Как научить ребенка характеризовать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие

kak-nauchit-rebenka-harakterizovat-zvuki-glasnye-i-soglasnye-tverdye-i-myagkie-2 Развитие
Содержание
  1. Как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы
  2. § Развивающие игры для закрепления материала
  3. ✍ Угадай-ка
  4. ✍ Выбирай твердые!
  5. ✍ Найди пару
  6. ✍ Физкультминутка
  7. ✍ Споем друзья!
  8. Советы родителям
  9. ✍ Выбирай твердые!
  10. Орфоэпические нормы произношения, артикуляция
  11. Сколько звуков в русском языке
  12. Всего 33 буквы:
  13. Всего звуков — 42:
  14. Таблица, где собраны все буквы и звуки
  15. Твердый и мягкий знаки
  16. Ещё одна полезная таблица
  17. Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы
  18. Какие разные согласные звуки — твердые и мягкие
  19. ✍ Найди пару
  20. Как гласные звуки связаны со слогами
  21. Как отличить твёрдый и мягкий согласный?
  22. Таблица, где собраны все гласные и согласные буквы и звуки
  23. § Как обозначатся твердые и мягкие звуки на письме
  24. ✍ Угадай-ка
  25. § Какие звуки всегда твердые, а какие – мягкие
  26. Всегда твердые и мягкие звуки
  27. Какой звук стоит после согласного:
  28. Как научить ребенка различать звуки
  29. Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных
  30. Отличительные признаки мягких и твердых звуков
  31. Какой звук стоит после согласного:
  32. Мягкий знак и твердый знак
  33. Движение языка при произношении мягких и твердых звуков
  34. Характеристика, чем различаются, фонетика
  35. Ударные и безударные, йотированные гласные
  36. Звонкие и глухие согласные
  37. Твердые и мягкие согласные
  38. Парные и непарные согласные
  39. Запись звуков
  40. Вспомогательные признаки твердых и мягких согласных
  41. Как научить ребенка различать твердые и мягкие звуки
  42. § Понятие о звонких и глухих звуках
  43. Проверь свои знания
  44. 1. Назови гласные звуки русского языка
  45. 2. Назови гласные буквы русского языка
  46. 7. Назови непарные звонкие согласные звуки
  47. 8. Назови непарные глухие согласные звуки
  48. 9. Назови парные согласные звуки
  49. 10. Какие буквы не обозначают звука?
  50. 11. Какие гласные обозначают мягкость согласного звука?
  51. 12. Какие гласные обозначают твёрдость согласного?
  52. 13. Какие согласные звуки всегда мягкие?
  53. 14. Какие согласные звуки всегда твёрдые?
  54. 15. Назови йотированные гласные
  55. Парные и непарные по твердости-мягкости звуки
  56. Игровые упражнения для закрепления материала
  57. Шишкина школа — видео по теме
  58. Звонкие и глухие звуки
  59. Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки
  60. Классификация гласных
  61. По подъёму
  62. По ряду
  63. По участию губ
  64. Ещё одна полезная таблица звуков и букв

Как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы

«Какие-то гласные и с кем-то совсем не согласные…» Для малыша это звучит необычно. Чтобы ваше домашнее обучение прошло эффективно и без лишней нервотрепки, не спешите. Ловите обещанные рекомендации.

  • Ребенок должен знать разницу между звуком и буквой.

Звуки мы слышим и говорим, буквы – видим и пишем.

Читайте также:  КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ «УХОД ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ».

  • Начните с изучения гласных.

Они значительно проще по артикуляции и легче воспринимаются. Все просто: их можно петь.

Звук М тоже вполне достоин сольного выступления, но есть разница: при произношении гласных воздух выходит свободно, ему ничего не мешает, язык спокойно лежит во рту, а с согласными он вытворяет чудеса акробатики.

  • Подкрепляйте произносимые звуки графическими образами букв.

Тут фантазия вам в помощь: можно писать, лепить, клеить и выкладывать из макарон или фасоли.

  • Используйте зеркало.

Привлекайте внимание малыша к положению рта при произношении гласных, обращайте внимание на язык и зубы.

  • Придумывайте вместе с ребенком слова, которые начинаются на «поющие» звуки, ищите их не только в устной речи, но и в книгах, на улице и дома.

Куда запропастилась О? Вот же она, замаскировалась под зеркало. Нашли букву, назвали звук.

  • Используйте загадки, отгадки в которых начинаются только на гласные.
  • Приступая к изучению согласных звуков и букв, обратите внимание, что их значительно больше, произносятся они иначе.

Когда мы их произносим, воздух «цепляется» за препятствие в виде зубов или губ. Зеркало в данном случае ваш обязательный помощник.

  • Предложите «пропеть» согласные звуки, фиксируя внимание ребенка на положении органов артикуляции.

Беспокойный язык во время попыток петь постоянно мешает, а зубы вовсе раскапризничались и сомкнулись.

§ Развивающие игры для закрепления материала

Первоклассники, хоть уже и школьники, но еще малы, и отказываться от обучения в игровой форме не стоит. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет проще усвоить новый материал.

✍ Угадай-ка

Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.

Чтобы начать игру выбираются легкие слова: [м`эл]; [мыло]; [л`ук]; [воз]. А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: [б`элка]; [лыжн`а]; [кл`он].

Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.

✍ Выбирай твердые!

Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное». Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет. После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.

✍ Найди пару

Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.

✍ Физкультминутка

Учитель говорит слова, начинающиеся на согласные. Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх.
Эта игра всегда воспринимается детьми с радостью. Потому что засидевшись на уроке, позволяет им размяться. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию.

✍ Споем друзья!

Учитель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными (например, мелодия «В лесу родилась елочка»). А дети должны в ответ напевать эту же согласную, только в мягком употреблении.

Учитель: Па-па-па…

Дети: Пи-пи-пи…

У: Хо-хо-хо…

Д: Хи-хи-хи… и т. д.

Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свое творчество.

При практических занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме. В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую взрослые пытаются ему донести. Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, и не будут вникать в суть правил.

Советы родителям

Самый главный совет, который можно дать родителям ребенка, которых беспокоит его развитие, – меньше волноваться. Большинство детских проблем надуманы, особенно если речь идет о первом ребенке.

Если ребенок не понимает разницы между мягкими и твердыми звуками еще дотого, как большинство детей выучат буквы, – это также не повод для беспокойства.

Если же у ребенка не получается научиться отличать звуки в то время, когда другие это делают легко и быстро, а самостоятельно справиться с проблемой не получается, то возможно, эффективнее будет обратиться к специалисту. В данном случае больше поможет логопед, чем преподаватель языка. Малышу важно не заучить звуки, а научиться их различать. Это можно сделать, только поняв природу происхождения звуков. Кто, как не логопед, объяснит это во всех деталях и тонкостях, используя большую базу упражнений и опыта.

Еще один важный шаг на пути к пониманию природы звуков – это создание соответствующих условий для учебной деятельности. Часто именно этот фактор не позволяет детям вообще учиться, не то что начать разбираться в звуках.

Мыслительные операции требуют не только наличия учебного дидактического материала, но и подходящего места для занятий. Те, кто думает иначе, просто недооценивают важность отдельного стола и стула, принадлежащих только малышу. За собственным рабочим местом кроха не только чувствует себя старше, но и начинает понимать возложенную на него ответственность, а также иначе относится к процессу обучения.

Однако это не значит, что из обучения необходимо убрать элемент игры. Иногда она не менее важна, чем осознание серьезности происходящего. Например, складывать мозаику из тех же цветных карточек удобней и интересней на полу, где можно отлично устроиться на ковре, который также является границей.

Детям вообще очень нужны границы и правила. Они не только дисциплинируют, но и позволяют обрести уверенность в завтрашнем дне и своих силах. Ведь дети знают, что их ждет в пределах этих границ и правил, а также что последует за их нарушением. Уверенность – еще одна важная составляющая успеха!

Ну и самый последний способ самостоятельно выучить твердые и мягкие звуки – это купить или сделать карточки со слогами. Они продаются во всех книжных магазинах. Это яркие и удобные дидактические материалы, эффективность использования которых подтвердили тысячи родителей и педагогов. Если же у вас нет возможности или желания покупать эти карточки, их можно сделать собственноручно или при помощи ребенка. Его активное участие в процессе создания позволит ему еще лучше усвоить информацию, что вам и нужно.

✍ Выбирай твердые!

Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное». Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет. После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.

Орфоэпические нормы произношения, артикуляция

Правильность произношения звуков определяется орфоэпическими нормами. Они регулируют произношение в зависимости от фонетической позиции, в соединении с другими звуками.

Основные правила орфоэпии:

  • всегда четко произносится ударная гласная;
  • с ослабленной артикуляцией, с утратой четкости и ясности звучания, звучит безударная гласная;
  • с оглушением звучит звонкая согласная в конце слова, при этом согласный звонкий звук переходит в парный ему звук глухой;
  • буква «и» произносится как звук [ы] после твердой согласной;
  • буквы «а» и «о» произносятся как [а] в слоге, стоящим перед ударным.

Сколько звуков в русском языке

Все буквы, кроме мягкого и твердого знаков, обозначают определенные звуки. Русский язык имеет 33 буквы, но 42 звука. Во время изучения алфавита, нужно помочь малышу запомнить, что есть звуки гласные и согласные. Одна буква может представлять два звука. Ниже приведен список букв, а также количество звуков, которое представляет каждая из них.

Всего 33 буквы:

  • 10 гласных: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е;
  • 21 согласная буква: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ;
  • знаки ь и ъ — это буквы, которые не имеют звуков.

Всего звуков — 42:

  • 6 гласных: [а], [о], [у], [и], [ы], [э];
  • 36 согласных: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [ з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [ п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].

Таблица, где собраны все буквы и звуки

мягкие и твердые согласные звуки

Твердый и мягкий знаки

Ни Ъ, ни Ь не имеют отношения ни к гласным, ни к согласным. Они лишь помощники, делающие согласный мягким или твердым.

Ъ Не имеет звука! Может стоять только между согласной и гласной буквой, как в слове «въезд». Он используется, чтобы показать, что согласный перед ним твёрдый.
Ь Не имеет звука! Указывает на мягкость согласного, предшествующего ему.

Ещё одна полезная таблица

согласные и гласные буквы, звуки

Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы

Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.

  • По дороге из детского сада придумывайте вместе с малышом слова, которые начинаются на заданный звук.
  • Расчертите лист бумаги на клетки, раскрасьте их красным и синим цветом и предложите разложить буквы из разрезной азбуки по «домикам».
  • * Игра «Внимательные ушки». Инструкция простая: «Если слово начинается на гласный – хлопни, на согласный – топни».
  • Придумайте рецепт необычного блюда, ингредиенты в котором начинаются только на определенные звуки.
  • Убирая квартиру, дайте задание сначала убрать все игрушки, начинающиеся на согласные.

Важное условие! Систематичность и спокойствие.

Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.

Какие разные согласные звуки — твердые и мягкие

Как научить ребенка характеризовать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие
«Подскажите, как выучить с ребенком согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие?» — спросила недавно мамочка, видимо, первоклашки.

Читайте также:  ИСТОРИЯ ОЛИМПИАДЫ Ознакомитиельное занятие для детей старшего дошкольного возраста МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад зз «Тополек» — презентация

Ответ: никак.

Не нужно с ребенком учить твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Надо научить ребенка их слышать и определять по разным признакам. Просто выучить невозможно! Надо, чтобы сначала ребенок понял, как получаются звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, научился их слышать, а вслед за пониманием придет и знание.

Как же будем учить ребенка различать согласные звуки?

Начнем с твердых и мягких согласных.

В русском языке не все согласные могут быть и твердыми и мягкими. Поэтому сначала надо, чтобы ребенок запомнил согласные Ж, Ш, Ц, которые всегда твердые и Ч, Щ, Й, которые всегда мягкие.

Как научить ребенка характеризовать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие
Сделайте ребенку такую памятку, обратите внимание ребенка, что буквы Ч, Щ, Й сидят на подушках, потому, что они всегда мягкие. Если эта памятка будет у ребенка перед глазами, ему легче будет запомнить эти буквы. Можно распечатать и повесить над столом, где занимается, ребенок. Можно написать на картоне и вложить в тетрадь по письму или русскому языку.

А вот остальные согласные могут быть как твердыми, так и мягкими. И помогут определить твердость и мягкость согласного соседние буквы.

Читайте также:  Как быстро отучить ребенка от бутылочки со смесью в возрасте 2-3 лет: рекомендации и советы

Интересный вариант для запоминания твердых и мягких согласных предложила наша читательница Ирина: «Я придумала как запомнить моим деткам три всегда твердых звука, («Ж», » Ш», » Ц»)т. е. те ,которые никогда не смягчаются.

Железо, Шайба и Цемент — Что будет тверже? В чем секрет?

Есть еще всегда мягкие три звука : » Ч», » Щ», » Й». Вот смешная скороговорка: Челка Щекочется Й-Й-Й. ( » й» будет играть звук смеха)»

Если после определяемого согласного стоит еще один согласный, то он твердый. Например, в слове «песня» после С стоит Н и мы отмечаем С, как твердый согласный. Несмотря на то, что в русском языке есть понятие ассимиляции, когда звуки уподобляются один другому, как в этом случае, но в начальной школе в такие дебри фонетики мы не лезем.

Как научить ребенка характеризовать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие
Если после согласного стоит гласный звук, то определить твердость и мягкость очень легко. Все гласные буквы являются командирами и они командуют предыдущему согласному, каким звуком быть – твердым или мягким. Исключение составляют только 6 букв, о которых мы говорили раньше. Сделайте такую памятку ребенку и пусть она поможет ему в различении твердых и мягких звуков.

И, конечно, надо учить ребенка слышать твердые и мягкие звуки, различать их на слух. Для этого есть множество упражнений на развитие фонематического слуха. И всем известную игру «Первый или последний» можно видоизменить под нашу задачу и дать ребенку задание определять твердый или мягкий первый согласный в слове.

На первых порах надо подбирать слова, которые начинаются на согласный: пень, пони, рак, река, лук, люк… Затем можно усложнить задачу и подбирать слова, где согласный уже не первый звук. Поскольку в слове несколько согласных, то надо оговорить с ребенком, какой согласный Вы будете определять – первый или последний. Ребенку надо определить на слух нужный согласный в слове и услышать его твердость или мягкость. А это уже трудная задача. Например: одеяло и одуванчик. Первая согласная Д, но в этих словах она обозначает разные по мягкости звуки.

Применяйте все эти способы сразу и ребенок научится определять твердые и мягкие согласные без проблем. О звонких и глухих в следующий раз.

Читайте также:  Поделки из ладошек ребенка своими руками — интересные мастер-классы с фото примерами

Если есть вопросы, пишите в комментариях.

Полезная для Вас статья? Поделитесь с другими.

✍ Найди пару

Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.

Как гласные звуки связаны со слогами

Гласные звуки образуют слоги — звуковые отрезки слов, которые мы произносим одним выдохом. Одним слогом может быть как гласный с одним или несколькими согласными, так и гласный в одиночку. Существует даже правило, по которому можно считать слоги: сколько в слове гласных — столько и слогов.

Например, в слове путешествие 5 гласных звуков: [у], [и], [э], [и] и [э]. Это значит, что в нем 5 слогов: пу-те-ше-стви-е.

Проверьте себя!Посчитайте количество слогов в словах: примерять, кожевник, ухоженный, заботиться, приставка, столица, мокрый, приглашение, оранжевые.

Как отличить твёрдый и мягкий согласный?

Чтобы узнать, соглас­ный явля­ет­ся твёр­дым или мяг­ким, сна­ча­ла про­из­не­сём сло­во и послу­ша­ем, как зву­чит иссле­ду­е­мый звук:

  • вар [в] — вилка [в’]
  • знак [з] — корзина [з’]
  • сом [с] — серый [с’]
  • хоро­шо [х] — хитрый [х’]

Также учтем, что в пись­мен­ной речи мяг­ки­ми явля­ют­ся соглас­ные, после кото­рых пишут­ся буквы:

1. «е», «ё», «и», «ю», «я»:

  • белый [б’ э л ы й’]
  • пёст­рый [п’ о с т р ы й’]
  • сан­ки [с а н к’ и]
  • рюм­ка [р’ у м к а]
  • вялый [в’ а л ы й’]

2. Мягкость мно­гих соглас­ных, кро­ме непар­ных  [ж], [ш], [ц], [ч’] и [щ’], выра­жа­ет «ь»:

  • большой [л’]
  • семь [м’]
  • ска­терть [т’]
  • борьба [р’].

Учтём, что «ь», кото­рый пишет­ся после все­гда твер­дых шипя­щих «ж», «ш» слу­жит не для их смяг­че­ния, а для обо­зна­че­ния суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода тре­тье­го скло­не­ния или гла­голь­ных форм:

  • дрожь [ж]
  • гуашь [ш]
  • поешь [ш]
  • замажь [ж]
  • не тре­вожьтесь [ж].

3. Мягкими по зву­ча­нию могут быть соглас­ные в соче­та­нии несколь­ких зву­ков, если после­ду­ю­щих мяг­кий соглас­ный повли­ял на преды­ду­щий. Этот фоне­ти­че­ский про­цесс смяг­че­ния соглас­но­го в зави­си­мо­сти от его пози­ции в сло­ве назы­ва­ет­ся упо­доб­ле­ни­ем по при­зна­ку твёрдости/мягкости, или асси­ми­ля­ци­ей (лат. assimilatio — «упо­доб­ле­ние»).

Понаблюдаем, как соглас­ные зву­ки вли­я­ют друг на друга:

  • пенсия [п’ э н’ с’ и й’ а]
  • банщик [б а н’ щ’ и к]
  • пончик [п о н’ ч’ и к]
  • болезнь [б а л’ э з’ н’]
  • кости [к о с’ т’ и]

Учтём, что это фоне­ти­че­ское зву­ча­ние мяг­ко­сти соглас­ных не отоб­ра­жа­ет­ся в пись­мен­ной речи.

В соот­вет­ствии с пра­ви­лом орфо­гра­фии мяг­кий знак не пишет­ся в сте­че­нии соглас­ных нч, чк, чн, рщ, рч и пр.

Таблица, где собраны все гласные и согласные буквы и звуки

мягкие и твердые согласные звуки

§ Как обозначатся твердые и мягкие звуки на письме

На письме твердость и мягкость согласных звуков обозначается только при написании транскрипции. Для обозначения мягкого звука используют апостроф «`». Твердые же звуки не выделяются никакими знаками на письме.tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-1-klass-tablica-pravilo.jpg

Ниже приведем поясняющую таблицу, в которой наглядно отображено, что один и тот же звук может быть и твердым, и мягким, в зависимости от того, какая гласная за ним следует.

Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении

баран [б] [б`] белье
ворс [в] [в`] вяз
горб [г] [г`] гиря
дом [д] [д`] дядя
золото [з] [з`] земля
кот [к] [к`] кит
лыжи [л] [л`] лимон
мусор [м] [м`] мяч
нора [н] [н`] Нюра
полы [п] [п`] пение
робот [р] [р`] река
солнце [с] [с`] семя
тон [т] [т`] темя
фурор [ф] [ф`] финал
хомяк [х] [х`] хижина

Можно заметить, что согласные звуки образуют по твердости-мягкости пары: [в] — [в`]; [к] — [к`] и др. На письме и твердые и мягкие звуки обозначаются одинаковой буквой, а вот произносятся по-разному. С помощью такой таблицы дети легче понимают, твердость и мягкость согласных звуков, при этом запоминая, что знак «ь» всегда делает согласный мягким, а знак «ъ» — всегда твердым согласный, за которым он стоит.

✍ Угадай-ка

Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.

Чтобы начать игру выбираются легкие слова: [м`эл]; [мыло]; [л`ук]; [воз]. А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: [б`элка]; [лыжн`а]; [кл`он].

Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.

§ Какие звуки всегда твердые, а какие – мягкие

Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» — бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» —  мягкими по тому же признаку. Можно сделать ребенку такую напоминалку, которую он будет носить в тетради по письму:

ж   ш   ц   ч   щ   й

Обязательно заострить внимание, что «ч»; «щ»; «й» сидят на подушках здесь, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию, и уже всегда будет четко называть эти звуки мягкими.tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-1-klass-tablica-pravilo.jpg
Если же  ребенку никак не удается запомнить, какие буквы всегда бывают твердыми или мягкими, можно использовать следующий хитрый прием. Пошить 3 подушечки с поролоном и нарисовать на них буквы «ч»; «щ»; «й», и вырезать из плотного картона таблички с буквами «ж»; «ш»; «ц». Положить эти предметы на видное место, например на рабочий стол. Постепенно у ребенка отложится в голове ассоциация  твердых и мягких букв.tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-1-klass-tablica-pravilo.jpg

Также в тетрадь по письму можно вклеить и такую напоминалку: «жи» и «ши» пишем с буквой «и». Объясните ребенку, как дело обстоит и с другими гласными и твердыми согласными. Выпишите слова-исключения в столбик.

Всегда твердые и мягкие звуки

Теперь пора узнать имена тех самых бунтарей, которые не пожелали сдаваться врагу без боя. Звуки Ч, Щ и Й всегда мягкие, а Ц, Ж, Ш могут быть только твердыми. Это шестерка согласных звуков, которые до сих пор ведут свою тихую войну и не желают подчиняться власти гласных. Не имеет значения, с кем по соседству они оказались. Непоколебимость этих звуков вызывает восхищение.

Твердые и мягкие звуки

Какой звук стоит после согласного:

  • Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
  • Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.

Отработка на примерах:
В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».
В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

  • Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
  • Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.

Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.
Всегда мягкие – й, ч, щ.
Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

Как научить ребенка различать звуки

Дети лучше всего воспринимают информацию, если она подается в игровой форме. Придумайте вместе с ребенком интересную историю, которая поможет объяснить сложные взаимоотношения между твердыми и мягкими согласными звуками.

Когда-то твердые и мягкие звуки жили они дружно. Не было между ними ни вражды, ни ссор, пока однажды амбициозная группа гласных, в которую вошли Е, Ё, Я, Ю и И, не захотела получить власть над всеми. Началась война, которая длилась долгие годы. А, О, У, Э и Ы сохраняли нейтралитет и предпочли держаться в стороне, потому что никак не могли принять чью-то сторону. Война затягивалась, поэтому гласные решили воспользоваться хитростью. Они обратились за помощью к мягкому знаку, который собственного звука вообще не имеет, но любит стравливать других между собой.

Эта вредная буква рассказала гласным о месте, в котором прятались согласные, а взамен потребовала ряд привилегий после успешного завершения военной компании. В результате согласные попали в окружение. Группа воинственно настроенных гласных выдвинула им ультиматум и согласным пришлось принять их условия. Война была проиграна и победители с помпой отметили свой успех.

Небольшая группа гласных получила безраздельную власть. Теперь они определяют, каким будет согласный звук: мягким или твердым. Точно такие же права получил и мягкий знак. Он теперь тоже может помыкать побежденными. Хотя в рядах согласных были и те, кто не захотел мириться с обстоятельствами. Все шипящие вместе с парочкой соратников не подняли белый флаг и ушли партизанить в леса. Покладистые согласные теперь строго подчиняются законам гласных, а несколько мятежников продолжают вести диверсионную деятельность, хотя и без особых результатов.

Эта незамысловатая история ярко демонстрирует особенности взаимоотношений гласных и согласных звуков. Имена бунтарей, которые мы упомянем дальше, стоит сразу же внести в черный список. За непокорность их до сих пор разыскивают гласные. Табличку с подписью «Разыскиваются» можно закрепить на холодильнике или возле рабочего стола маленького ученика.

Эта подсказка должна постоянно находиться перед глазами ребенка. Остальные согласные, которые подчинились победителям, теперь вынуждены становиться то мягкими, то твердыми в зависимости от своих соседей. Если за ними стоят гласные буквы Е, Ё, Я, Ю, И или Ь, то они становятся мягкими, потому что теряют волю перед победителями. Если же к ним на хвост села другая гласная (А, О, У, Э или Ы) или согласная, то они становятся твердым, так как чувствует поддержку.

Согласные звуки и буквы

Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных

Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными. Например:

заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных

Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

Какой звук стоит после согласного:

  • Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
  • Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.

Отработка на примерах: В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о». В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

  • Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
  • Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.

Всегда твердые звуки – ж, ш, ц. Всегда мягкие – й, ч, щ. Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

Мягкий знак и твердый знак

  • Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.

Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.

Движение языка при произношении мягких и твердых звуков

При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой. При произношении твердых звуков язык не движется вперед.

Характеристика, чем различаются, фонетика

Определяется фонетика русского языка 42 звуками — из них 6 звуков гласных и 36 согласных. Точное произношение показывает в словаре фонетическая запись слова в квадратных скобках. Соответствие звука и буквы наблюдается у следующих гласных и согласных: и, ы, ж, ц, ш, й, ч, щ.

Основная разница между звуками заключается в их роли в создании слова. Вершиной слова является гласный звук, ему сопутствует согласный. Также они различаются по участию шума и голоса в их образовании.

Читайте также:  Игры с ребенком 9 месяцев: чему учить, как развлечь, какие нужны игрушки

10 гласных букв создают 6 гласных звуков, так как некоторые звуки могут обозначаться несколькими буквами: [а] — а, я; [э] — е, э; [о] — о, ё; [у] — у, ю. Разделяются гласные на безударные и ударные, выделяют йотированные гласные.

36 согласных звуков создает 21 согласная буква, так как некоторые буквы (б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х) обозначают два звука. Различают глухие и звонкие согласные, твердые и мягкие.

Не определяются звуками в русском алфавите 2 буквы:

Они используются только в письменной речи для обозначения мягкости согласных, разделения гласных и согласных в середине слов.

Характеристики звуков используются при фонетическом разборе. Для каждого из них при этом указывается соответствующий его звучанию признак.

Ударные и безударные, йотированные гласные

Ударную гласную слова произносят с большей длительностью и силой. Ударной называется гласная, находящаяся в слове под ударением, безударными считаются остальные гласные в слове.

Отдельно выделяют йотированные гласные. Это буквы е, ё, ю, я, обозначающие два звука. Запоминать их лучше парами по сходному звучанию: а-я, о-ё, е-э, и-ы, у-ю. Йотированной гласная считаются если она:

  • расположена в начале слова;
  • расположена после другой гласной;
  • расположена после «ь» или после «ъ».

Звонкие и глухие согласные

Разделяются согласные звуки на глухие и звонкие.

  • глухие состоят лишь из шума: [ш], [п], [ц], [т], [к], [х], [с], [ф], [ч], [щ];
  • звонкие состоят из голоса и шума: [б], [д], [ж], [в], [г], [з].

Твердые и мягкие согласные

Согласные буквы характеризуются как мягкостью, так и твердостью звука. Определить его мягкость или твердость помогает буква, следующая за согласным. Мягкость согласного обозначается буквами е, ё, и, ю, я. Звуки [ж], [ц], [ш] всегда твердые, даже если после соответствующих им букв пишутся гласные «е» или «ё». Звуки [й’], [ч’], [щ’] всегда мягкие.

Парные и непарные согласные

Существует характеристика парных и непарных согласных.

  • й, л, м, н, р — звонкие;
  • x, ц, ч, щ — глухие.

Парные по звонкости-глухости:

Запись звуков

В транскрибировании мягкость согласного звука обозначается с помощью добавления к его записи символа ‘. Это апостроф, который встречается в некоторых заимствованных словах.

Например, чтобы обозначить мягкость звука Р в транскрипции необходимо написать [р’]. Твердость звука не обозначается.

В этом нет ничего сложного. Предложите ребенку простое задание. Ему необходимо выписать из группы слов только те, в которых присутствуют мягкие согласные, а затем сделать их транскрипции с апострофом. Всего несколько таких упражнений, и он быстро запомнит, как обозначается мягкость.

Вспомогательные признаки твердых и мягких согласных

За произнесение каждого звука отвечает определенная комбинация органов артикуляционного аппарата. Детям можно подсказать, как легко распознавать твердость и мягкость согласных по положению губ.

Если, произнося слог, говорящий улыбается, то есть уголки его губ расходятся в стороны, то такой слог содержит в себе мягкий звук. Если же при произнесении слога «веселиться» не хочется, то наоборот — твердый. Так изучать сложную тему станет проще и веселее.

мягкость согласных звуков

Как научить ребенка различать твердые и мягкие звуки

§ Понятие о звонких и глухих звуках

В русской речи помимо твердости и мягкости, различают звонкость и глухость звуков. Фонетика дает четкое понятие о том, будет согласный звук звонким или глухим.

Звонкие звуки произносятся речью, когда воздух с шумом преодолевает препятствие во рту и происходит колебание связок.

Звонкие звуки Глухие звуки
[б] [ж] [к] [х]
[в] [з] [п] [ц]
[г] [л] [с] [ч]
[д] [м] [т] [ш]
[й] [н] [ф] [щ]

Глухие согласные звуки говорятся исключительно при помощи шума, голос здесь не задействуется, а голосовые связки находятся в расслабленном состоянии.

Во многих школах учителя заучивают с детьми следующую фразу: «Степка хочешь щец?» — «Фи!».  Здесь представлены согласные звуки, которые в русском языке являются глухими.

Для запоминания и различия звонких согласных от глухих, разбиваем их на пары. Всего их 11, если учитывать мягкие согласные (исключение [ж]-[ш]) [б]-[п]; [в]-[ф]; [г]-[к]; [д]-[т]; [з]-[с].

Итак, мы выяснили, что в алфавите буквы дают несколько звуков. Это зависит от положения буквы в слове. В конце слога звонкий звук приглушается, то же происходит, если буква стоит перед глухим согласным, например «голубка». На письме используем звонкую согласную, а говорим «голупка».tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-1-klass-tablica-pravilo.jpg

Проверь свои знания

1. Назови гласные звуки русского языка

Ответ:[а] [о] [у] [э] [ы] [и]

2. Назови гласные буквы русского языка

Ответ:А О У Э Ы И Я Ё Ю Е

7. Назови непарные звонкие согласные звуки

Ответ:[н][н’]  [м][м’]  [л][л’]  [р][р’]  [й’]

8. Назови непарные глухие согласные звуки

Ответ:[х][х’]  [ц]  [ч’]  [щ’]

9. Назови парные согласные звуки

Ответ:[б][б’] — [п][п’]
[в][в’]-[ф][ф’]
[г][г’]-[к][к’]
[д][д’]-[т][т’]
[ж]-[ш]
[з][з’]-[с][с’]

10. Какие буквы не обозначают звука?

Ответ:Ъ Ь

11. Какие гласные обозначают мягкость согласного звука?

Ответ:Я Ё Ю Е И

12. Какие гласные обозначают твёрдость согласного?

Ответ:А О У Э Ы

13. Какие согласные звуки всегда мягкие?

Ответ:[ч’] [щ’] [й’]

14. Какие согласные звуки всегда твёрдые?

Ответ:[ж] [ш] [ц]

15. Назови йотированные гласные

Ответ:Е  Ё  Ю  Я

С уважением, Ольга Наумова

Также смотрите:

Диктанты для 1 класса по русскому языку

Тексты для списывания 1 класс

Перенос слов: задания для 1 класс

Парные и непарные по твердости-мягкости звуки

Согласные создают 15 пар, каждая из которых состоит из мягкого и твердого звука.

[б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [р] – [р’], [п] – [п’], [ф] – [ф’], [к] – [к’], [т] – [т’], [с] – [с’], [х] – [х’].

Согласные, которые могут образовывать подобные тандемы, называют парными. Непарные звуки — это те самые непокорные мятежники, которые могут быть либо только мягкими, либо только твердыми.

Игровые упражнения для закрепления материала

  1. Записав пары слов, включающих в себя парные звуки по твёрдости мягкости, можно попросить ребенка выделить цветом:
  • гласные – красным;
  • твердые согл. – синим;
  • мягкие согл. – зеленым.
  1. Родители могут называть своим детишкам слова, попросив их характеризовать звуки в них. Для первых попыток следует подбирать варианты из трех букв, начинающиеся с согласного. По мере улучшения у ребенка навыков, длину слов нужно увеличивать, а также усложнять задачу, начиная слова с гласного и включая в них твердый или мягкий знаки.
  1. Можно модифицировать предыдущее задание, сменив роли. Пусть школьник придумывает слова по заказу родителя. Например, старший попросит назвать слово из пяти букв, при этом первой должна быть гласная, а присутствие мягкого Б обязательно. Ответом может стать – ОБИДА или ЯБЕДА. Проявив фантазию, можно сделать задание еще более трудным. К примеру, называть слова по категориям (еда, спорт, путешествие, лето и т.п.).
  1. Играть можно и с использованием разного рода предметов. Прекрасно способствуют изучению классификации звуков мячи, цветные кубики, скакалки, карточки с цифрами. Последние можно использовать, в случае, когда первокласснику нужно определить, какой по счету мягкий или же, наоборот, твердый, или сколько всего тех или иных звуков в указанном слове. Мяч можно перебрасывать, называя необходимый звук, а на скакалке подпрыгивать, в случае совершения ошибки.

таблица звонких и глухих согласных

  1. Интересную обучающую игру можно провести, имея кубики четырех цветов: красного, синего, зеленого, желтого. Каждый кубик необходим в количестве нескольких штук, ведь несложно догадаться, что обозначать они будут звуки. Желтый цвет – дополнительный, тот, что не был описан ранее, будет означать Ъ или Ь знак.

Вариаций данной игры множество, ниже приведены лишь основные из них:

  • Водящий выкладывает схему слова из кубиков, а игрок подбирает по ней подходящее. Таким образом, к схеме: «ЗЕЛЕНЫЙ – КРАСНЫЙ – СИНИЙ – ЗЕЛЕНЫЙ – КРАСНЫЙ – ЗЕЛЕНЫЙ – ЖЕЛТЫЙ» подходит слово «МЕДВЕДЬ». Усложнить или облегчить задачу можно путем сокращения или увеличения количества кубиков или цветов. Главным фактором является и то, что первоклассник занимает не только место игрока, но и водящего, то есть выполняет задачу как подбора слова, так и его схематического составления.
  • Можно добавить в игру рейтинг, при помощи суммы набранных баллов выявить победителя в конце состязания. Определяя по очереди роли водящего и отгадывающего, загадывать слово, а за каждый цвет кубика давать определенное количество баллов. За отгадку буквы, обозначенной желтым кубом, засчитывать пять очков, ведь на его месте могут быть лишь две буквы; за звук, скрытый под зеленым и синим цветами – по пятнадцать; а за гласную, на которую указывает кубик красного цвета — десять. Согласных мягких и твердых в сумме 36 звуков, поэтому отыскать их сложнее, чем стоящие меньше гласные.
  • Как и в предыдущую игру, сюда можно добавить разграничение по категориям. Однако здесь это будет скорее подсказкой, чем усложнением. После сужения круга поисков, слово подберется легче и быстрее.
  1. Для детишек, только начинающих изучать фонетику, следует подбирать игровую программу несколько проще предыдущих. Например, можно перечислять различные предметы, расположенные в квартире с тем, чтобы на таком наглядном примере объяснить, какой из звуков в слове мягкий, а какой – твердый. В таком занятии предпочтение отдается не только наглядности предмета, но и проговариванию вслух. Если в помещении имеется меловая или маркерная доска, лучше всего записать слово на ней, разделив его на слоги и определив вместе с ребенком градацию звуков. Использовать для записи можно и обычный лист, тогда при помощи цветных карандашей появится возможность для цветового обозначения, которое предлагается в предыдущей игре.

как определить мягкий согласный звук

  1. В следующую игру лучше всего играть группой из нескольких детей. В зависимости от навыков остальных обучающихся, первый играющий называет слово любой длины и сложности, следующий за ним участник по буквам проговаривает его, характеризуя каждый согласный. Указав все верно, игрок придумывает слово той же сложности для следующего, и так по кругу. Ответивший неправильно выходит из игры, а последний оставшийся участник становится победителем.
  1. Как только станет понятно, что с основами определения звуков ваш ученик начальной школы ознакомился, можно перейти к самому серьезному заданию: составлению сказки из слов, выбранных папой или мамой. Составив схему из цветов и складывая эти схемы в предложения, взрослый подсказками помогает малышу придумать небольшую историю по принципу составленного выше слова «МЕДВЕДЬ». Подготовить и продумать схему следует заранее, что добавляет определенных сложностей и временных затрат, однако, как показывает практика, первоклассники любят эту игру больше всего.

Используйте указанные игры и упражнения не только во время учебных занятий дома, но и во время прогулок, поездок в автобусе и т.д. И в скором времени ваш ребенок будет знать, как правильно охарактеризовать согласные звуки русского языка в словах.

Шишкина школа — видео по теме

Звонкие и глухие звуки

Согласные звуки также классифицируются на звонкие и глухие. Первые состоят из голоса и шума, а вторые — только из шума.

К категории звонких относятся: [Б], [Г], [Д], [Ж], [З], [В], [Й], [Л], [М], [Н], [Р].

В группу глухих входят: [К], [П], [Х], [Ц], [Ч], [С], [Т], [Ф], [Ш], [Щ].

Большинство согласных могут образовывать пары по глухости и твердости:

[Б]—[П] [В]—[Ф] [Г]—[К] [Д]—[Т] [З]—[С] [Ж]—[Ш]

Глухие и звонкие согласные легко запомнить с помощью двух предложений:

  • «У ЛьВа и ЖаБы МНоГо ДРуЗеЙ» (Звонкие)
  • «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фу!» (Глухие).

Их можно зазубрить или распечатать запоминайку на отдельной карточке.

Читайте также:  Урок окружающего мира с презентацией «Комнатные растения», УМК «Школа России», 2 класс

Звонкие и глухие звуки

Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.

Типичная ошибка: Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.

Иногда детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки. Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.

Классификация гласных

Классификация гласных звуков русского языка связана с местом и способом их образования и возможна по нескольким основаниям.

По подъёму

Язык в ротовой полости может быть опущен или поднят к нёбу. В зависимости от его положения выделяются гласные звуки:

  • верхнего подъёма. Иначе их называют ещё узкими: язык высоко поднимается, образуя узкую щель. Это звуки [и], [ы], [у];
  • среднего подъёма. Язык ниже, чем при произнесении гласных предыдущей группы. Это звуки [э], [о];
  • нижнего подъёма. Язык полностью опущен, оставляя широкое пространство до нёба. Это звук [а], его ещё называют широким.

В русском языке различаются три подъёма, в некоторых есть все четыре из возможных.

По ряду

Учитывается горизонтальное положение языка. Гласные звуки бывают:

  • переднего ряда. Язык выдвинут вперёд. Это звуки [и], [э];
  • среднего ряда. Язык занимает серединное положение. Это звуки [а], [ы];
  • заднего ряда. Язык отодвинут назад. Это звуки [у], [о].

По участию губ

Гласные [о] и [у] образуются путём вытягивания губ в трубочку. Они называются лабиализованными (или огубленными). Остальные гласные ([а], [э], [и], [ы]) называются нелабиализованными (или неогубленными).

Объединить все классификационные признаки гласных звуков можно в таблице:

ПодъёмПередний рядСредний рядЗадний ряд
верхний И Ы У
средний Э О
нижний А
Нелабиализованные Лабиализованные

Ещё одна полезная таблица звуков и букв

lazy_placeholder-1411251

Источники

  • https://konspektiruem.ru/konspekt/logopedicheskogo-zanyatiya-tverdye-i-myagkie-soglasnye.html
  • https://ChildAge.ru/obuchenie-i-obrazovanie/nachalnaya-shkola/tverdyie-i-myagkie-soglasnyie-zvuki-1-klass-tablitsa-pravilo.html
  • https://b1.cooksy.ru/articles/glasnye-bukvy-udarnye-i-bezudarnye-soglasnye-myagkie-i-tverdye/
  • https://malchishki-i-devchonki.ru/kak-nauchit-rebenka-harakterizovat-zvuki-glasnye-i-soglasnye-tverdye-i-myagkie.html
  • https://skysmart.ru/articles/russian/glasnye-zvuki-i-bukvy
  • https://RusskiiYazyk.ru/fonetika/tvyordye-i-myagkie-soglasnye.html
  • http://kinderinfo.ru/tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki/
  • https://orechi.ru/razvitie-rechi/tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-pravila-tablitsy
  • http://naymenok.ru/lenta-bukv-i-zvukov/
  • https://www.rastut-goda.ru/junior-student/8657-kak-nauchit-rebenka-razlichat-tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-1-klass.html
  • https://ZvukiBukvy.ru/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5

Оцените статью
Всё о самом замечательном периоде жизни будущей мамы