Как научить ребенка выговаривать букву Л: логопедические упражнения на звук Л

kak-nauchit-rebenka-vygovarivat-bukvu-l-logopedicheskie-uprazhneniya-na-zvuk-l-2 Развитие
Содержание
  1. Какие недостатки встречаются в произношении Л, ЛЬ
  2. Правильная артикуляция звука Л
  3. Пошаговая инструкция, как научить малыша правильно выговаривать букву
  4. Как должны располагаться артикуляционные органы, произнося «л»
  5. Виды искаженного произношения «Л»
  6. Как сделать правильное произношение автоматическим
  7. Мягкий Л
  8. Твердый Л
  9. Правильная артикуляция звука
  10. Что такое ламбдацизм и параламбдацизм
  11. Варианты ошибок
  12. Учимся произносить звук «л»
  13. Как правильно проводить занятия?
  14. Мимическая гимнастика
  15. Упражнения
  16. Тренировка звука «Л» по подражанию
  17. Как нужно расположить язык и губы, чтобы правильно произнести Л
  18. Верная организация обучения
  19. Подготовка к упражнениям на постановку «Л»
  20. Этап дифференциации звука «Л»
  21. Речевой материал по дифференциации звуков «Л» и «Р»
  22. Дифференциация звуков «Л» и «В»
  23. Дифференциация звуков «Л» и «Ль»
  24. Постановка правильного произношения звука л в домашних условиях
  25. Артикуляционная гимнастика
  26. Постановка и автоматизация в речи твердого Л
  27. Тренировка и закрепление произношения мягкого ЛЬ
  28. Автоматизация
  29. Что такое физиологическая дислалия
  30. Основные причины дислалии:
  31. Проявление физиологической дислалии:
  32. Как постановить звук «л»
  33. Подготовка к упражнениям на постановку «Л»
  34. Тренировка звука «Л» по подражанию
  35. Постановка звука с механической помощью
  36. Какие могут быть ошибки при попытке произнести Л
  37. Постановка произношения твердого звука Л
  38. Правильная работа артикуляционного аппарата

Какие недостатки встречаются в произношении Л, ЛЬ

Существует несколько вариантов искажения звука «л» ребенком. Может быть,  как неправильное произношение звука, так и замена его другими.

  1. Звук «л» вообще отсутствует в слове. Например, Лена – Ена, лук – ук.
  2. Шепелявость, когда при произнесении звука язык находится между зубами.
  3. Вместо «л» слышится «нг», так как язык у основания соприкасается с небом, и воздух поступает в нос. Например, ложка – нгожка, лето – нгето.
  4. Слышится «у», так как при произношении губы вытягиваются в трубочку. Например, лошадь – уошадь, лист – уист.
  5. Вместо «л» произносится фонема «й»: иголка – игойка, листок – йисток.
  6. Замена «л» другими звуками. Например, звуком «в» (палка – павка) или звуком «д» (полка – подка).

Чтобы показать ребенку, как правильно выговаривать букву «л», взрослому необходимо самому знать точную артикуляцию звука.

Правильная артикуляция звука Л

  • Губы надо растянуть в улыбку и показать сжатые зубки: это необходимо, чтобы твердый звук «Л» не превращался в «В» или не смягчался.
  • Кончик языка может занимать такие положения: он давит на верхние зубы; его можно прижать к верхним альвеолам; он может упираться в щель между зубами.
  • Воздух под напором выталкивается через отверстия по бокам языка.
  • Важно, чтобы язык не упирался в зубы по бокам, давая проход воздуху.jetapy-obuchenija-1024x358-1932464
    Этапы обучения

    В таком порядке надо проводить занятия

Перед тем, как приступить к занятиям, надо перед зеркалом потренироваться выговаривать этот звук по всем правилам. Вполне вероятно, что дефект речи ребенок получил в результате неправильного произношения буквы «Л» кем-нибудь в семье.

Пошаговая инструкция, как научить малыша правильно выговаривать букву

Прежде чем обращаться за помощью логопеда, можно попробовать самостоятельно научить ребёнка правильному произношению:

Фото 5

  • первый шаг: показать малышу, как правильно выговаривать букву «Л»: язычок прижат к верхним зубам, губы улыбаются, зубки чуть-чуть видны. Если при этом нужное произношение не достигается, можно научить ребёнка отрывисто и чётко произносить звук [Ы’]. Когда этот этап будет освоен, двигаются дальше;
  • шаг второй. Мягкий звук [Л’] легко даётся, если освоено его твёрдое произношение. Как научить ребёнка выговаривать «Л» твёрдую – зажать (прикусить) кончик языка зубами и попросить его сказать «Ы»;
  • третий шаг. После того как правильное звучание было услышано, малыш переводит кончик языка снова к верхним зубкам и отрабатывает чёткое произношение;
  • шаг четвёртый. К букве «Л» добавляются гласные звуки: «ла», «лу», «лы», «ло» и др. После успешного освоения прямого сочетания, переходят к навыкам обратного произношения звуков — «ал», «ул», «ыл», «ол»;
  • шаг пятый. Закрепление материала. Когда малыш освоил звучание слогов и слов, можно подобрать стихи, где буква «Л» встречается часто.

Доктор Е.Комаровский рекомендует петь вместе с ребёнком. Гармоничные звуки не только научат кроху менять ритм и тональность, но и разовьют речевой аппарат. Лепка, рисование тонкими карандашами, вырезание аппликаций, пальчиковые игры, всё это способствует интеллектуальному развитию малыша и стимулирует нервные окончания, улучшая становление речевых навыков.

Первое время надо следить за тем, чтобы малыш чаще использовал звук [Л’] в своем лексиконе, пока привычка не перерастёт в навык.   

Как должны располагаться артикуляционные органы, произнося «л»

Неправильно выговаривание слов, содержащих букву «л», у детей можно заметить также разное:

  • пропускание согласного при проговаривании слова (лошадь – ошадь);
  • замена звука «л» на «у» (лопата – уопата) или на звук «й» (ложка – йожка);

Неправильное произношение может быть замечено только, говоря слова, содержащие букву «л» в мягком или только твердом ее варианте.

Звук «л» произносится путем упирания кончика языка к верхним зубам, выталкиваемый воздух довольно сильный и проходит по боковым сторонам от языка.

При этом они не упираются в боковые зубные ряды.

Интересно, что многочисленные исследования доказали, что у каждого взрослого человека, который умеет правильно говорить слова с «л», положение артикуляционных органов может немного меняться, но принцип их расположения одинаков.

Научить ребенка говорить букву «л» не вызывает особых затруднений. Сделать это можно легко и в домашних условиях, проведя несколько занятий с малышом, используя правильные логопедические упражнения.

Виды искаженного произношения «Л»

Дефект речи с буквой «Л» называется ламбдацизмом. Он бывает 4 видов:

  1. Двугубный. Губы вытянуты в трубочку и получается «У» (листок — уисток, лопата — уапата).
  2. Носовой. Язык у основания соприкасается с мягким небом, воздух поступает в нос, создавая звук «НГ» (лапа — нгапа, лук — нгук).
  3. Межзубный. Такое положение языка придает звучанию шепелявость.
  4. Отсутствие «Л». Создается эффект проглатывания звука (лето — ето, лодка — одка).

Когда «Л» заменяется другими звуками, например, ребенок вместо «Л» говорит «В», то это — параламбдацизм.

Здесь тоже есть несколько вариантов замены:

  • на «Г» (ложка — гожка, положить — погожить);
  • на «В» (вилка — вивка, луна — вуна);
  • на «Й» (лыжи — йыжи, лампа — йампа);
  • на «Д» (колбаса — кадбаса, колобок — кодобок);
  • на «Ль» (мало — маля, клоп — клеп).

Читайте также:  Как научить ребенка говорить букву Д: упражнения, если не выговаривает

Нарушения произношения звука ЛНарушения произношения звука Л

Вам интересно, как называется дефект, когда не выговариваешь «Л»? Это картавость. А людей, произносящих нечисто «Л», дразнят картавыми.

Причиной неправильного произношения «Л» могут быть слабые мышцы языка, который в артикуляции этого звука играет основную роль. Это также может быть неправильное анатомическое строение уздечки языка, которая не дает дотянуться до основания верхних зубов. А при неправильном фонематическом восприятии, если оно имеет место, воспроизвести «Л», как и любой другой звук, проблематично.

Как сделать правильное произношение автоматическим

После того как правильное произношение было поставлено, его нужно закрепить. Это процесс для детей сложный и занимает много времени. В домашних условиях достаточно заниматься несколько минут в день утром и вечером. Будет лучше, если уроки будут проходить в форме игры.

Мягкий Л

Ребенок часто упускает мягкий Л и даже целые слоги с его участием. Поэтому логопедические упражнения на звук лучше начинать с этого момента.

Для начала закрепляется произношение слогов. Дальше можно переходить к словам. Отдельные слоги можно закрепить с помощью специальных скороговорок.

Примеры приведены в таблице

Слоги простые Слоги сложные Примеры слов Скороговорки
Ля Сля, кля, пля, фля, гля Поля, Коля, Толя, тополя Ля-ля-ля — холодная земля
Лю Слю, клю, плю, флю, глю Люся, лютик, люк Лю-лю-лю — печь топлю
Ли Сли, кли, пли, фли, гли Лида, липа, лиса, лимон Ли-ли-ли — лимон нашли
Ле Сле, кле, пле, фле, гле Лена, лень, лес Ле-ле-ле — все в золе
Ле Сле, кле, пле, фле, гле Лен, легкий, кулек

Когда у ребенка начнут получаться прямые слоги, можно переходить к обратным. Вначале прорабатываются отдельные звукосочетания, потом переходят к целым словам и скороговоркам.

Простые слоги Примеры слов Скороговорки
Аль Пальто, калька
Ель Капель, кисель Ель-ель — за окном капель
Оль Моль, соль Оль-оль — залетела моль
Уль Куль, буль-буль Уль-уль — повесили тюль
Ыль Пыль, намыль Ыль-ыль — ладони намыль
Юль Июль, тюль

Твердый Л

Несколько сложнее научить ребенка говорить твердый Л. Для автоматизации звука используются те же приемы, что и для мягкого. Но времени на закрепление может понадобиться больше.

Упражнение
Упражнения для постановки звука «Л».

Осваивать правильную речь нужно поэтапно:

  1. Вначале малыш учится говорить слоги — Лэ, Ло, Лы, Ла, Лу.
  2. Потом сочетания можно усложнить другими согласными — Сла, Флы, Кло, Глу, Плэ и пр.
  3. После прямых слогов переходят к обратным — Ал, Ол, Ул, Ыл, Эл.
  4. Когда сочетания букв будут прочно закреплены, переходят к целым словам — лодка, лампа, лыжи, луна.

Детям можно предложить чистоговорки и скороговорки:

  • лу-лу-лу — лужа на полу;
  • ла-ла-ла — мусор подмела;
  • ло-ло-ло — стояло помело;
  • около Лондона — логово колдуна;
  • клади уголь в угол.

При тренировке желательно избегать сочетаний с буквой Р. Эти буквы детям особенно трудно произносить, они часто путаются.

Правильная артикуляция звука

Правильная артикуляция звука л имеет следующие признаки:

iQsha RU

  • Положение губ зависит от последующего произносимого гласного звука.
  • Кончик языка упирается в верхние резцы или десны.
  • Боковые края язычка не смыкаются с коренными зубами, и через боковые проходы свободно продвигается струя воздуха.
  • Язык принимает форму седла. Для этого необходимо поднять корневую его часть.
  • Проход в нос закрыт мягким небом.
  • Голосовые связки сомкнуты, вибрируют.

Что такое ламбдацизм и параламбдацизм

Неправильному произношению звуку «л», «ль» или полному его отсутствию есть научное название-ламбдацизм. Его подразделяют на 4 вида:

  • носовой. Звук, выходящий с потоком воздуха, стремится попасть не через рот, а через нос. Это происходит, когда корневая часть языка упирается в нёбо, мешая проходу. В таких случаях вместо «л», получается «нг лапа-нгапа, лак-нгак;
  • двугубный. Ребенок ставит губы трубочкой, таким образом, что вместо положенного «л», получается «у»: лекарь-уекарь, лампа-уампа;
  • межзубный. Кончик языка попадает в пространство между зубами, проявляя неправильный звук;
  • отсутствие «л». Один из самых частых вариантов. Малыш вообще не произносит «л», вместо этого получаются слова без него: Лук-ук, линза-инза.

Логопед с детьми

Что такое ламбдацизм теперь понятно, а что же тогда такое параламбдацизм. Сюда относится замена «л» на другие звуки. К таким заменам относятся:

  • замена «л» звуком «в» или «б»: лала — баба, лава-вава, луна-вуна;
  • замена «л» на «г»: гол-гог, стол-стог;
  • замена «л» на «д»: лошадь-дошадь, лупа-дупа;
  • замена «л» на «йа», «ё», «йу»: ладерь-йагерь, ложка-ёжка, лук-йук;
  • замена «л» мягким «ль»: дела-деля.

Варианты ошибок

Малыш может допускать следующие ошибки при произнесении [л]:

  • пропускать эту букву в словах (вместо «лось» — говорить «ось»);
  • заменять согласный звук гласным [у] (уось);
  • употреблять вместо [л] [j] ( «колобок» будет звучать как «койобок»).

Также может наблюдаться ситуация, когда ребенок путает твердый и мягкий варианты Л, используя их в неверной форме, смягчает звук или, напротив, использует твердый вариант.

govorit-bukvu-l3-3417751
Произнесение буквы Л

Учимся произносить звук «л»

Занятия в домашних условиях комфортны и для ребенка, и для родителей. Специалистами разработаны различные упражнения, которые вы можете делать вместе с малышом, превратив их в забавную игру. Дети любят гримасничать, но наши упражнения еще и несут пользу. Через веселое и увлекательное действие мы учим малыша, даем возможность тренировать свой язык для правильного произношения «л». Список упражнений:

  1. Улыбка. Попросите малыша широко улыбнуться, не размыкая губы. Пусть он подержит улыбку 8-10 секунд. Повторяйте упражнение 7-8 раз за день.
  2. Ветерок. Немного приоткрыть рот, просунуть между губами кончик язык, и слегка его «прикусить», сжав губами. Оставив язык в таком положении, надо сильно дуть в течение трех минут.
  3. Цоканье. Малыш должен цокать как лошадка, меняя интенсивность звука. Попросите, чтобы ребенок не двигал нижней челюстью, цокал только язычком и верхней челюстью. Первая часть упражнения делается с ускорением, во второй цоканье должно быть тихим, как будто лошадка крадется.
  4. Вкусное варенье. Предложите ребенку облизать свои губки язычком так, как будто он съел что-то очень вкусное. Движения должны быть широкими, круговыми.
  5. Длинный язык. Любимое упражнение малышей. Дети высовывают язык на всю его длину и пытаются достать им до носика или подбородка.
  6. Трубочка. Несколько раз в день просите ребенка свернуть язык в трубочку.
  7. Долгое «ы». Кончик языка отводится вглубь рта, спинка языка приподнимается к небу, ребенок тянет звук «ы». Упражнение сложное, но оно улучшает гибкость языка.
  8. Дыхание. Сопровождайте уроки улучшением дыхательных навыков. Почаще давайте крохе пускать мыльные пузыри, поощряйте его желание петь. Летом малыш может сдувать созревшие одуванчики.
  9. Мелкая моторика. Упражнения на мелкую моторику способствуют стимуляции нервных окончаний. Лепка, рисование, вырезание и клейка аппликаций положительно влияют на становление речевых навыков и усиливают интеллектуальное развитие маленького человека.
Читайте также:  Ребенок не переворачивается - причины и лечение

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: видео с логопедическими занятиями и упражнениями для детей 5-6 лет

Полезным будет также произнесение скороговорок и сочетания букв, в которых “л” соседствует с разными гласными.

Упражнения на

Как правильно проводить занятия?

Приступая к занятиям, помните, что перед вами маленький ребенок. Лучший способ научить его чему-либо – это игра. Логопедические упражнения, проводимые под нажимом, быстро надоедают малышам, поэтому нельзя заставлять ребенка повторять их долго. Начните с 1-2 раз в день по 3-4 повторения. Используйте собственный пример. Расположитесь с малышом возле зеркала, чтобы он видел, как у него получается. Дети любят имитировать действия взрослых, используйте их интерес в учебных целях. Сопровождайте похвалой каждый успех крохи, объясняйте ему, что вы учите и зачем.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: рекомендованные логопедические упражнения для детей 3-4 лет

Мимическая гимнастика

Логопеды часто используют мимические упражнения для развития речевого аппарата.

При их выполнении необходимо следовать нескольким советам:

  • Упражнения выполняются перед зеркалом вместе с родителем.
  • Все движения должны быть плавными без лишних усилий.
  • Следить за работой только одной мышечной группы.

Упражнения

Хмурить лоб:

  1. Свести брови вместе до образования вертикальных морщин.
  2. Поднять их вверх, чтобы образовались складки по горизонтали.

Закрывать и открывать глаза:

  1. Сильно зажмуриться.
  2. Открыть оба глаза.
  3. Медленно закрывать правый, а затем левый глаз.

Надувать щеки:

  1. Надуть щеки.
  2. Втянуть их.
  3. По очереди надуть одну, потом другую щеку.
  4. Свернуть губы трубой.
  5. Сморщить нос.
  6. При сомкнутых зубах улыбнуться.

Изображать эмоции. Ребенок должен изобразить:

  • Грусть.
  • Радость.
  • Удивление.
  • Скуку.
  • Страх.
  • Злость.
  • Умиление.
  • Доброту.kak-postavit-zvuk-l-rebenku-109-2758558
    Как поставить звук Л ребенку. Логопедические занятия в домашних условиях

Чтобы разнообразить занятия, можно поиграть в игру «Угадай персонажа». Ребенок должен копировать выражение лица выбранного им героя, а родитель угадывать, кого он изображает.

Тренировка звука «Л» по подражанию

Если ребенок никак не произносит звук, поставить его будет проще, потому что при замене правильного звука неправильным формируется привычка, а ее исправить может быть гораздо сложнее.

Научить говорить твердый и мягкий «Л» можно посредством подражания правильному звуку. При этом нужно показать ребенку, как правильно располагать артикуляционные органы, чтобы получилось произнести «Л». Делают это перед зеркалом – логопед или родитель садится к нему с ребенком и на своем примере показывает правильное расположение губ и языка при произношении «Л».

произношение звука л

На словах объяснить это можно так: язык нужно максимально расширить, и кончик прижать к основанию верхних передних зубов. Среднюю часть языка нужно прогнуть вниз, подобно гамаку, а корень, наоборот, приподнять. Боковые части языка важно не поднимать вверх, так как иначе поток воздуха не устремится в нужное направление – к щекам (они вибрируют, если во время проговаривания звука к ним прикоснуться).

Такая постановка звука «Л» от демонстрации своего примера эффективна, но дети, ввиду своего малого возраста, не всегда могут его понять и повторить. Тогда можно подобрать более простые задания – например, рассказывать ребенку сказки, тренирующие необходимые звуки (в них обычно нужно протягивать эти звуки, например, если сказка про пароходы, можно имитировать издаваемые ими звуки «ЛЛЛ»).

Ребенок может не сразу научиться правильно произносить «Л», но после нескольких тренировок нужный звук должен получиться. Для звука «Л» артикуляционная гимнастика проводится как посредством упражнений для языка, так и с помощью произношения слогов и слов.

Когда удастся натренировать «Л», можно попытаться сочетать его с гласными и проговаривать уже слоги – Ло, Ла, Лэ и другие. Если с такими сочетаниями у малыша возникли трудности, можно начать с обратных – Ол, Ал, Ул.

Как нужно расположить язык и губы, чтобы правильно произнести Л

Произнести звук «Л» сложно маленьким детям.

Ребенку сначала необходимо объяснить, как правильно должен работать язык и губы:

  • рот необходимо немного открыть;
  • язык должен быть напряжен, а его конец располагаться в основание передних верхних зубов;kak-postavit-zvuk-l-rebenku-26-6872629
    Как поставить звук Л ребенку. Логопедические занятия в домашних условиях
    Для того, чтобы поставить звук Л ребенку, вначале ему объясняют, как правильно должны работать язык и губы.
  • губы могут занимать несколько положений в зависимости от следующего за буквой «Л» звука: «А», «Е» — губы приоткрыты; «И» — губы слегка растянуты в стороны; «О», «У», «Ю» — губы должны сворачиваться в трубку.

Верная организация обучения

При работе с ребенком важно учитывать особенности возраста, поэтому лучшая форма подобных тренировок – игровая. Родителям необходимо продумать программу занятий, которая должна постоянно быть разнообразной.

Совет

Дети еще не понимают важности упражнений для постановки произношения, поэтому занятие должно быть построена таким образом, чтобы вызывать заинтересованность, увлеченность. Новая игра каждый день – ключевой фактор успеха.

Какие игры можно использовать при выполнении упражнений?

  • В мяч.
  • С игрушками, которые будут «учиться» говорить слова или фразы.
  • Рисование.
  • Лепка из пластилина.
  • Магазин, товары которого — это слова с буквой Л.

Такое занятие станет веселым и полезным времяпровождением, малыш незаметно для себя будет учиться произносить звуки правильно.

govorit-bukvu-l5-7615395
Занятие с логопедом

Подготовка к упражнениям на постановку «Л»

Существует артикуляционная гимнастика, которая помогает поставить «Л» и облегчает процесс постановки звука впоследствии. В целом упражнения помогают повысить подвижность губ и языка:

  • «Гамак» — в передние резцы верхнего ряда упирается кончик языка. Он должен быть прогнут вниз так, чтобы по форме напоминать провисший вниз гамак. Каких-либо движений здесь выполнять не нужно — достаточно просто удерживать язык в таком положении некоторое время. Лучше делать упражнение на счёт.
  • «Вкусно» — язык нужно сделать широким, после чего облизывать им верхнюю губу сверху вниз. Важно, чтобы язык работал самостоятельно – нижняя губа не должна двигаться вверх, перемещая таким образом и язык. Так делать упражнение легче, но это неправильно.
  • «Индюк» — положение языка, как и выполняемые движение, совпадают с упражнением «Вкусно». При этом нужно значительно ускорить темп движений и добавить к этому произношение звука «бл-бл-бл» или похожих.
  • «Лошадка» (помогает, если сложно удерживать язык на весу, уперев его в передние зубы): язык нужно сделать широким, а затем пощелкать им по небу вблизи верхних передних зубов. Нижняя челюсть при этом никак не должна двигаться, а рот следует немного приоткрыть.
  • «Качели» — в широкой улыбке нужно приоткрыть рот. Упражнение выполняется по счету – на «раз» нужно упереть кончик языка в верхние зубы с внутренней стороны, на «два» — в нижние. Упражнение выполняется попеременно.
  • «Грибок» (помогает зафиксировать язык на нёбе, то есть в положении сверху): поверхность языка сверху нужно упереть в нёбо так, чтобы ощущалось натяжение языковой уздечки. Движения выполнять не нужно.

Эффективны такие упражнения при любых типах ламбдацизма. До начала тренировки непосредственно «Л», эти упражнения нужно выполнять не менее 14 дней (иногда подобную тренировку продолжают и в течение целого месяца). После этого можно начать делать логопедические упражнения на звук, который необходим.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с артикуляционной гимнастикой для звука «Л» более подробно.

Этап дифференциации звука «Л»

На этапе дифференциации, когда проблемный звук получилось поставить и закрепить, его учат отличать от близких по звучанию. Что это значит? Видеть различия в артикуляции, в восприятии на слух, выявлять местоположение в составе слова.

Звук «Л» дифференцируют попарно с «Р», «В», «Ль» в изолированном произношении, а также в слогах, словах и предложениях.

Речевой материал по дифференциации звуков «Л» и «Р»

Как звучит «Л» и «Р» по отдельности?

Дифференциация Л и Р изолированно

Повтори слоги, где есть буквы «Л» и «Р»:

Дифференциация Л и Р в слогах

Назови слова и помоги обезьянке разложить продукты по разным коробкам:

Дифференциация Л и Р в словах

Составь предложения:

Дифференциация Л и Р в предложениях

Вставь правильно буквы в слова и прочти стихотворение:

Дифференциация Л и Р в стихах

Дифференциация звуков «Л» и «В»

Произнеси сначала «Л», а потом — «В». Повтори слоги с этими звуками:

Дифференциация Л и В в слогах

Назови слова и сгруппируй их в трех колонках:

Дифференциация Л и В в словах

Прослушай или прочти предложения, постарайся произносить отчетливо буквы «Л» и «В»:

Дифференциация Л и В в предложениях

Повтори скороговорки:

Дифференциация Л в В в скороговорках

Дифференциация звуков «Л» и «Ль»

Произнеси «Л» и «Ль», определи на слух их различие в звучании. Прочитай слоги с этими звуками:

Дифференциация Л и Ль в слогах

Назови слова на картинке с твердым «Л» и мягким «Ль»:

Дифференциация Л и Ль в словах

Пословицы и чистоговорки помогут тебе сделать произношение четким:

Дифференциация Л и Ль в пословицах

Дифференциация Л и Ль в скороговорках

Постановка правильного произношения звука л в домашних условиях

Если у ребенка нет проблем в развитии органов речевого аппарата, то целесообразно попытаться научить его выговаривать звук «л» дома. Для этого необходимо:

Занятие на постановку звука

  • Начать с артикуляционной гимнастики (проводить ежедневно).
  • Поставить звук.
  • Закрепить произношение звука сначала в слогах, затем в словах (чистоговорки, скороговорки, стихи, загадки).
  • Практиковать закрепление звука в связном тексте (сказки, рассказы).

Артикуляционная гимнастика

Укрепить мышцы артикуляционного аппарата, развить их подвижность можно с помощью специальных упражнений.  Для постановки звука «л» рекомендуются упражнения: «Вкусное варенье», «Качели», «Лошадка», «Пароход», «Щетка-сметка», «Ленивый язычок», «Иголочка» и другие.

  1. «Пароход». Игровая мотивация: «Плывет по реке пароход и гудит». Предложите малышу нешироко улыбнуться, закусив при этом широкий кончик языка. Пароход гудит: «Ы-ы-ы-ы».
  2. «Ленивый язычок». Игровая мотивация: «Покусаем язычок, чтобы не ленился». Нешироко улыбаясь и не напрягая широкий язык, малыш слегка покусывает его.
  3. «Щетка-сметка». Игровая мотивация: «Язык- это щетка-сметка, которая наводит порядок, убирается» Необходимо, чтобы ребенок приоткрыл рот высунув узкий язык. Не убирая его в глубь рта, нужно «подметать щеткой», двигая им вправо-влево.

Примечание. Некоторые перечисленные выше упражнения описаны в статье Как научить ребенка выговаривать букву р.

Постановка и автоматизация в речи твердого Л

Постановка твердого «л» возможна, если взрослый сам показывает правильную артикуляцию. Но этот способ сложен для ребенка, так как он продолжает слышать свое произношение звука. Поэтому положительный результат будет получен лишь в том случае, если дошкольник отличает правильное звучание «л» от неправильного.

Полезен простой и эффективный способ: предложите ребенку, просовывая кончик языка между зубами и слегка прикусывая его, тянуть гласные звуки «ы-ы-ы» или «а-а-а». После нескольких проб получится извлекать протяжный звук Л.

Закрепление происходит сначала в простых словах, где есть прямые слоги ла — ло — лу — лы, а затем в более сложных. Эффективным является упражнение, в котором дошкольник тянет звук «а-а-а» и одновременно стучит кончиком языка о внутреннюю поверхность верхних резцов.

При выполнении используются слоги, в которых «л» – это второй звук. Например, при произнесении гласной «а-а-а» – «ал». Аналогично тренироваться с ол – ул – ыл – юл и т.д.

Тренировка и закрепление произношения мягкого ЛЬ

Мягкий звук «ль» проще в артикуляции. Полезно тренироваться на обратных слогах: аль – оль – уль – ыль и пр. Произносить прямые слоги: лю – ля  – ли – ле и т. д. Составьте произвольный список слов, которые содержат нужные слоги и повторяйте с ребенком.

Тренировка на произношение

Отдельного внимания требуют слова со стечением согласных:

  • в ударном слоге: шляпа – склянка – глина – блин – клякса – слякоть;
  • в безударном: земляника, горлица, цапля и подобные.

Для закрепления произношения ЛЬ рекомендуются следующие игры и упражнения:

  1. Игра «Лягушонок». Предложите ребенку поиграть в лягушонка, который должен перепрыгивать по кочкам на болоте. Перепрыгнуть с кочки на кочку возможно только, если правильно произнесен за взрослым слог со звуком «ль».
  2. Игра «Произнеси». Ребенку предлагаются картинки, на которых нарисованы предметы, в которых есть звук «ль». Необходимо назвать, что нарисовано, тщательно проговаривая звук.
  3. Чистоговорки: «Лу-лу-лу – стол стоит в углу» или «Ло-ло-ло – на улице тепло».
  4. Подберите загадки, ответом в которых будет слово со звуком ЛЬ: «Там, где строят новый дом, ходит воин со щитом» (будьдозер).
Читайте также:  Когда ребенок начинает говорить первые слова

Автоматизация

Ряд проведенных артикуляционных упражнений требуют закрепления и постоянного его произношения. Если ребенок еще не умеет читать, родителям следует произносить слова самостоятельно, а потом просить повторить их детей. Так дошкольник лучше усваивает произносимые звуки.

Сначала произносятся слоги «л» с гласными: л-а, л-о, л-и; потом наоборот: о-л, а-л, и-л, е-л.
После произносятся полные слова. «Л» находится в начале, середине, конце слова, смягчаются или делаются твердыми, рядом с другими согласными и так далее.

Далее произносить следует целые упражнения, желательно, чтобы в каждом слове присутствовал «л»: лес надел листву, лиса любит лето.

Повторяем и учим стихи и скороговорки. При работе все фразы и предложения необходимо произносить медленно и четко, чтобы не происходило искажение. Если малыш ошибается, возвращайтесь в начало предложения и повторяйте все снова. Хвалите его, это поможет ему чувствовать уверенность. Повторяйте все несколько раз.

Схематический рисунок

Таких простых правил следует придерживаться, чтобы научить ребенка выговаривать букву «л» на автомате.

Что такое физиологическая дислалия

У всех детей до 5 лет наблюдается возрастное расстройство в произношении звуков, или физиологическая дислалия. Со временем ребенок учится правильно произносить звуки и слоги и проблема сама устраняется. Но некоторые дети продолжают неправильно называть звуки, а порой и целые слова. Родители недоумевают, неужели сложно выговорить звук [л], ведь даже дети, не умеющие «рычать» (т.е. не выговаривающие звук [р]), не имеют проблемы со звуком [л]. Но оказывается для кого-то это целая проблема.

Имя этой проблемы – физиологическая дислалия – разновидность речевого нарушения, при котором у ребенка не отмечается ухудшения слуха или каких-либо патологий речевого аппарата. Чаще всего, нарушение встречается у детей в возрасте 3-5 лет и при работе с логопедом проблема решается благополучно.

Логопеды отмечают, что в последние годы у детей все чаще встречается физиологическая дислалия. При этом причиной частоты подобных нарушений они связывают с нежеланием молодых мам или невозможностью по субъективным причинам кормить грудью новорожденных детей. При этом младенцы получают питание молочной смесью из бутылочки. Как известно, получать сметь из бутылочки намного легче, ребенок не прикладывает никаких усилий, чтобы «добыть» себе пищу, а из-за этого его речевой аппарат не формируется, как следует. Но это только одна из причин.

Основные причины дислалии:

  1. Из-за раннего возраста органы речи не готовы занимать правильное положение. При этом речевой аппарат не имеет дефектов.
  2. Несформированный фонематический слух – ребенок плохо различает фонемы родного языка. Однако его физиологический слух не нарушен.

К 4-4,5 годам дети выговаривают большинство звуков правильно. Поэтому родителям нужно внимательно слушать их речь, чтобы, при необходимости, исправлять произношение.

Проявление физиологической дислалии:

  • Звук выпадает (лошадка – ошадка).
  • Замена одного звука другим, более простым с точки зрения артикуляции. [л] часто заменяют на [й] (лошадка – йошадка), а также [в] или [у] (вошадка, уошадка). В первом случае звук становится не дентальным, а небным; во втором – губно-зубным или губным.
  • Твердый звук заменяют мягким.

Прежде чем учить ребенка выговаривать звуки, нужно стать перед зеркалом и самому произнести его несколько раз по всем правилам. Так родитель сможет увидеть, как должны двигаться органы речи, и потом объяснять это малышу.

Как постановить звук «л»

Самое первое, с чего следует начинать работу это рассказать и показать ученику правильность произношения звука, и как при этом ведут себя язык и губы. Для этого существует много бесплатных фото и видеоматериалов в открытом доступе онлайн. Разработано множество методических работ о том, как научить ребенка говорить букву «л». Чтобы поставить «л», необходимо работать над дыханием и артикуляцией.

Дома вы сами сможете объяснить, как правильно произносить тот или иной звук. Просто подумайте, каким образом это делаете вы, а потом покажите. Дети всегда лучше усваивают материал на примере других. Просто покажите принцип, пусть малыш повторяет за вами.

Проблема постановки речи у детей это обычное дело. Уроки помогут ребенку развить слуховое восприятие звука «л».

Важно правильно дышать и располагать язык, губы. Упражнения на дыхание разработаны в виде игры.

Схематический рисунок

Самые простые упражнения будут интересны малышу. Забавное веселье на улице может носить поучительный характер. Гуляя, можно играть с одуванчиками, предлагая сдуть все его «перышки», пускать мыльные пузыри.

Дома можно играть с зажженной свечей, задувая ее, или спичкой, но только под строгим контролем взрослых, и различные подобные игры на выдувание воздуха. Такие игры заинтересуют вашего малыша и будут одновременно носить развивающий характер.

Необходимо развивать у ребенка и мелкую моторику рук. Она необходима для коррекции речи, интеллектуального и физического развития.

Подготовка к упражнениям на постановку «Л»

Существует артикуляционная гимнастика, которая помогает поставить «Л» и облегчает процесс постановки звука впоследствии. В целом упражнения помогают повысить подвижность губ и языка:

  • «Гамак» — в передние резцы верхнего ряда упирается кончик языка. Он должен быть прогнут вниз так, чтобы по форме напоминать провисший вниз гамак. Каких-либо движений здесь выполнять не нужно — достаточно просто удерживать язык в таком положении некоторое время. Лучше делать упражнение на счёт.
  • «Вкусно» — язык нужно сделать широким, после чего облизывать им верхнюю губу сверху вниз. Важно, чтобы язык работал самостоятельно – нижняя губа не должна двигаться вверх, перемещая таким образом и язык. Так делать упражнение легче, но это неправильно.
  • «Индюк» — положение языка, как и выполняемые движение, совпадают с упражнением «Вкусно». При этом нужно значительно ускорить темп движений и добавить к этому произношение звука «бл-бл-бл» или похожих.
  • «Лошадка» (помогает, если сложно удерживать язык на весу, уперев его в передние зубы): язык нужно сделать широким, а затем пощелкать им по небу вблизи верхних передних зубов. Нижняя челюсть при этом никак не должна двигаться, а рот следует немного приоткрыть.
  • «Качели» — в широкой улыбке нужно приоткрыть рот. Упражнение выполняется по счету – на «раз» нужно упереть кончик языка в верхние зубы с внутренней стороны, на «два» — в нижние. Упражнение выполняется попеременно.
  • «Грибок» (помогает зафиксировать язык на нёбе, то есть в положении сверху): поверхность языка сверху нужно упереть в нёбо так, чтобы ощущалось натяжение языковой уздечки. Движения выполнять не нужно.

Эффективны такие упражнения при любых типах ламбдацизма. До начала тренировки непосредственно «Л», эти упражнения нужно выполнять не менее 14 дней (иногда подобную тренировку продолжают и в течение целого месяца). После этого можно начать делать логопедические упражнения на звук, который необходим.

Тренировка звука «Л» по подражанию

Если ребенок никак не произносит звук, поставить его будет проще, потому что при замене правильного звука неправильным формируется привычка, а ее исправить может быть гораздо сложнее.

Материалы по теме  Недоношенный ребенок в 3 месяца: развитие младенца и уход за ним

Научить говорить твердый и мягкий «Л» можно посредством подражания правильному звуку. При этом нужно показать ребенку, как правильно располагать артикуляционные органы, чтобы получилось произнести «Л». Делают это перед зеркалом – логопед или родитель садится к нему с ребенком и на своем примере показывает правильное расположение губ и языка при произношении «Л».

произношение звука л

На словах объяснить это можно так: язык нужно максимально расширить, и кончик прижать к основанию верхних передних зубов. Среднюю часть языка нужно прогнуть вниз, подобно гамаку, а корень, наоборот, приподнять. Боковые части языка важно не поднимать вверх, так как иначе поток воздуха не устремится в нужное направление – к щекам (они вибрируют, если во время проговаривания звука к ним прикоснуться).

Такая постановка звука «Л» от демонстрации своего примера эффективна, но дети, ввиду своего малого возраста, не всегда могут его понять и повторить. Тогда можно подобрать более простые задания – например, рассказывать ребенку сказки, тренирующие необходимые звуки (в них обычно нужно протягивать эти звуки, например, если сказка про пароходы, можно имитировать издаваемые ими звуки «ЛЛЛ»).

Ребенок может не сразу научиться правильно произносить «Л», но после нескольких тренировок нужный звук должен получиться. Для звука «Л» артикуляционная гимнастика проводится как посредством упражнений для языка, так и с помощью произношения слогов и слов.

Когда удастся натренировать «Л», можно попытаться сочетать его с гласными и проговаривать уже слоги – Ло, Ла, Лэ и другие. Если с такими сочетаниями у малыша возникли трудности, можно начать с обратных – Ол, Ал, Ул.

Постановка звука с механической помощью

Механический способ в логопедии используют часто. Для него нужен специальный зонд в виде шпателя. Ребенок широко открывает рот, протяжно произносит «ЫЫЫЫЫЫ» и в это время взрослый поднимает его язык инструментом.

Постановка звука на выдохе

Легче учить ребенка произносить звук от межзубной позиции. Для этого дошкольника просят прикусить кончик язычка и произносить звук [ы] (ЫЫЫЫЫЫ), после чего постепенно убирать язык за верхние зубы.

Проговаривать [л] в межзубной позиции можно сразу со слогами. Постепенно происходит уход от этого положения. Автоматизацию начинают только с прямых слогов: ЛА, ЛО, ЛЫ, ЛЕ.

Важно! Нельзя торопиться с переходом к словам, иначе закрепится дефектное произношение.

Какие могут быть ошибки при попытке произнести Л

Если ребенок пытается произнести звук Л, возможны следующие ошибки:

  1. Язык уходит в глубину ротовой полости, его кончик не соприкасается с верхними зубами или деснами. Вместо нужного звука у ребенка получается Ы («лодка» — «ыодка»).
  2. Резкий вдох в момент, когда нужно сказать нужный звук. Если в процессе участвуют мышцы щек — получается фонема Ф.
  3. Воздушный поток проходит в нос, поэтому получается Н.

Иногда ребенку сначала ставят Р, а затем Л. В такой ситуации второй звук может заменять первый («руна» вместо «луна»)

Постановка произношения твердого звука Л

  1. Начинаем с широкой улыбки, которую демонстрирует ребенок, обнажая сжатые зубы, как будто нажимая на кнопку звонка, кончиком языка он сильно давит на передние зубы или на альвеолы, и начинает гудеть, как паровоз. Должен получиться твердый звук «Л» – очень редко удается сразу этому научить ребенка. Чаще всего звук получается мягкий.zanjatie-s-logopedom-5681334
    Занятие с логопедом

    Занятие с логопедом показаны при сильных нарушениях произношения
  2. Пробуем произношение, когда язык зажат между зубов. Малыш широко улыбается, показывает все зубы. Потом «ловит мышку» – зубами прикусывает кончик языка. Начинает дышать, как собачка, которой очень жарко. Воздух должен проходить по бокам языка, не через нос! Чтобы проконтролировать это, надо зажать нос и посмотреть, как проходит воздух. С зажатым языком он гудит басом, как большой пароход: «ы-ы-ы» или «а-а-а». После этого можно отдохнуть и положить язык на нижнюю губу, продолжая говорить «а-а-а». После того, как удалось научить малыша произносить букву «Л» таким упрощенным способом, закрепляем полученный слог «Ла»  напевая  любую мелодию: «ла-ла-ла».
  3. Многократно тренируем полученный звук в слогах: ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛУ
  4. Межзубное произношение твердого «Л» ребенок закрепляет повторением серии слов, содержащих этот звук. ЛАМПА – ЛОПАТА- ЛОЖКА – ЛОСЬ – ЛОШАДЬ – АЛОЭ – КОЛОДЕЦ – САЛО – СОЛОМА – ЮЛА – ПИЛА – БЕЛКА – ВОЛК – СТОЛ – СТУЛ – ВЕЛОСИПЕД.
  5. Когда межзубное произношение будет освоено, можно предложить выговаривать звук «Л», держа язык за зубами.uprazhnenie-na-l-7667828
    Упражнения на произношения буквы Л

    Упражнения на произношение звука Л

После закрепления твердого «Л» серией слов, продолжаем следить , чтобы ребенок четко произносил все звуки, поправлять и напоминать о том, как правильно произносить именно эту букву.

Правильная работа артикуляционного аппарата

Перед тем как проводить с ребенком специальные упражнения для развития речи, необходимо познакомиться с тем, как должны располагаться органы артикуляции при произнесении звука «Л». Вы можете изучить это на себе, понаблюдав за собой в зеркале.

  • Кончик языка должен располагаться у основания верхних зубов или альвеол.

  • Воздух должен проходить по бокам от языка.

  • Язык не касается щёк.

  • Корень языка приподнят.

  • Голосовые связки находятся в напряжении, ощутима вибрация.

Правильная работа артикуляционного аппарата

Источники

  • https://alldoshkol.ru/razvitie_rechi/nauchitsya-vygovarivat-zvuk-l
  • https://detki.guru/kak-nauchit-rebyonka/kak-vygovorit-bukvu-l.html
  • https://momjournal.ru/uxod-za-rebenkom/rannee-razvitie/razvitie-rechi/kak-nauchit-bukvu-l.html
  • https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_govorit_bukvu_l.html
  • https://KakGovorit.ru/postanovka-zvuka-l
  • https://GotovlusKShkole.ru/zanyatiya/razvitiye_rechi/kak-nauchit-rebenka-vygovarivat-bukvu-l
  • https://pups.su/vospitanie/postanovka-zvuka-l.html
  • https://therebenok.ru/razvitie/rechevoe/govorit-bukvu-l.html
  • https://VseProRebenka.ru/razvitie/intellektualnoe/kak-nauchitsya-vygovarivat-bukvu-l.html
  • https://kidteam.ru/kak-postavit-zvuk-l-rebenku.html
  • https://VseoRechi.ru/razvitie-rechi/deti/postanovka-zvuka-l.html
  • https://ChildAge.ru/psihologiya-i-razvitie/razvitie-i-obuchenie/detskaya-logopediya/kak-nauchit-rebenka-vyigovarivat-bukvu-l-v-domashnih-usloviyah.html
  • https://malchishki-i-devchonki.ru/kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-l-samostoyatelno-v-domashnih-usloviyah.html
  • https://www.center-sozvezdie.ru/journal/kak-nauchit-rebenka-vygovarivat-zvuk-l.html

Оцените статью
Всё о самом замечательном периоде жизни будущей мамы