Как развивать ребенка в 1 месяц : первые игрушки для новорожденного, игры

kak-razvivat-rebenka-v-1-mesyats-pervye-igrushki-dlya-novorozhdennogo-igry-4 Развитие
Содержание
  1. Подходящее время для обучения
  2. Здоровье ребенка: Когда плач означает, что у ребенка колики?
  3. Месячный ребенок: Кормление
  4. 4-6 месяцев
  5. Рекомендуемые игры
  6. Рекомендуемые игрушки
  7. Занятия для развития речи и слуха
  8. Упражнение №8. «Шнурочки». Развитие тактильной чувствительности рук ребенка
  9. Пяти и шестимесячный карапуз
  10. Движения
  11. Упражнение №4. «Шумелки». Развитие у ребенка в 1 месяц умения сосредотачиваться на звучании предмета, отыскивать звучащий предмет по звуку, поворачивать голову вслед за звуком
  12. Семи и восьмимесячный исследователь
  13. Упражнение №9. «Попевки и переклички». Развитие речевого слуха, подготовка к овладению речью, развитие музыкального слуха у ребенка в 1 месяц
  14. Занятия для развития зрения
  15. Молодые родители: Одна голова хорошо, а две лучше
  16. Тактильные ощущения
  17. Один день из жизни малыша
  18. Сколько нужно спать месячному ребенку?
  19. Занятия для развития осязания и моторики
  20. Визуальное восприятие
  21. Упражнение №7. «Игрушка». Развитие длительного сосредоточения на предмете у ребенка в 1 месяц
  22. Слуховое восприятие
  23. Речевое восприятие
  24. Упражнение №2. «Две гирлянды». Развитие умения рассматривать игрушки длительное время у ребенка в 1 месяц
  25. Развивающие игры для детей месячного возраста
  26. Как играть, развивая 9 месячного ребенка?
  27. Упражнение №6. «Ладушки-ладошки». Развитие тактильной чувствительности у ребенка в 1 месяц, содействие раскрытию кулачков и разжатию и выпрямлению пальчиков рук малыша
  28. Занятия и игры на развитие пяти основных чувств 
  29. Что сделать, чтобы ребенок развивался правильно
  30. Часто задаваемые вопросы
  31. Упражнение №3. «Две бабочки». Развитие умения следить глазами за поочередным перемещением двух предметов у ребенка в 1 месяц

Подходящее время для обучения

Молодые мамы могут не согласиться развивать ребенка с 1 месяца, ведь единственное занятие, которое его увлекает – сон. Младенцы спят до 18 часов в сутки, в остальное время кушают или принимают водные процедуры после смены очередного подгузника. Тем не менее, не так сложно найти всего несколько минут, чтобы играть даже с месячным малышом. Желательно заниматься развитием в моменты, когда ребенок покушал, отошел от сна и не капризничает.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: почему ребенок в 1 месяц плачет?
На игры с новорожденным достаточно отвести около 10-15 минут, чтобы дать толчок для умственного и эмоционального развития. После общения кроха наверняка заснет и даст возможность маме уделить внимание себе и домашним хлопотам.

Правильная стимуляция природного интереса у детей 1 месяца жизни станет хорошим стартом для формирования гармоничной личности.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какое развитие имеет малыш в 1 месяц?

Здоровье ребенка: Когда плач означает, что у ребенка колики?

Время от времени плачут все дети. Однако иногда плач означает, что у ребенка колики. Сопровождается это следующими признаками:

  • ребенок часами плачет каждый вечер;

  • по тону плач высокий;

  • ребенок плачет без причины;

  • его сложно успокоить.

Диагноз «колика» ставится, если малыш плачет более трех часов в сутки подряд или более трех дней в неделю в течение как минимум трех недель подряд. Колики у детей часто начинаются в возрасте 2-4 недель и прекращаются к 3-4 месяцам.

Нет единого мнения о причинах колик, но есть несколько факторов, которые иногда связывают с возникновением этого состояния:

  • Газы. Возможно, малыш плачет из-за неприятных ощущений, связанных со скоплением газов. Если у ребенка вздулся животик, он выпускает газы и плачет, причина может быть в этом. Не перекармливайте малыша. Если животик вздут, положите его попкой вверх себе на колени – возможно, ему станет лучше от давления на животик.

  • Чувствительность к стимулам. Возможно, ребенок устал и плачет, так как еще не умеет успокаивать сам себя. Возьмите его на руки и походите с ним по комнате или сядьте с ним в кресло-качалку, посадите его в детское сиденье с виброэффектом и покатайте его на машине.

  • Чувствительность к пище. Иногда у детей бывает непереносимость каких-либо компонентов рациона мамы. Из-за этого возникают неприятные ощущения, на которые малыш отвечает плачем. В редких случаях у ребенка может быть повышенная чувствительность к молочному белку в составе смеси. Педиатр сможет точно определить, есть ли у вашего ребенка пищевая аллергия или непереносимость.

  • Медицинские причины. В ряде случаев так ребенок реагирует на дискомфорт, вызванный болезнью или другими проблемами, например грыжей. Врач осмотрит ребенка, определит причину и назначит лечение.

Хотя колики обычно проходят через пару месяцев, когда ребенок непрерывно плачет, время тянется бесконечно. Иногда его никак не удается успокоить, и, что естественно, многие мамы бывают на пределе. Но ни в коем случае нельзя трясти малыша. Лучше оставьте его на некоторое время в кроватке и выйдите в другую комнату или попросите кого-нибудь из близких присмотреть за ним пару часов, чтобы вы могли передохнуть. Помните, что приступы плача при коликах совсем скоро пройдут, особенно, если вы к ним готовы морально и психологически.

В это время у детей также встречаются следующие заболевания:

  • Себорейный дерматит. Он представляет собой чешуйки на головке ребенка. Иногда помогает вычесывание чешуек после мытья головки, в более сложных случаях врач назначит специальный шампунь, но чаще всего это физилогическое состояние проходит само и НЕ требует вмешательств. Вот целая статья о себорейном дерматите.

  • Диарея. Если у ребенка жидкий водянистый, пахнущий зловонно стул, который бывает чаще, чем количество кормлений, сразу обратитесь к врачу.

  • Запор. Если у малыша несколько дней не было стула, чего обычно с ним не случается, или если вам кажется, что у него запор, ребенок беспокоен, живот напряжен, обратитесь к врачу.

  • Рвота. Если у ребенка сильная рвота («фонтаном»), рвота длится более 8 часов или бывает после нескольких кормлений, а также сопровождается высокой температурой или диареей, запахом ацетона, срочно обратитесь к врачу.

  • Срыгивание. Если ребенок срыгивает немного молока после кормления или установки столбиком для отрыгивания, это нормальное явление, особенно в течение часа после еды. Если во время кормлений малыш капризничает или плохо себя чувствует, отказывается от еды, то покажите его педиатру.

  • Младенческие прыщики. В начале месяца на личике малыша могут появиться прыщики. Считается, что они вызываются гормонами, которые попадают в кровь малыша через плаценту и усиливают работу сальных желез. Кладите под головку малыша чистое полотенце, когда он не спит, и раз в день умывайте его специальными детскими средствами.

Регулярные медосмотры и прививки

Как правило, в возрасте 1 месяца ребенок проходит первый регулярный медосмотр, а в 2 месяца – второй. Но к педиатру можно обращаться в любое другое время, даже между приемами, если вас что-то беспокоит. Медосмотр включает в себя:

  • контроль темпов роста и развития ребенка;

  • объективный осмотр;

  • сдачу необходимых анализов, если они еще не сданы;

  • консультацию по текущему состоянию;

  • ответы на все ваши вопросы;

  • объяснение того, что вас ждет в следующие месяцы;

  • назначение или выполнение необходимых прививок.

Месячный ребенок: Кормление

Многие мамы волнуются о том, как кормить постоянно растущего младенца. Продолжайте в том же духе – кормите его, когда он голоден. На этом этапе детям на грудном вскармливании требуется около 8 кормлений в сутки, а детям на искусственном вскармливании – одно кормление каждые 3-4 часа. Если на это время приходится скачок роста ребенка, кормлений может потребоваться больше.

Если вы кормите грудью и у вас есть вопросы, вам могут быть полезны советы по грудному вскармливанию

Мамам, кормящим грудью, могут оказаться полезны советы по грудному вскармливанию : от признаков голода до сцеживания .

Как помочь ребенку срыгнуть

При кормлении младенцы иногда захватывают воздух. Это чаще случается с детьми на искусственном вскармливании. Из-за попадания воздуха внутрь у малышей возникают неприятные ощущения. Чтобы избежать этого, нужно давать ребенку отрыгнуть между кормлениями или при переходе от одной груди на другую. Закройте одежду специальным полотенцем или другой тканью, чтобы на нее не попали отрыгнутые молоко или смесь. Вот позы и техники для срыгивания:

Считаем мокрые и грязные подгузники: На этом этапе ребенку нужно менять по 4-6 мокрых подгузников в день. Количество грязных подгузников варьируется. У большинства младенцев стул бывает раз в день, но иногда месячный ребенок не какает несколько дней или целую неделю. В этом нет ничего страшного, если консистенция стула в норме, то есть мягкая, несколько водянистая, а малыш хорошо ест и набирает вес. Если вам приходится редко менять подгузники и вы беспокоитесь, обратитесь к педиатру.

Нежной коже малыша нужно не просто много подгузников, а много мягких и удобных подгузников, например Pampers ProCare Premium Protection.

Сэкономить помогут акции и скидки для молодых родителей.

4-6 месяцев

Ваш малыш сейчас уже может дотягиваться, хватать и удерживать в ручке различные предметы. Ребенок становится подвижным, он учится ползать и садиться. Чтобы помочь малышу лучше узнать собственное тело, играйте с ним в игры, например: поднимите его над головой, пощекочите его животик, поцелуйте пальчики на ручках, слегка ущипните за пяточки. Малышу понравиться остаться на некоторое время без одежды, например, после того, как он примет ванну. Дайте ему полотенце, путь он поиграет с ним в это время, позвольте ему наслаждаться прикосновениями к его коже. Сейчас Вы – его любимая игра. Пойте своему малышу, щекочите его нежно, дайте ему попрыгать на Вашем колене, и, если ребенку будет интересно, обнимите его и полистайте вместе простые книги. На этой стадии развития, ребенок не может фокусироваться на двух объектах одновременно – дайте ему новую игрушку, и он тут же бросит ту, с которой только что играл.

Рекомендуемые игры

  • Покружите ребенка в воздухе.
  • Поиграйте с малышом в игру «Сорока-ворона». Эта игра Вам наверняка знакома: водим указательным пальцем по ладошке ребенка и говорим: «Сорока-ворона кашку варила, деток кормила». Начинаем загибать пальчики ребенка от большого к мизинцу, приговаривая: «Этому дала в ложку, этому в поварешку, этому в горшок, а этому в вершок». Дойдя до мизинца, говорим: «А ты дров не колол, воды не носил» далее трогаем ладонь: «Здесь масло», запястье «Здесь сыр», предплечье: «Здесь сласти», подбородок: «Здесь рис»(можно также пробежать пальцами по животику малыша).
  • Покажите ребенку, как плескаться в ванне.

Рекомендуемые игрушки

  • Резиновые текстурные игрушки, которые можно жевать.
  • Прыгунки будут отличной игрушкой для малышей, достигших шестимесячного возраста и способных держать головку.
  • Игрушки для купания, например, пластиковые чашки, из которых удобно лить воду, отлично подойдут для водных игр.
  • Простейшие «прыгающие» и легкоуправляемые музыкальные игрушки для установления малышом причинно-следственной связи.

Занятия для развития речи и слуха

Не менее важны занятия с ребенком в 1 месяц, направленные на развитие речи и слуха. Конечно, для обучения речи как таковой еще слишком рано, но уже сейчас можно начать развивать речевой слух. Для этого нужно больше разговаривать с ребенком, уча его распознавать интонации, например, комментировать все происходящее вокруг, петь песенки, рассказывать стишки.

Кроме того, в первый месяц жизни малыша можно учить звукоподражанию. Начните с самого простого – повторяйте отдельные гласные звуки (а-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и-и) так, чтобы новорожденный видел ваше лицо. Со временем он станет повторять их за вами – это один из первых этапов в формировании речи.

мама разговаривает с грудничком

Для дополнительной стимуляции слуха детям рекомендуется включать классическую музыку, звуки природы, веселые песенки. Конечно, не стоит забывать и про погремушки. Для развития слуха и одновременного осознания своих движений, можно привязать небольшой колокольчик к ручке или ножке ребенка. Так ему будет проще обрести контроль над своим телом.

Также вы можете помочь малышу научиться определять, с какой стороны исходит звук. Просто поиграйте с ним, звеня погремушкой то с одной стороны, то с другой стороны от ребенка. Подойдут и другие игрушки для развития слуха – мягкие пищалки, мобиль на кроватку и тому подобное.

Упражнение №8. «Шнурочки». Развитие тактильной чувствительности рук ребенка

Что нужно приготовить:

Вам понадобятся разные ленточки и шнурочки.  Ленточку можно брать из разного материала (джинсовая, атласная, джутовая и т.д.) шириной в 1-2 см. На шнурочке завязывают узлы. Расстояние между узлами 5 см.

Как заниматься с малышом:

Накрутите ленточку или шнурочек на свой указательный палец (забинтуйте). Погладьте этим пальцем ладошку малыша и тыльную часть ручек. Потом погладьте другими ленточками или шнурочками. Когда малыш привыкнет (через 3-4 повторения упражнения) вложите в руку малыша ленточку  (а затем шнурочек). Это лучше всего делать, когда ребенок пытается раскрыть ладошку.

Результат:

На основе ладонного рефлекса малыш схватывает предмет, вложенный в ладошку. Можете прикоснуться к ладошке малыша своим пальцем, и он цепко схватит Вас за палец.

Пяти и шестимесячный карапуз

У ребенка в 5 месяцев уже можно развивать творческие способности. Если стены вашей квартиры не увешаны картинами, это необходимо исправить. Развесьте на стенах изображения.

Читайте также:  Режим дня ребёнка в 3 года

Они должны быть крупными, четкими, цветными. Это могут быть фотографии вашей семьи и самого ребенка. Изображения овощей, фруктов.

Животных растений, предметов обихода. Проходя с ребенком в 5 месяцев мимо картинок, называйте, что на них изображено.

Можно начинать первые уроки рисования. Пока, для ребенка в 6 месяцев или пять, нужно использовать поднос, сырую манную крупу и фруктовое пюре разных цветов.

Насыпьте на поднос крупу, смотрите, чтобы малыш не тянул ее в рот. Пусть он рисует пальчиками и ладошками, пробует сыпучий продукт на ощупь, ему это очень понравится.

Чем занять ребенка 6 месяцев, когда он уже пытается садиться. Можно помочь ему в этом. Придерживая его ручки в своих руках приподнимать ненадолго в положение, сидя и потом опускать назад.

Можно усложнить задачу, дав ребенку схватиться за палку или кольца, и так поднимать. Будьте готовы всегда подхватить малыша, если он разожмет ручки, а под голову положите что-то мягкое. На шестой месяц большинство деток уже сидят.

Движения

Обычные выкладывания на живот способствуют укреплению мышц живота, спины и позвоночника, являются отличной профилактикой колик и нарушений пищеварения. Ребенка необходимо расположить на твердой и ровной поверхности, аккуратно придерживая голову. Не всем детям по душе подобные манипуляции, поскольку упражнение требует определенных усилий. Можно нежно поглаживать спинку, избегая области позвоночника, и тихо разговаривать.

Сначала процедура должна длиться не более 1 минуты, затем постепенно время увеличивается до 10-15 минут, но тут важно следить за реакцией и настроением новорожденного. Для повышения интереса к упражнению рекомендуется использовать яркие игрушки, которые привлекут внимание карапуза.

Физическое развитие малыша
ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: техника массажа ребенку в 1 месяц

Мышцы шеи и головы укрепляются, если периодически носить месячного ребенка на руках, расположив его вертикально. Необходимо при этом слегка придерживать голову грудничка, поскольку до 3 месяцев он не способен самостоятельно ее фиксировать.

Педиатры рекомендуют носить младенцев в первые дни жизни, поддерживая ягодицы и шею – кроха должен полностью расположиться на руках взрослого, одной рукой при этом поддерживается затылок, а другой – ягодицы. Ручки и ножки находятся в свободном положении, а туловище может немного сгибаться.

Упражнение №4. «Шумелки». Развитие у ребенка в 1 месяц умения сосредотачиваться на звучании предмета, отыскивать звучащий предмет по звуку, поворачивать голову вслед за звуком

Что нужно приготовить:

  • Колокольчик, маракас, шаркунок или любую другую звучащую игрушку или детский музыкальный инструмент – треугольник, дудочку, ксилофон, шарманку, музыкальную шкатулку, металлофон.
  • Шумелки – самоделки: коробочки или баночки (из-под крема, киндерсюрприза и т.д.) с насыпанными вовнутрь бусинками, косточками, горохом, гречкой, семенами подсолнуха. Для безопасности ребенка (чтобы наполнитель не просыпался) эти баночки вкладывают в мешочек из лоскутка яркой ткани и очень прочно его завязывают. Можно нарисовать на шумелках смешные рожицы.
  •  Обязательно надо чередовать игрушки с разным звучанием – звонкие и приглушенные, шуршащие и поющие и т.д. Не используйте для игры с ребенком предметы с резким звуком!

Как заниматься с малышом:

Вариант 1. Ребенок лежит на спине. Перемещайте звучащую игрушку то горизонтально, то вертикально так, чтобы она находилась в поле зрения малыша. Потом плавно ведите звучащую игрушку вправо так, чтобы она исчезла из поля зрения малыша. Это будет стимулировать его повернуть голову вправо. Потом возвращаем игрушку в центр и точно также ведем ее влево.

Полезный совет:

  • Если малыш не поворачивает голову, то подставьте игрушку под его взгляд и продолжите. Снова доведите траекторию движения звучащей игрушки до ее исчезновения.

Вариант 2. Зазвучите игрушкой рядом с малышом вне поля зрения крошки. Когда малыш повернет голову и найдет звучащую игрушку  взглядом, начинайте передвигать игрушку в поле зрения ребенка

Полезный совет:

Если младенец голову не поворачивает, тогда покажите ему звучащую игрушку и начинайте отклонять ее в сторону, чтобы ему пришлось делать повороты головы при отслеживании ее трактории движения.

Результат:

Ребенок следит взглядом за перемещающейся звучащей игрушкой как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении и по сложной траектории ( по кругу, крестиком). Малыш может найти звучащую игрушку, при этом он поворачивает голову в нужную сторону.

Семи и восьмимесячный исследователь

Чем занять 7-ми месячного малыша – это интересный вопрос. В этом возрасте  большинство детей уже ползает. Они с удовольствием исследуют все доступные места дома, и мама всегда должна быть рядом.

Если у нее такой возможности нет, потому что много домашней работы, придумали ходунки. Но нельзя злоупотреблять этой игрушкой, сажая развлекаться ребенка в 7 месяцев на долгое время.

Максимальный срок нахождения в ходунках на седьмой–восьмой месяц должен быть не более часа в день.

Учите ребенка в 8 месяцев стоять на ножках и ходить, держа за ручки, можете с ним танцевать под музыку. Рассматривайте кубики с буквами и цифрами, называя, что на них нарисовано.

Помогайте малышу в восемь месяцев строить домики из кубиков. Читайте с ним книжки, пойте песенки и слушайте музыку.

Упражнение №9. «Попевки и переклички». Развитие речевого слуха, подготовка к овладению речью, развитие музыкального слуха у ребенка в 1 месяц

Как заниматься с малышом:

Мама встает сбоку от малыша на расстоянии 40-50 см и начинает петь детскую песенку. Ребенок начинает прислушиваться (примерно 5 секунд) и поворачивает голову к маме. Мама приближается к малышу, разговаривает с ним, улыбается. Это ее появление для ребенка «награда» за удачное действие. Малыш тоже улыбается.

Мама начинает разговаривать с малышом. Если он ей отвечает звуками, то она их произносит: ааааа, эээээ. Малыш может повторять маме. Затем мама поет детскую песенку или играет с малышом в пестушку.

Занятия для развития зрения

 Дочки & Сыночки
Используйте яркую игрушку среднего размера – позвольте
малышу сфокусировать взгляд, затем
медленно перемещайте вещь в пространстве, меняя направление: вверх-вниз, в
стороны, круговыми движениями, приближая и удаляя объект наблюдения. Такие
упражнения помогут укрепить глазные мышцы.Еще одним упражнением, напоминающим занятия с игрушкой,
станет Ваше собственное перемещение: разговаривайте с ребенком, привлекая
внимания во время движения по комнате —
пусть он понаблюдает за Вами. Разместите на бортиках и над кроваткой яркие игрушки – очень
полезное изобретение человечества музыкальная карусель – она помогает развивать
не только зрение, во и слух, вращаясь и играя приятную успокаивающую мелодию.
Малыш с удовольствием будет наблюдать за такими игрушками. Следите за тем, чтобы игрушки не были
расположены по одному борту кровати, либо меняйте их расположение ежедневно –
шейка у новорожденного ребенка еще очень слабая, и если головка будет повернута
все время на одну сторону, можно спровоцировать развитие кривошеи. Игрушки для крохи можно делать самому, к примеру, нарисовав
веселую мордочку на куске материи или бумаге и поместив изображение в поле
зрения ребенка, или пришив к безделице
резинку – потяните за край игрушки, чтобы она резко подпрыгнула
раскачиваясь и периодически исчезая из зоны обзора ребенка. 

Молодые родители: Одна голова хорошо, а две лучше

На этом этапе неуверенность, которую мамы обычно ощущают в первые недели, постепенно уходит. Тем не менее все, что вас беспокоит, можно и нужно обсуждать с родными или лечащим врачом. Как говорится, одна голова хорошо, а две лучше. Вы сами не заметите, как на душе станет легче.

При грудном вскармливании у некоторых мам иногда развивается инфекция молочной железы, которая называется мастит. При появлении таких симптомов, как боль в груди, высокая температура или тошнота, обратитесь к врачу. При этом продолжайте кормить ребенка грудью, в противном случае станет только хуже. Помните, что при мастите малыш вполне может пить грудное молоко, ведь в нем нет возбудителей инфекции. Для лечения мастита нужно своевременно выводить лишнее молоко из молочных желез (например, просто покормив малыша или с помощью молокоотсоса), но врачи иногда назначают антибиотики. Побольше отдыхайте и пейте много воды, чтобы организм лучше боролся с инфекцией. А пока ознакомьтесь со статьей о том, что такое мастит и как его лечить.

Тактильные ощущения

Лучше всего тактильные ощущения у младенца формируются посредством прикосновений, которые заменяют любые игрушки. Прикасаться можно к различным частям тела: ножкам, ручкам, шее, щечкам. В качестве стимулирующих средств используется вата, перышко, мех – это позволит ребенку научиться отличать нежные прикосновения от мягких и познакомиться со щекоткой.

В первый месяц нужны занятия на развитие кисти, для чего полезно поглаживать тыльную сторону ладони от запястья к пальчикам. После манипуляции следует вложить в кулачок ребенка небольшую погремушку или маленькие игрушки, предлагая их поочередно. У погремушки должна быть короткая ручка, поскольку длинную малышу трудно удерживать. Можно протягивать через кулачок ткани различной текстуры или жгутик с завязанными на нем узелками. Не стоит недооценивать подобные игры, ведь развитие речи напрямую зависит от моторики пальцев.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: дети от 0 до 1 года: каким должно быть развитие?

Один день из жизни малыша

Обычный день из жизни месячного ребенка включает в себя купание, сон, кормление, игры и проходит так:

Гигиена с малых лет

Возможно у вас с малышом уже наладился ритуал купания. Если вы еще испытываете неуверенность, вот несколько советов, как правильно купать новорождённых.

Сколько нужно спать месячному ребенку?

В этом возрасте дети спят по 14-17 часов в сутки, включая дневной сон (около 5 раз). Начиная с 6-й недели малыш дольше спит по ночам, если вам очень повезет. Да, вы, наверное, адски устали, но есть и свет в конце туннеля. Со временем цикл сна ребенка синхронизируется с вашим. Через какое-то время у вас наладится ритуал отхода ко сну, а у малыша проявятся биологические ритмы сна. Но сейчас важно укладывать ребенка спать, когда ему хочется. Тогда от сна будет максимальная польза. Ребенка обязательно нужно укладывать на спинку.

Если при укладывании малыш плачет, попробуйте поукачивать его, включите спокойную музыку, говорите ему ласковые слова. Возьмите его на ручки на пару минут и, когда он успокоится, снова положите в кроватку.

Занятия для развития осязания и моторики

Несмотря на не способность
новорожденного малыша удерживать предметы в руках, прикосновения к ладошкам
разно фактурных материй, а также предметов различной степени жесткости и
температуры будут очень полезны. Такие занятия
с ребенком 1го месяца жизни стимулируют нервные окончания, подающие сигналы
в головной мозг – отличная тренировка для органов осязания. Играть с ребёнком в 1 месяц можно в различные пальчиковые игры,
например в «Сороку — Ворону» или «Ладушки»
— эти упражнения стимулируют развитие моторики и речевого аппарата в
будущем.

Визуальное восприятие

Зрение новорожденного не позволяет ему фокусировать взгляд на конкретном предмете, а окружающий мир младенец видит размыто. Во время игры важно очень близко склоняться над малышом, чтобы лицо взрослого находилось на расстоянии 30 см. Как только будет понятно, что ребенок зафиксировал лицо родного человека, можно медленно поводить головой вправо и влево, звать кроху по имени, щелкать языком или причмокивать. Такие действия будут намного эффективней самой дорогой игрушки, поскольку помогут вызвать слежение и внимание.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: когда начинает видеть и слышать все вокруг новорожденный ребенок? Родители с ребенком

Постепенно в 1 месяц следует вводить в обиход игрушки, отличающиеся друг от друга фактурой, цветом и звуком. В этом возрасте ребенок различает клетку и полоску, черно-белые оттенки, желтый и красный цвета. Покупать однотипные игрушки не имеет смысла, ведь можно занять малыша общением с родителями. Среди основных приемлемых вариантов опытные мамы выделяют:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какие игрушки выбирать для детей до 1 года?

  1. Игрушки, которые можно повесить над манежем. Необязательно крепить сразу целую карусель, достаточно одной яркой детали, чтобы карапуз учился фиксировать взгляд. Менять игрушки желательно 2 раза в неделю.
  2. Игрушки, которые крепятся на резинке. Просто висящий предмет может быстро наскучить ребенку, а двигающиеся игрушки вызовут интерес. Не нужны особые навыки для использования такой игры, чтобы развлечь кроху: резинку достаточно натянуть и отпустить.
  3. Игрушки, которые можно перемещать. Здесь понадобится присутствие взрослого и наличие цветной игрушки, которую нужно плавно передвигать от одного края манежа в другой.

В 1 месяц груднички с большим интересом рассматривают черно-белые узоры и картинки: спирали, изображение шахматной доски.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: ребенку 1 месяц: что он уже должен уметь?
Если нет времени ежедневно заниматься развитием ребенка, следует развесить картинки на стене рядом с детской кроваткой. Однако не стоит утешать себя, что малыш развивается самостоятельно с таким же успехом, как и при играх со взрослыми. Общение помогает крохе быстрей освоиться в незнакомом для него мире.

Читайте также:  Развивающие игры для детей 5 месяцев, занятия и игрушки, как развивать малыша в пять месяцев

Упражнение №7. «Игрушка». Развитие длительного сосредоточения на предмете у ребенка в 1 месяц

Что нужно приготовить:

Игрушки – зверята (или другие сюжетные) или погремушки на ручке. Размер игрушки  7-10 см и более.

Как заниматься с малышом:

Покажите малышу игрушку на расстоянии 50-70 см. Изменяйте ракурс, показывайте ее в фас и профиль, двигайте ее крылышками и головой и т.д.

Результат:

Ребенок непрерывно рассматривает игрушку 15 секунд и более.

Слуховое восприятие

Для того чтобы сосредоточился слух у новорожденного, в первый месяц жизни необходимо петь ему колыбельные. При отсутствии вокальных способностей можно поставить негромкую классическую музыку или звенеть погремушкой слева и справа от малыша. На самом деле младенцу вовсе не важно, какие песни и как поет мама – ему просто приятно слышать ее голос. Замирание и остановка движений являются верным сигналом, что ребенок прислушивается к новым звукам.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: первый месяц жизни новорожденного

Речевое восприятие

Наиболее подходящим временем для занятий считается бодрствование крохи после кормления. Необходимо взять его на руки, чтобы он принял позу «эмбриона» и смотрел в лицо взрослому, далее нужно издавать звуки «агу», подражая карапузу, делая паузы на 1-2 минуты. Понадобится несколько повторов, чтобы получить ответную реакцию новорожденного.

Во время «диалога» полезно поглаживать малыша, тормошить его, приближать к своему лицу. Если играть, когда ребенок лежит в кроватке, следует подвесить игрушки мордочками вниз, чтобы младенец мог рассмотреть их. В течение первых дней желательно использовать крупные черно-белые предметы, заменяя их затем на цветные.

Упражнение №2. «Две гирлянды». Развитие умения рассматривать игрушки длительное время у ребенка в 1 месяц

Что нужно приготовить:

Две гирлянды с погремушками. Одна из них должна быть уже знакома малышу (он ее видел, слышал ее звучание), а другая новая. Гирлянды соединяются по бокам двумя лентами. Гирлянды нужно повесить так, чтобы верхняя находилась на высоте 50-60 см от ребенка, а нижняя – на высоте  примерно 20 см. Нижняя гирлянда знакома ребенку, а верхняя – новая. Нужно рассчитать так, чтобы когда малыш случайно коснется нижней гирлянды, зазвенела бы верхняя гирлянда.

Как заниматься с малышом:

Повесить гирлянды. Подождать и понаблюдать, как малыш случайно заденет нижнюю гирлянду (Вы ему ничего не показываете! Это должно быть его самостоятельное открытие!) Посмотрите, стал ли ребенок рассматривать верхнюю гирлянду, когда она зазвенела. Если нет, то привлеките внимание малыша к верхней гирлянде. Сами потрясите нижнюю гирлянду так, чтобы пришла в действие и верхняя.

Полезный совет:

  • Упражнение можно проводить и с двумя игрушками.
  • Можно не только рассматривать гирлянды игрушек, но и гирлянды из цветных картонных фигурок с колокольчиками

Результат упражнения:

Ребенок более 1 минуты может сосредоточенно рассматривать звучащую верхнюю гирлянду.

Развивающие игры для детей месячного возраста

Что же в первую очередь нужно делать мамам, чтобы ребенок уже с первых дней своей жизни начинал свое умственное развитие? Конечно же, заниматься с ним в игровой форме! Прежде всего, с помощью развивающих игр для месячного ребенка происходит умение зрительно сосредотачиваться на предметах и плавно прослеживать взглядом за их передвижением.

Привлекайте внимание крохи игрушками ярких цветов: ярко красными, оранжевыми. Другие цвета, конечно же, тоже надо использовать. Нарисуйте на картонных кругах диаметром 10-15 см черным фломастером разные рожицы: веселые, грустные, удивленные. Обязательно хорошо прорисуйте глаза, нос и рот. На первых порах для ребенка это будет являться признаком человеческого лица.

Положите кроху в кроватку и показывайте игрушку, привлекая его внимание. Как только он сосредоточится взглядом на ней, начинайте перемещать ее из стороны в сторону, возвращая в центр. После этого также нужно перемещать игрушку, но уже в положении вверх-вниз.

В развивающие игры для месячного ребенка нужно включать упражнения, которые научат его рассматривать игрушки более длительное время. Для этого берется знакомая ребенку гирлянда из погремушек и совершенно новая, с которой он еще не знаком. По бокам они соединяются лентами. Они вывешиваются таким образом, чтобы на высоте 50 см находилась новая гирлянда, а чуть ниже, на высоте 20 см – знакомая. Когда он будет касаться нижней гирлянды, должна зазвенеть новая. Следует обратить внимание на то, что малыш сам должен сделать свое маленькое открытие, без посторонней помощи.

Также младенцев нужно учить отыскивать взглядом предмет, издающий звуки. Для этого подойдут колокольчик, дудочка или музыкальная шкатулка. Чередуйте разное звучание: звонкое и тихое, шуршащее и поющее.

Как можно больше беседуйте с ребенком. Массируйте ладошки и пальчики малыша, при этом проговаривая разные потешки.

Для развития тактильной чувствительности вкладывайте ему в ручки различные погремушки, ленточки и шнурочки.

Мама должна петь возле кроватки малыша, это первые шаги к развитию музыкального слуха.

Как играть, развивая 9 месячного ребенка?

  • Поиграем в водой. В возрасте 9 месяцев почти все детки уверенно сидят. Обычно купание можно превратить в увлекательную игру. Положите в ванну кораблики, утят, 2 небольших пластиковых чашки. Покажите ребенку, как плавают кораблики, как ныряют утята, переливайте воду из одной чашки в другую
  • Кубики и пирамидки. Сначала стойте башенки из кубиков, хвалите ребенка за его старания, не забывайте называть цвета предметов. Первые простые пирамидки с небольшим набором колец также вполне под силу деткам такого возраста, хорошо развивают способность к сравнению предметов
  • Матрешки, наборы из стаканов, складывающихся один в другой. Покажите малышу, как маленький предмет прячется внутри большого. Начните с 3 элементов, когда ребенок научится их укладывать, постепенно увеличивайте количество предметов
  • Коробка с отверстиями по форме фигур. Такую игрушку можно купить или сделать самостоятельно. Покажите малышу, как фигурка исчезает в коробке, откройте ее вместе, посмотрите, куда спрятались игрушки. Через некоторое время дети учатся сами находить подходящее отверстие, а затем вынимать фигурки


Развивающие игрушки для детей после 6 месяцев

Упражнение №6. «Ладушки-ладошки». Развитие тактильной чувствительности у ребенка в 1 месяц, содействие раскрытию кулачков и разжатию и выпрямлению пальчиков рук малыша

К 1 месяцу ребенок уже может приоткрывать кулачок, в отличие от новорожденного, у которого ручки сжаты в кулачки. В этом упражнении мама массирует ладошку и пальчики ребенка, помогая ему выпрямлять пальчики и разжимать кулачки.

Как заниматься с малышом:

Сначала делайте круговые движения , гладя сжатый кулачок малыша. Затем начинайте поглаживать его пальчики по одному друг за другом. Начинаем гладить от основания пальчика и идем вверх до кончика. Затем теребим пальчик за кончик. Каждый пальчик массируется под одну строчку пестушки:

Мальчик-пальчик, где ты был? (гладим кулачок)

С этим братцем в лес ходил (указательный пальчик)

С этим братцем щи варил (средний пальчик)

С этим братцем кашу ел (безымянный пальчик)

С этим братцем песни пел (мизинчик).

Затем тормошим большой пальчик, спрятанный в кулачке «Вот так! Вот так! Вот так!»

Затем указательным пальцем своей руки погладьте по кругу раскрытую ладошку малыша, увеличивая постепенно амплитуду движения и приговаривая – «Вот такие пальчики! Вот какие братцы!»

Для такого массажа можно использовать и другие слова, например:

Сорока-ворона кашку варила, деток кормила:

этому дала, этому дала, этому дала, этому дала,

а этому не дала: ты в лес не ходил, ты дрова не рубил,

ты печку не топил, и кашу не варил! Нет тебе ничего!

После того, как упражнение делается с одной ручкой, оно повторяется с другой.

Результат:

Ребенок быстро расслабляет пальчики. После игры он долго держит большой пальчик сверху кулачка.

Занятия и игры на развитие пяти основных чувств 

У ребенка первого месяца жизни идет активная адаптация
органов зрения и слуха к новому окружающему миру, поэтому Ваши первые занятия с
ребенком будут связаны именно с развитием этих систем.

Что сделать, чтобы ребенок развивался правильно

Вот что можно попробовать делать вместе с малышом:

  • Обнимашки. Почаще берите малыша на ручки – так вы только укрепите вашу с ним связь! Специалисты утверждают, что чем быстрее и чаще мама берет плачущего малыша на руки в первые 6 месяцев, тем самостоятельнее он будет в более старшем возрасте.

  • Визуальная стимуляция. На этом этапе ребенку нравится смотреть на предметы с узором из прямых линий, например с полосками или клеткой. Подарите ему несколько игрушек ярких контрастных цветов или с узорами – малыш не сможет оторвать глаз от такого визуального развлечения!

  • Тактильные игрушки. Осязание – это еще один важный канал познания мира. Выбирайте игрушки с различной текстурой, разной формы и размеров.

  • Беседа с ребенком. Чаще говорите с ребенком. Пусть он скажет вам что-то гулением или улыбкой, а вы в ответ произносите слова, звуки и меняйте выражение лица. Со временем малыш сможет имитировать вас, поэтому эти ранние «беседы» так важны для его развития.

  • Физические игры. Аккуратно двигайте ручки малыша влево-вправо, будто хлопая в ладоши. Играйте с ножками ребенка в «велосипедик» и чаще кладите его на животик. Все эти занятия укрепляют мышцы и способствуют двигательной активности.

  • Укрепление привязанности. Чувство безопасности и доверия крайне важны для здорового развития ребенка.

Есть много вариантов, как вы можете поиграть с малышом. Но учтите, что маленькие дети не могут воспринимать большие объемы информации. Следите за состоянием ребенка. Когда он устал, он отворачивается или плачет. В этом случае дайте ему отдохнуть.

Часто задаваемые вопросы

Можно ли давать соску новорожденному или ребенку в 1 месяц?

Если вы кормите грудью, то, прежде чем давать соску, дождитесь, пока малышу исполнится хотя бы 1 месяц. Рекомендуется давать соску после кормлений, чтобы не нарушать этот процесс. Соска при укладывании зачастую снижает риск синдрома внезапной детской смерти (СВДС). Некоторым малышам нравится соска, а процесс сосания их успокаивает, но, если ребенок отказывается от соски, не заставляйте его. Иногда соска показана детям (при нарушениях челюстно-лицевого аппарата или неврологической патологии), но чаще, особенно на естественном (грудном) вскармливании -без нее можно обойтись вовсе.

Почему маленькие дети плачут?

Малыши плачут, когда им что-то нужно, например еда или чтобы их взяли на ручки, а также когда им некомфортно и нужно, например, поменять подгузник. Еще они плачут, когда устают от множества зрительных и слуховых стимулов. Иногда дети плачут вроде бы без причины. Если вам кажется, что ребенок плачет слишком много или как-то странно, обратитесь к врачу.

Как успокоить плачущего ребенка?

Если основные потребности ребенка удовлетворены, то есть он не хочет есть и ему не нужно менять подгузник, попробуйте успокоить его ласковыми словами, поиграйте с ним, покатайте его в коляске. Скоро вы поймете, на что малыш лучше реагирует. Если ребенок никак не успокаивается, причиной могут быть колики. Если вас беспокоит, почему плачет ребенок, обратитесь к педиатру.

Упражнение №3. «Две бабочки». Развитие умения следить глазами за поочередным перемещением двух предметов у ребенка в 1 месяц

Что нужно приготовить:

Вариант 1. Бабочки из двусторонней цветной бумаги или яркой гофрированной бумаги. Размер бабочки 7-10 см. Сделайте бабочки разных ярких цветов. Наиболее привлекательны бабочки красного и оранжевого цвета, но малыш различает и другие цвета.

Чтобы сделать бабочку:

  • Вырежите прямоугольник из бумаги.
  • Сложите его гармошкой.
  • К середине гармошки привяжите  длинную прочную нитку (не ленточку), за которую Вы будете держать бабочку.

Вариант 2. Две яркие игрушки на ниточке.

Как заниматься с малышом:

Малыш лежит на спине в кроватке. Возьмите обе бабочки (или игрушки) и привлеките к ним взгляд малыша – покачайте ими, потрясите. Если малыш их упорно не замечает, то просто подставьте бабочки под взгляд ребенка.

Теперь начинайте плавно перемещать одну бабочку влево по горизонтали. Остановитесь. Проследите, чтобы малыш тоже остановил свой взгляд на неподвижной бабочке. И сразу начинайте двигать вторую бабочку в другую сторону – вправо по горизонтали. Остановитесь. Затем верните в центр сначала первую игрушку. Затем – вторую.

Полезные советы:

  • Это упражнение для малыша очень сложное, поэтому его выполняют, когда малыш уже хорошо следит глазами за одной игрушкой по горизонтали и по вертикали.
  • Если малыш теряет траекторию движения бабочки (это нормально для ребенка в 1 месяц), то просто подставьте под его взгляд ту игрушку, которую он «потерял».

Результат упражнения:

Ребенок непрерывно следит за поочередным движением по горизонтали двух бабочек (или игрушек).

Источники

  • https://VseProRebenka.ru/razvitie/igry/razvivat-rebenka-1-mesyac.html
  • https://www.pampers-gorodok.ru/newborn/development/article/one-month-old-baby-care
  • https://materinstvo.ru/art/2080
  • https://moirody.ru/rebenok/1-mesyac/zanyatiya-s-rebenkom.html
  • http://rodnaya-tropinka.ru/razvitie-rebenka-v-1-mesyats/
  • https://razvitie-vospitanie.ru/igri/chem_zanat_rebenka_do_goda.html
  • https://LuckyMummy.ru/120-igry-s-rebenkom-v-1-mesyac.html
  • https://www.neboleem.net/stati-o-detjah/5922-razvivajushhie-igry-dlja-mesjachnogo-rebenka.php
  • https://heaclub.ru/vo-chto-igrat-razvivaya-rebenka-do-goda-razvivayushhie-igry-dlya-detej-do-1-goda-po-mesyacam

Оцените статью
Всё о самом замечательном периоде жизни будущей мамы