. Развитие речи
  47. Шире круг

Чему можно научить малыша?

Фото 2
Девятимесячные дети уже многое умеют, отличаются активностью и любознательностью. Малыши становятся более самостоятельными. Большинство мальчиков и девочек уже умеет садиться, стоять и ходить у опоры, ползать.

Дети пытаются повторять услышанные звуки, ощупывать незнакомые предметы. У многих родителей возникает вопрос, чему учить ребенка в 9 месяцев. Все зависит от имеющихся способностей, навыков малыша, физического состояния.

Рекомендуется делать акцент на совершенствовании мелкой и крупной моторики, речи. Также стоит заняться развитием интеллектуальных способностей, логического мышления. Не нужно забывать об улучшении физического состояния ребенка. Полезно учить кроху одевать и снимать одежду, пользоваться столовыми приборами.

Специалисты советуют тем родителям, которые не знают, как развивать ребенка, приобрести для него или сделать своими руками бизиборд. Это доска, на которой зафиксированы различные детали (замочки, розетки, игрушечные столовые приборы, фигурки животных, счеты, кнопки и т.п). Изучая элементы этого предмета, ребенок будет совершенствовать имеющиеся и овладевать новыми навыками, расширять кругозор.

Все занятия педиатры и психологи рекомендуют проводить в игровой форме. Тогда грудничку будет интересно и проще овладевать новыми способностями.

Игрушки для 9-10-месячного ребенка

Вот эти игры для досуга с ребенком 9 месяцев надо купить:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: развитие и питание ребенка в 9 месяцев

  1. Ксилофон, игрушечное пианино, барабан и другие музыкальные инструменты.
  2. Пирамидки и другие игрушки, подразумевающие вставку одних частей в другие.
  3. Конструкторы для самых маленьких и кубики.
  4. Книжки с красочными, яркими картинками.

В этот период ребенок активно ползает (рекомендуем прочитать: со скольки месяцев мальчики начинают ползать?). Мама выпускает его на чисто вымытые полы.


Подумайте о том, что в зоне досягаемости ребенка можно разместить предметы для его развлечения. Поставьте внизу пустые полочки, положите туда красивые детские книжки, кубики, пластмассовые баночки и миски, мячики, игрушки, которые ему нужны.

Особенно удобно сделать такое место в кухне, чтобы малыш имел занятие, пока мама готовит обед. Все острые и режущие предметы уберите наверх, тогда ребенок не сможет пораниться, дополнительно закройте электрические розетки защитными крышечками.

Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев

Оптимальный возраст, в котором рекомендуется начинать курс массажа и гимнастики обсуждается в статье «общие принципы массажа». Массаж и гимнастика у детей первого года жизни

Дыхательные упражнения

Для малышей этого возраста очень важны дыхательные упражнения. Они способствуют развитию дыхательной мускулатуры, физиологических способностей дыхательной системы, ее резервных возможностей, служат профилактикой респираторных заболеваний.

Исходное положение: ребенок на руках у матери, лицом к ней. Производят ритмичные надавливания ладонью на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.

Исходное положение: ребенок лежит на спине. Попеременное отведение ручек в сторону и наверх, начиная с трех месяцев можно это упражнение выполнять одновременно двумя ручками.

Рефлекторные упражнения

У младенцев существует определенная физиологическая особенность нервной системы – наличие безусловных рефлексов, появляющихся и исчезающих в определенное время.

Таким образом, у грудничков можно выделить особую группу упражнений. Это рефлекторные упражнения. Они основаны на специальном вызывании некоторых безусловных рефлексов.

Естественно, никто в качестве зарядки рефлекс Моро вызывать не будет (громкий удар по поверхности, на которой лежит ребенок, при этом он делает «обнимающее» движение).

Но некоторые из них, например рефлекс Бабинского (особое поглаживание стопы) или рефлекс опоры весьма полезны в качестве развивающих упражнений.

Количество повторений рефлекторных упражнений в течение занятия 1-2 раза.

Упражнение основано на рефлексе Бабинского.

Исходное положение: ребенок лежит на животике.

Произвести надавливание на подошву у основания пальцев — ребенок рефлекторно согнет пальчики, затем провести по внутреннему краю стопы к пятке и наружному краю к мизинцу – происходит разгибание подошвы. Движение выполняется большим пальцем взрослого. Повторить 1-2 раза. Важно! При выполнении упражнения нога ребенка всегда фиксируется за голеностопный сустав (не за пальцы).

Из рефлекторных упражнений в этом возрасте выполняются также рефлекторное ползание, рефлекторная опора и рефлекторная ходьба. Данные упражнения, как правило, проводятся в конце занятия.

Рефлекторное ползание

Упражнение основано на рефлексе ползания по Бауэру.

Исходное положение: на животе. Под стопочки ребенка подставляется ладонь взрослого, так, чтобы ребенок смог в нее упереться слегка согнутыми ногами. Ребенок толкается и выпрямляется, делая движение вперед. Повторить 1-2 раза. Важно! Не забудьте оставить свободным место, куда малыш сделает это движение (что бы не ударился головой).

Рефлекторная опора и ходьба

Исходное положение: ребенок в положении вертикально, руки взрослого в подмышечных областях ребенка. Следует дать ребенку полностью опереться стопами на поверхность стола. Слегка наклонить туловище ребенка вперед, и он рефлекторно сделает несколько шажков.

Полезно выкладывание на живот, это тоже является упражнением для ребенка, основанное на защитном рефлексе (младенец поднимает и поворачивает голову в сторону). В положении «на животе» происходит стимуляция мышечного тонуса разгибателей, тонизируются мышцы животика, стимулируется работа кишечника – облегчается отведение «газиков», является профилактикой запоров.

Выкладывание на живот рекомендуется проводить ежедневно, начиная с 30 секунд и до 15-20 минут в первые месяцы жизни.

Пассивные упражнения

Скользящие шаги – «топотушки»

Исходное положение: на спине. Нога согнута в коленном и тазобедренном суставах, стопа опирается на стол, проводится скольжение стопы по поверхности стола.

Катание в позе «эмбриона».

Исходное положение: ребенок лежит на спине. Ноги согнуты, приведены к животику, голова также согнута, подбородочек приведен к груди. Производится «катание» малыша в таком положении на спинке. Как правило, такое упражнение деткам очень нравится.

Как развивать ребенка в 9 месяцев и чему можно учить малыша

Активные упражнения

Используются различные яркие, звучащие игрушки, которые показываются ребенку на расстоянии 25-30 см, таким образом, стимулируются слежение глазками за предметом, слуховое сосредоточение, попытка ухватить предмет.

Занятия для мелкой моторики

Вопрос, как развивать ребенка в 9 месяцев, является актуальным для многих родителей. Особенно часто новоиспеченные мамы интересуются тем, как проводить тренировку мелкой моторики.

Популярны пальчиковые игры. Это могут быть «Ладушки», «Сорока-ворона». Хорошо совершенствует мелкую моторику массаж пальцев. Его следует выполнять ежедневно. Рекомендуемые техники мануального воздействия: поглаживание, растирание, разминание.

Эффективные занятия для улучшения точности движений пальцев малыша девятимесячного возраста приведены ниже:

Фото 3

  • «собери орешки». Хорошо развивает координацию, моторику, социальные навыки, зрение, сенсорное восприятие. Для занятия потребуется коробка и грецкие орехи. Надо рассыпать перед ребенком около 10 штук орехов. Предложить малышу помочь собрать их в коробку;
  • «счеты». Показать крохе, как можно весело перегонять костяшки счетов с одной стороны в другую поодиночке, несколько подряд, все сразу;
  • рисование пальчиковыми красками;
  • рвание газеты, листов цветной бумаги;
  • «ведерко с песком». Показать ребенку, как при помощи совка либо ложки наполнять ведерко песком либо крупой;
  • «пирамидка». Следует вместе с ребенком нанизывать и снимать со стержня кольца. Это хорошо развивает координацию.

Данные занятия повышают точность движений, а также благотворно влияют на становление речи.

Игры с ребенком 9 месяцев, развивающие речь

Слова и фразы, посильные для запоминания детьми 9 месяцев, можно разделить на группы:

  • слова, обозначающие действие;
  • имена;
  • слова, употребляемые при приеме пищи;
  • ответы на вопросы;
  • слова приветствия и прощания.

К первой группе относят слова, с которыми карапуз встречается ежедневно: дай, пить, кушать, гулять. При подходящем случае необходимо несколько раз повторять их, акцентируя внимание малыша на жизненных ситуациях.Имена хорошо запоминаются при рассматривании фото. Особенно легко дети запоминают имена в условиях совместного отдыха мам с малышами на детских площадках.Во время обеда существуют благоприятные условия для лексического обогащения детей. Нужно минимум один раз в день собираться для принятия пищи всей семьей. Карапуз внимательно следит за репликами членов семьи, запоминает названия блюд, а также их словесную оценку домочадцами.Чем чаще малышу задаются вопросы, тем быстрее он будет осознанно на них отвечать, хотя вначале достаточно однословного ответа.9-месячные дети быстро учатся здороваться и прощаться. Малыш машет ручкой, с помощью мамы усваиваются слова «пока-пока!». На просьбу поздороваться желательно, чтобы карапуз протягивал ручку.

Развиваем координацию

Игры с детьми в возрасте 9 месяцев, развивающие координацию, включают:

  • Традиционные «Ладушки».
  • «Соберем пирамидку». Игра заключается в нанизывании колец на стержень.
  • «Вверх тормашками». Малыша просят привести в порядок перевернутые игрушки и другие мелкие предметы.
  • «Мячик катается». Мама катит мячик ребенку, сидящему напротив, и просит вернуть его обратно.

Игрушки не из магазина

 Для игры с ребенком в 9 месяцев (или в более раннем возрасте) можно использовать не только игрушки из магазина. Карапузу хочется трогать то, с чем имеет дело мама. Кухня — особое место для малыша. Баночки, коробочки, множество разных круп, которые можно пересыпать из одной емкости в другую, пустые бутылки — все это намного интереснее малышу, чем игрушечная посуда.Ванная — еще одно любимое место для детей. Игры в воде с ребенком в 9 месяцев вызывают необыкновенную радость у малыша, особенно если они сопровождаются хлопками по воде и разбрызгиваниями.

Баловство с пользой для дела

Когда ваше чадо хватает еду руками, облизывая пальчики, расстегивает только что надетый памперс и ковыряет в носу, пусть утешением вам послужит мысль, что тем самым юный исследователь развивает мелкую моторику. Если же вас это раздражает, предоставьте достойную альтернативу.

Можно, например, выдать ненужную сумку или рубашку с крупной застежкой-молнией. Однако внимательно следите, чтобы в нее не попали пальчики малыша. Обычно детям нравятся открывать и закрывать застежки на липучке, особенно если под клапаном застежки спрятана интересная картинка или аппликация. Если же у вас на какой-нибудь одежде найдется карман на липучке, спрячьте в него небольшую игрушку и покажите малышу, как ее достать. Известные американские педиатры У. и М. Серз пишут, что их шестимесячный сын Мэтью обожал исследовать нагрудный карман папиной рубашки, поскольку там он неизменно находил авторучку.

Учите ребенка перелистывать странички сначала картонных, а потом и обычных книжек, стучать пальчиком по клавишам пианино, снимать носочки, выжимать в ванне небольшую тряпочку или губку – все это помогает развивать мелкую моторику.

Какие упражнения нужны для малышей с 9 месяцев до года?

За предыдущие месяцы ребенок научился садиться и ползать по-пластунски. Сейчас он осваивает ползание на четвереньках и уверенно поднимается на ножки, держась за опору. Совсем скоро кроха выйдет на принципиально новый этап развития — начнет ходить, поэтому комплекс упражнений для малышей данного возраста по большей части направлен на развитие навыков вставания и хождения. Также в этот период ребенок начинает понимать речь 5 , поэтому сопровождайте упражнения простыми командами и хвалите маленького спортсмена за достигнутые успехи.

Упражнение для тренировки навыков балансирования

Гимнастика для малышей до года

Поставьте ребенка лицом к себе и подхватите его руками под локти. Медленно опускайте руки вниз — опираясь на них, малыш немного присядет, затем начните поднимать руки в исходное положение, чтобы он снова встал, повторите несколько раз. Такие упражнения полезны для спины, живота и ног, а также помогают малышу научиться более уверенно садиться и вставать.

Упражнение для улучшения координации движений

Гимнастика для малышей до года

Поставьте ребенка спиной к себе. Нежно, но уверенно обнимите его на уровне коленей и бедер — так, чтобы он не мог подогнуть колени и встать на четвереньки. Чтобы заинтересовать малыша, положите перед ним игрушку: когда он наклонится и возьмет ее, заберите и верните обратно, повторите несколько раз. Это упражнение направлено на развитие координации движений, а также укрепляет мышцы живота и спины.

Упражнение, помогающее малышу сделать первые шаги

Гимнастика для малышей до года

Поставьте ребенка лицом к себе и возьмите за кисти рук. Чуть притяните его к себе, чтобы он начал терять равновесие. Если малыш еще не готов к хождению, он опустится на коленки, если готов — сделает шажок вперед. Продолжите тянуть на себя, чтобы за первым шажком последовали другие, повторите проход пару раз. Это занятие — одно их важных развивающих упражнений для малыша, подготавливающих его к самостоятельному хождению и способствующих укреплению многих групп мышц.

Читайте также:  Во сколько месяцев грудничок должен тянутся и хватать игрушку: как можно научить

Упражнение для развития навыков хождения

Гимнастика для малышей до года

У вас есть детская каталка? Поставьте ребенка на ножки и дайте ему ухватиться за ручку каталки. Чуть толкните ее вперед, чтобы он сделал первый шажок, немного подтолкнул каталку вперед и пошел за ней. Страхуя кроху, дайте пройти некоторое расстояние за движущейся тележкой. Это упражнение развивает навыки хождения и готовит ребенка к первым шагам без опоры.

Как развивать речевые навыки?

У детей девятимесячного возраста интенсивно развивается речь. Лепет некоторых малышей становится более осознанным. Увидев маму или бабушку, кроха начинает говорить «ма-ма, ма-ма» или «ба-ба, ба-ба». Конечно, это касается тех детей, с которыми родители активно занимаются.

Нужно стимулировать ребенка лепетать. Маме рекомендуется много общаться с крохой, используя в своей речи простые слова. Полезно чаще употреблять «мама», «папа», «баба».

Пополнять пассивный словарный запас следует такими методами:

  • показывать картинки с изображениями явлений природы, овощей, фруктов, животных, проговаривая, что на них нарисовано;
  • читать крохе сказки, стишки, петь детские песни;
  • все свои действия, совершаемые относительно ребенка, маме с папой надо комментировать. Желательно, чтобы речь была эмоционально окрашенной.

Физические упражнения

Комаровский советует стимулировать кроху ползать. По мнению известного педиатра, во время такой физической активности в работу включаются все мышцы тела. Это ускоряет наступление того момента, когда ребенок начнет самостоятельно ходить.

Также полезны следующие физические упражнения:

Фото 4

  • подъем ног из положения лежа на спине;
  • присаживание. Положить кроху на спину. Взять за кисти рук и аккуратно потянуть на себя, придавая его туловищу вертикальное положение;
  • круговые вращения руками. Протянуть ребенку большие пальцы рук, чтобы он за них ухватился. Развести верхние конечности в стороны и начать совершать круговые движения;
  • переворот со спины на живот. Дети в 9 месяцев должны уже выполнять это упражнение самостоятельно по просьбе родителей;
  • наклоны туловища с прямыми руками. Грудничка следует поставить себе на колени, придерживая за живот и голень. Стимулировать малыша наклониться вперед, положив перед ним яркий предмет.

Чтобы мотивировать грудничка ползать, нужно на определенном расстоянии от него, в поле его зрения, положить любимую игрушку. Малыш будет тянуться к предмету, совершая движения ногами и руками.

Развиваем ощущение пространства

Приготовьте игрушки для ребенка в виде емкости и нескольких предметов, которые помогут детям в 9 месяцев познать законы пространства и размеров. Покажите ребенку, что предметы можно вынимать и прятать в емкости. Повторите свои действия несколько раз.

Раскладывание предметов

Пирамидка: нанизываем, снимаем колечки

С пирамидкой можно играть в разные игры. Самая простая – научиться снимать кольца. Можно снятые с пирамидки кольца класть друг на друга и строить башню, после чего весело ее разрушить. Предложите выложить из колец тропинку, по которой будет гулять зайчик или мишка.

Можно начать знакомство с понятием «большой-маленький» Предложите сыну или дочери найти большое кольцо и надеть на стержень. Сравнивая размеры колец, можно поиграть в игру «Приглашаем в гости». Возьмите 3 кольца для мамы медведицы, папы и Мишутки в качестве тарелок. Начинайте их раскладывать по мере убывания и возрастания.

Пирамидка

Составляем кубики друг на друга

Настало время учиться строить башню из кубиков. Сначала это должна сделать мама, комментируя свои действия: «Берем кубик, ставим кубик. Берем еще один кубик и ставим на кубик. Хорошо». Теперь строим башню совместно. На третьем этапе ребенок строит сам, а мама продолжает комментировать его действия. Не забывайте хвалить за успехи.

Вкладываем и выкладываем небольшие предметы из коробочки или другой тары

Для такой игры подойдут коробки, ведра, тазики. Дети с удовольствием будут наполнять и освобождать тару. Когда ведро полностью будет загружено мелкими предметами, отметьте, что оно полное. После того как все предметы вынуты, необходимо сказать, что там ничего нет, ведро пустое. Можно усложнить игру, предложив рассортировать разные предметы в соответствующую емкость.

Складывание предметов в емкости

Открываем и закрываем коробочки, баночки, матрешки

Для развития мелкой моторики руки важны игры со всевозможными банками и коробками, которые легко открывать и закрывать, закручивать крышки, вкладывать одну коробку внутрь другой. Такие коробки с крышками и банками можно распределить в различных углах квартиры. Ребенок обязательно найдет эту развивающую игру и с увлечением будет закручивать крышки.

Стаканчики

В качестве игрушки для девятимесячного ребенка можно использовать стаканы различного размера. Они могут быть бумажными, пластиковыми. Ребенок будет их помещать один в другой, расставлять на полу. Взрослый может таким образом познакомить ребенка с понятием «больше», « меньше». Также такая игра подойдет и во время банных процедур. Дети могут набирать в стаканы воду.

Матрешка

Игра Норка

Для этой игры понадобится коробка с крышкой, в которой нужно проделать отверстие. Во время игры попросите ребенка опустить игрушку в норку. Затем предложите ему самому ее вытащить. Эта игра поможет ребенку научиться осознавать свои действия.

Монтессори развитие для грудничков от 0 до 2-3 месяцев

Только кажется, что новорожденный ещё ничего не может и только спит и ест, на самом деле его мозг начинает бурно развиваться, и вы можете помочь.

  • Чаще берите малыша на руки и давайте ему рассматривать лица

Новорожденные по своей природе имеют очень плохое зрение и видят только очертания объектов. Но есть один объект, к которому чувствителен даже глаз грудничка, и это человеческое лицо. Старайтесь делать так, чтобы во время процедур по уходу и кормления малыш мог разглядывать ваше лицо на расстоянии где-то 30-40 сантиметров. Не закрывайте малыша пелёнкой и не отвлекайтесь на телефоны и другие гаджеты, когда ухаживаете за младенцем.

  • Давайте ребенку возможность следить за движением объектов

Уже к концу первого месяца жизни младенцы учатся следить глазами за движущимися объектами. Вы можете легко использовать первые мобили (сперва черно-белый мунари мобиль, затем цветные варианты мобиля Октаэдры), сделанные самостоятельно или приобретенные в магазине

Давайте ребенку возможность следить за движением объектов

  • Позволяйте малышу получать обратную связь от мира

По возможности не ограничивайте движения крохи и позволяйте ему получать обратную связь  от мира: старайтесь быть чуткими к его потребностям, давайте возможность касаться разных поверхностей, испытывать разнообразные ощущения (звуки, прикосновения, запахи и так далее)

Какой комплекс гимнастики подойдет для малышей 6–9 месяцев?

В этом возрасте ребенок пробует сесть — сначала не очень удачно, но потом у него получается освоить это важное умение. Примерно с 8 месяцев он начинает ползать по-пластунски 4 . Ближе к 9 месяцам некоторые дети пытаются встать за ножки, если рядом есть подходящая опора. Упражнения для развития малыша в этом возрасте направлены на совершенствование перечисленных навыков, и вот некоторые из них.

Упражнение для укрепления мышц живота

Гимнастика для малышей до года

Положите ребенка на спину ножками к себе. Обхватите его голени руками, при этом ваши большие пальцы окажутся ближе к пяткам крохи, а остальные лягут на коленки. Не сгибая ножек, поднимите их в вертикальное положение, затем опустите вниз. Повторите упражнение несколько раз — оно направлено на тренировку мышц брюшного пресса и постановку правильного дыхания.

Упражнение, которое учит ребенка садиться самостоятельно

Гимнастика для малышей до года
Гимнастика для малышей до года

Положите кроху на спину ножками к себе. Дайте ему обхватить ручками ваши указательные пальцы и потяните на себя. Помогите ребенку сесть, затем обратным движением верните в исходное положение. Повторите упражнение несколько раз. Эта простая детская гимнастика для малышей тренирует мышцы плеч, рук, пресса и учит садиться из положения лежа.

Упражнение для развития навыков ползания малыша

Гимнастика для малышей до года

Положите ребенка на живот ножками к себе, немного подогните их в коленях. Поместите впереди, в зоне видимости крохи интересную игрушку — так вы мотивируете его, чтобы он ползал, стремясь к привлекательной цели. Если ребенок не понял задания, проведите его несколько раз туда и обратно, поддерживая рукой под грудь. Это упражнение направлено на то, чтобы малыш начал ползать, а также тренирует большое количество мышц.

Упражнение для укрепления спины малыша и обучения технике вставания

Гимнастика для малышей до года
Гимнастика для малышей до года

Положите ребенка на живот ножками к себе. Вложите ему в ручки свои указательные пальцы и дайте за них ухватиться. Медленно поднимайте пальцы вверх, немного отводя назад. Если малыш готов к этому, он встанет на коленки, а затем попробует подняться на ножки. Повторите 1–2 раза. Упражнения такого рода полезны для ножек, укрепляют мышцы спины и рук. Но, самое главное, так ребенок учится правильно вставать.

3 развивающие игры с детьми 9-12 месяцев

Игра на развитие двигательных навыков

Организуйте у себя дома переносной «спортзал»: соберите необходимые «снаряды», которые можно временно раскладывать в комнате, а потом убирать.

Это может быть большая тряпичная труба, в которую ребенок будет проползать. В эту игру лучше играть вместе с партнером: например, мама направляет ребенка, а папа зовет его с противоположного конца трубы.

Подобным образом можно использовать большой ящик, открывающийся с двух сторон.

А если разложить дорожку из книжек и поддерживать малыша за ручки, то он будет с удовольствием по ним ходить. Вместо книжек можно использовать специальные коврики с неровным покрытием, предотвращающие развитие плоскостопия.

Игра на развитие логики

Привяжите к веревочке несколько игрушек и положите их в коробку, а ее закройте тканью. Постепенно вытягивайте игрушки по одной из коробки и называйте их, когда они будут появляться из-под отреза. Дайте попробовать это сделать малышу. Потом, когда все игрушки будут вытащены, загляните в коробку и, разведя руками, скажите: «Нет игрушек!». Вместе с ребенком положите их обратно: «Есть игрушки!».

Прятки

Спрячем игрушечного зайчика так, чтобы какая-нибудь его часть осталась на виду (прикроем, например, пеленкой или легким одеяльцем). Сначала лучше прятать игрушку на глазах у малыша. Нашел? Отлично! Теперь исхитримся и спрячем зайчика в тот момент, когда ребенок отвернется, однако какую-то небольшую часть игрушки по-прежнему оставим на виду. Где же зайчик? Задача усложнилась. Если не удалось справиться с ней с первого раза, не расстраивайтесь и уж тем более, не ругайте малыша. В 7-8 месяцев он решает важный вопрос: что происходит с предметами, когда их не видно. В его памяти запечатлевается определенный образ.

Эта игра, как ни удивительно, готовит кроху к первым разлукам. Для того, чтобы отпустить маму, ребенку нужна уверенность, что мама обязательно вернется, что она ушла не навсегда. А для этого в его памяти должен сохраниться мамин образ.

Потом можно попробовать спрятаться за каким-то укрытием и позвать малыша. Если он не смог сразу вас найти, выгляните из укрытия и снова позовите его. Ура, мама нашлась!

В мире эмоций

Чему можно учить ребенка, вызывая у него радостные эмоции? Да всему! В таком состоянии намного лучше усваиваются любые навыки и знания! К тому же, как уже говорилось, любая игра что-то, да развивает. Например:

  • игры в прятки помогают совершенствовать логическое мышление и память;
  • простейшие танцевальные занятия под музыку – координацию, чувство ритма, вестибулярный аппарат;
  • щекотка различными предметами (кисточкой, перышком, шелковым лоскутком) – тактильные ощущения;
  • «скачки» у папы на коленях – вестибулярный аппарат.

Главное здесь – чтобы эмоции были положительными. Тогда играть малыш будет каждый раз с удовольствием.

Нарисуйте пальчиковыми красками на ладошках ребенка с внутренней стороны по глазику и половинке улыбки, чтобы, соединив ладошки, кроха увидел веселую рожицу. Приближайте ее к лицу малыша, удаляйте. Это, помимо удовольствия, развивает еще и зрение.

Часто задаваемые вопросы

Что из продуктов питания можно давать девятимесячному ребенку?

Примерно половину рациона ребенка составляет грудное молоко или смесь, а другая половина – это твердая пища. Девятимесячному ребенку можно давать:

  • фруктовое и овощное пюре;

  • овощи на пару мелкими кусочками;

  • спелые мягкие фрукты (банан) мелкими кусочками;

  • хорошо проваренные цельнозерновые макароны;

  • цельнозерновой хлеб мелкими кусочками;

  • курица мелкими кусочками;

  • яичница-болтунья;

  • цельнозерновые хлопья и каши;

  • йогурт;

  • овсянка.

Какие продукты девятимесячный ребенок может есть сам?

Девятимесячные дети часто пытаются есть руками. Это очень важный шаг на пути к самостоятельному питанию. Можно дать ребенку овощи на пару, мягкие фрукты, макароны, курицу, яичницу-болтунью. На этом этапе дети часто забывают жевать еду, поэтому ее нужно давать малышу порезанной на мелкие кусочки, чтобы он не поперхнулся.

Может ли ребенок начать ходить в 9 месяцев?

Многие дети начинают ходить в возрасте около 1 года. Но иногда это может произойти немного раньше или позднее.

Сколько раз в течение дня спит девятимесячный ребенок?

Как правило, девятимесячный ребенок спит около двух раз в течение дня – утром и днем.

Гимнастика для детей 6-9 месяцев

К уже описанным упражнениям добавляются:

Дыхательные упражнения делаются на спине, на боку, начинают делать их сидя.

Читайте также:  Где отдохнуть осенью в России: Карелия, Подмосковье, Алтай, Адыгея, Домбай, Байкал, Кисловодск

Одновременное и попеременное отведение рук в стороны, вверх, обхватывающие движения руками.

Выполняются все упражнения для ног: «топотушки», скользящие шаги, круговые движения ногами, попеременное сгибание-разгибание.

Вводится новое упражнение: велосипед.

Исходное положение: на спине. Согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами ребенка выполняются круговые движения, напоминающие движение ног во время езды на велосипеде.

В положении сидя (в позе портного, когда стопы соединены или по-турецки) ребенка покачивают, используя игрушку, стимулируют потягивание за ней.

Старайтесь всячески побуждать малыша к активным поворотам со спины на живот и обратно.

Полезно упражнение, направленное на развитие навыков ползания. В этот период времени можно помогать ребенку, подставляя свою ладонь в качестве опоры.

Выполняются упражнения для развития ходьбы: стимулируется переступание с ноги на ногу, при этом взрослый сначала поддерживает ребенка подмышки, а, впоследствии, за кисти обеих рук.

В упражнениях на мяче: можно использовать покачивание на нем в положении сидя.

Игры для улучшения мозговой деятельности

Важно стимулировать интеллектуальное развитие девятимесячного крохи. Полезно тренировать память, повышать концентрацию внимания, улучшать логическое мышление.

Рекомендованы такие игры:

Фото 5

  • «плохо спряталась». Накрыть игрушку одеялом, оставив на виду у ребенка одну ее часть. Предложить малышу найти предмет;
  • «кто где?». Грудничку надо показать две хорошо знакомые ему игрушки и одну новую, назвав ее. Попросить малыша указать на те предметы, которые ему знакомы. Затем нужно его спросить, какая из игрушек новая. Если ребенок справился с задачей, тогда стоит переставить предметы местами и повторить;
  • «перевертыши». Знакомые для малыша игрушки перевернуть вверх ногами. Взять один из предметов и поставить его в нужное положение. Предложить ребенку повторить то же самое с остальными игрушками.

К 8-9 месяцам в жизни вашего малыша произошли новые перемены. Он уже встает на ножки, переступает, держась за опору, и скоро научится ходить. Он произносит свои первые слова, а его пассивный речевой запас значительно расширяется. Его когда-то спонтанные движения становятся все более целенаправленными. А это значит, что он приобретает новые возможности для познания мира.

Игрушки: расширение ассортимента

Итак, ваш ребенок начал вставать на ножки. Обычно первые шаги малыш делает, держась за стул или бортик манежа. Но можно приобрести (или изготовить, если это под силу папе или дедушке малыша) специальные приспособления, рассчитанные на ребенка, начинающего ходить с опорой, — например деревянный мостик с перилами. Наверняка вашему ребенку доставит радость также большой плоский квадратный ящик со стенками высотой примерно 10-15 см, в который малыш сможет не только класть игрушки, но и влезать сам.

Для стимулирования двигательной активности малыша можно использовать (разумеется, только в присутствии и под контролем взрослого) заводные игрушки. Для этой цели по-прежнему подойдут и озвученные игрушки (например, неваляшки). Детям очень нравятся и самодельные погремушки, которые взрослый или кто-нибудь их старших детей мастерит в их присутствии из различных «подручных материалов».

Еще более интересными для малыша становятся несложные пирамидки и сборные башенки: теперь ваш ребенок сможет не только разбирать, но и собирать их. Не забудьте о том, что сборные (или, говоря «научным» языком, конструктивные) игрушки, предназначенные для детей до 1 года, должны быть очень простыми в сборке: выбирая пирамидку, позаботьтесь о том, чтобы у нее были кольца с широкими отверстиями и обязательно — широкий стержень с закругленным концом (это обеспечит безопасность малыша). Отличное средство для развития мелкой моторики — коробка или верстачок с отверстиями различной формы, в которые вкладываются фигурки соответствующей формы (но обратите внимание, для детей какого возраста предназначена эта игрушка: она не должна быть слишком сложной). И, конечно же, роскошным подарком вашему малышу станет развивающий центр, совмещающий разнофункциональные игрушки 1.

Как и 1-2 месяцами раньше, малыш с удовольствием будет возиться с различными коробочками, ведерками, мисочками и даже мамиными кастрюлями, в которые можно класть небольшие игрушки. Для этой цели можно также использовать небольшие полотняные мешочки. Можно предложить малышу одноместную матрешку, при этом убедившись, что она достаточно легко открывается. Все эти игрушки позволят ребенку продолжать изучение свойств пространства. Той же цели послужат пластмассовые или деревянные (только обязательно некрашеные и не оклеенные бумагой) кубики. Можно при случае приобрести или сделать самим так называемый шароброс — каркас с желобками, по которым скатываются шарики. Чтобы изготовить простейший вариант такой игрушки, сверните лист картона в виде трубочки (закрепив его края, например, скотчем) и предложите малышу бросить в трубочку шарик соответствующего размера (например, от пинг-понга).

Для развития речи, кроме сюжетных игрушек, о которых говорилось в предыдущей статье, можно приобрести яркие картонные книжки.

Наконец, примерно к 9 месяцам особое значение для ребенка приобретают игрушки, которые помогут ему расширить представление об окружающем мире. Кроме уже упоминавшихся озвученных и заводных, можно приобрести сюжетные игрушки, приводимые в движение простым механизмом, с которым сможет справиться сам ребенок. Это могут быть, например, деревянныебогородские игрушки, изображающие медведей с ложками, клюющих курочек и проч. Кстати, достоинство таких игрушек еще и в том, что они изготавливаются из экологически чистого материала и, как правило, без применения красок. Конечно же, стоит, как и прежде, давать ребенку для игры предметы быта. Во время купания предложите ему наливать воду в какие-нибудь небольшие емкости (например, в баночки из-под йогурта). Малыш — как мальчик, так и девочка — с удовольствием будет играть в самые простые сюжетные игры с куклой, пользуясь игрушечными предметами быта: пластмассовой посудой, игрушечными кроваткой, коляской и постельными принадлежностями. При этом чашки и мисочки должны быть достаточно большими, чтобы малыш во время игры мог не только «поить» из них куклу, но и «пить» сам. Выбирая куклы и другие сюжетные игрушки, предназначенные для самостоятельной игры ребенка, родителям следует иметь в виду, что их длина не должна превышать 20 см. Хорошо, если эти игрушки не будут слишком натуралистичными и будут воспроизводить не мелкие детали, а лишь существенные черты облика человека и животных. Если вам удастся подобрать озвученную сюжетную игрушку (например, неваляшку, говорящую куклу, рычащего медведя), то она подарит малышу не только зрительные, но и слуховые впечатления, что тоже будет способствовать его развитию.

Первые шаги

Ваш малыш начал вставать, и вот он уже пытается сделать первые шаги — правда, пока еще держась за опору — диван или выступ шкафа. Чтобы пробудить в нем желание двигаться дальше, поставьте на диван, подальше от того места, где стоит ребенок, большую яркую (можно заводную и/или озвученную) игрушку. Малыш начнет двигаться к игрушке, переступая и держась за опору. С каждым разом увеличивайте расстояние от игрушки до ребенка. Когда он дотянется до игрушки, подвиньте ее поближе и рассмотрите вместе.

Когда ребенок стоит, держась за опору, поиграйте с ним в «догоню-догоню», двигаясь к нему быстрыми мелкими шагами и делая вид, что пытаетесь его догнать. Если у вас появится такая возможность, поиграйте сразу с двумя детьми: догоняйте одного, держа на руках другого.

Пусть ваш малыш «потанцует» под музыку, делая пружинящие движения ногами: для этого вам достаточно начать танцевать самим — и ребенок попытается повторить ваш танец.

Развитие речи

Помогите малышу расширить свой пассивный словарный запас. Для этого существуют старые испытанные средства:

  • Используйте для описанной в предыдущем разделе игры, стимулирующей двигательную активность, разные игрушки — зайчика, собачку, петушка и др. Во время игры как можно чаще называйте игрушку «по имени» — при этом желательно использовать не имя собственное (например, Шарик), а родовое наименование (собачка).
  • Поиграйте с ребенком в прятки, накрывая поочередно его и себя платком или салфеткой и называя при этом его и себя: «Где мама? Вот мама! А где же Ваня? Вот Ваня!». Игра станет еще более захватывающей, если в нее будут играть сразу несколько малышей и платком будут накрывать каждого из них по очереди. Прятаться можно не обязательно за платком: попробуйте использовать для этой цели папину спину, спинку кровати и просто собственные ладони (то же будет делать, повторяя ваши движения, ваш малыш). Однако, увлекшись игрой, не забывайте, что главное в ней — не сам процесс поисков, а запоминание имен участников.
  • Разучите с ребенком известную игру в «ладушки». Для этого сначала похлопайте в ладоши сами, а потом возьмите руки ребенка в свои и покажите ему, как играть. (Без вашей помощи малыш, скорее всего, пока не сможет повторить эти довольно сложные для него движения). Таким же способом попытайтесь освоить традиционные «До свиданья» и «Здравствуй. Дай ручку!».
  • Научите ребенка выполнять простые действия по вашей просьбе. Для этого сначала покажите действие сами, говоря ребенку, что вы делаете, и попросите его повторить ваши движения. В дальнейшем старайтесь заменять показ словесной просьбой. Например, попросите ребенка принести вам игрушку. Когда он научится это делать, усложните задачу и используйте сразу несколько игрушек, из которых ребенок должен принести вам именно ту, которую вы называете. Поиграйте с малышом в «теремок». Для этого поселите в игрушечный домик (можно построить его из любого конструктора) нескольких зверюшек и вместе с ребенком зовите их из домика). После игры можно почитать ребенку сказку «Теремок», прося его показать каждого из ее персонажей.

Для развития речи и установления эмоционального контакта взрослого с ребенком существуют испытанные «народные средства». Напомним, что, кроме уже упоминавшихся «ладушек», это такие игры-шутки, как «идет коза рогатая», «поехали-поехали» и др.

Шире круг

Если ваш ребенок уже научился играть во всевозможные прятки, наступило время для совершения обходных движений. Положите игрушку за какой-нибудь прозрачный барьер. Понаблюдайте, что будет делать кроха. Попытается достать игрушку сквозь барьер или обойдет преграду? Наклейте на плотный картон яркую картинку и покажите ее малышу. Теперь
поверните картонку так, чтобы малыш не мог видеть изображение. Понаблюдайте, поползет ли он вокруг картона, чтобы найти пропажу? Предложите крохе достать интересующую его звучащую игрушку из-за перегородки, (предварительно спрятав ее там и не прекращая «сигналить» ею). Малыш в возрасте 9-10 месяцев вполне способен выполнять такие задания. В 9 месяцев ваш кроха, сидя за столом, размахивает погремушкой (стараясь извлечь из нее знакомый звук), вращает подвижные части игрушки (например, колесики), берет мелкие предметы с поверхности стола, вкладывает мелкие игрушки в коробочку и вынимает их, звонит в колокольчик, стучит ложкой о ложку или тарелку, просовывает пальчик в небольшое отверстие (например, телефонный диск). Ребенок даже довольно ловко действует всеми пальчиками, поэтому можно усложнить задания с захватами. Предложите ему игру с парящими или падающими предметами. Возьмите несколько полотенец, шарфиков, поясков и платочков. Сядьте с малышом на ковер и подбросьте в воздух одну из вещей. Когда она начнет падать, протяните руки и поймайте ее. В следующий раз пусть ребенок поймает шарфик сам, а вы направляйте его ручки так, чтобы шарфик опустился прямо в них, Вы уже убедились, что малыш учится действовать с предметами, вначале разбирая их на части. 9-месячный кроха легко разрывает бумагу. Для этой цели стоит пожертвовать разноцветными листами разной фактуры. Если ваш малыш уже научился выбрасывать все подряд из кроватки, значит, пришло время игры с мягким мячиком. Сядьте на пол лицом к ребенку и покатите мяч в его сторону. Затем возьмите ручонки малыша и покажите, как надо катить мяч от себя (то есть в сторону мамы). Чем активнее вы восхищаетесь его маленькими удачами, тем скорее он усвоит урок, А теперь возьмите маленький мячик и пустую банку из-под кофе. Посадите малыша и дайте ему мячик, в нужный момент разожмите его пальчики, чтобы мяч угодил прямо в банку. Услышав, как мячик стукнулся о дно, скажите: «Бах!». Немного тренировки, и малыш не только начнет сам проделывать это, но и постарается усовершенствовать точность броска. Теперь действия рук и глаз ребенка хорошо согласованы. Развивается координация движений плеча, предплечья, запястья и пальцев.

Источники

  • https://momjournal.ru/razvitie-detej/deti-0-1-goda/7-12-mes/kak-razvivat-v-9-mesyacev.html
  • https://VseProRebenka.ru/razvitie/igry/s-rebenkom-9-mesyacev.html
  • https://sanare.ru/baby/serv/massage/gimnastika-kotoruyu-mama-mozhet-samostoyatelno-provodit-s-malyshom.html
  • https://www.NestleBaby.ru/articles/igry-s-rebenkom-v-9-mesacev
  • https://MedPortal.ru/enc/parentschildren/precocity/3/
  • https://www.Huggies.ru/library/do-goda/sovety-po-vospitaniyu/gimnastika-dlya-malyshey-do-goda
  • https://medru.su/vospitanie/igry-s-rebenkom-9-mesyacev.html
  • https://www.center-sozvezdie.ru/journal/sushchestvuet-li-montessori-dlya-mladencev-razvivashki-po-mesyacam.html
  • https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/razvivayushchikh-igr-s-detmi-rekomendatsii-roditelyam-detey-6-12-mesyatsev/
  • https://Razvivashka.online/games/igry-s-rebenkom-9-mesyatsev
  • https://www.pampers-gorodok.ru/baby/development/article/nine-month-old-baby
  • https://www.9months.ru/razvitie_malysh/227/aktivnoe-osvoenie-mira
  • https://www.mamapapa.ru/igry-s-mladentsem-9-10-mesyatsev/

Оцените статью
Всё о самом замечательном периоде жизни будущей мамы