Что должен уметь ребенок в 5 лет: познавательные и моторные умения

chto-dolzhen-umet-rebenok-v-5-let-poznavatelnye-i-motornye-umeniya-2 Развитие
Содержание
  1. Особенности развития детей 5 лет
  2. Что должны уметь дети в 5 лет
  3. Знания и умения познавательного характера
  4. Особенности развития внимания и памяти
  5. Что должен уметь ребенок в 5 лет
  6.   Физическое развитие
  7.   Гигиенические навыки
  8. Социальные навыки
  9.  Интеллектуальные навыки
  10.   Развитие речи
  11. Речь
  12. Задания и занятия
  13. Психология
  14. Общие советы родителям
  15. Физическая форма
  16. Мелкая моторика
  17. Видео развитие ребенка в возрасте пяти лет
  18. 3. Познавательная деятельность. Что должен уметь пятилетний ребенок
  19. 3.1 В области «Окружающий мир»
  20. 3.2 В области элементарной математики:
  21. Чему следует научиться.
  22. 3.3 В области развития речи
  23. Восемь игр, в которые обязательно нужно играть с ребенком летом
  24. Игра «в школу»
  25. «Найди пару»
  26. «Цепочка слов»
  27. «Ищем букву»
  28. «Следи за пальцем»
  29. Игра «в магазин»
  30. «Знаю все во дворе»
  31. Навыки самообслуживания
  32. Физические показатели
  33. Нормы роста и веса
  34. Социально, эмоциональное развитие
  35. Мелкая моторика
  36. Моторно-двигательные умения
  37. Что должны уметь дети рисовать в 5 лет
  38. Математические знания
  39. Тест
  40. Эмоциональный аспект развития детей
  41. Специфика интеллектуального развития
  42. Физиологическое развитие детей от 5 до 7 лет: точная таблица
  43. Что должны уметь дети в 5.5 лет: ФГОС памятка для родителей

Особенности развития детей 5 лет

Данный возраст относится к среднему дошкольному. Можно cчитать, что ребенок находится на середине пути к школе. Следовательно, уже важны определенные достижения в развитии познавательных процессов.

Достижения в 5 лет

Примерно с 5 лет начинает быстрыми темпами развиваться устойчивость внимания. Формируется произвольность, позволяющая частично управлять вниманием.

Так как внимание является особым психическим процессом, сопровождающим восприятие, память, воображение и мышление, обогащается развитие и этих познавательных процессов.

iQsha RU

Что касается восприятия, пятилетки различают все оттенки спектра, выделяют параметры размеров предметов и фигур. То есть, они понимают, что есть длина, ширина, толщина, глубина.

В среднем дошкольном возрасте выстраиваются эталонные ряды, позволяющие осознавать ребенку такие характеристики как «меньше – больше – еще больше» или «низкий – выше – еще выше – самый высокий».

Зрительное восприятие приобретает такую особенность как последовательность рассматривания. Теперь взгляд ребенка не перескакивает хаотично от одной точки к другой, а движется более упорядочено. Это важное возрастное приобретение, позволяющее формировать более точные образы предметов.

Уровень развития воображения позволяет 5-летним детям включать в игру сказочных героев. Они могут убегать от Змея Горыныча, играть роль Феи с волшебной палочкой. Воображение способствует созданию детализированных объектов для сюжетных игр.

Например, дети усаживаются в песочнице, как будто они сидят в автомобиле, кто-то выступает водителем. Девочки «накрывают» на стол, используя листочки, веточки и другие природные материалы.

Память ребенка приобретает важнейшее качество — опосредованность. Дети в 5-6 лет запоминают гораздо больше, чем младшие дошкольники. При этом они опираются на сходство предметов, на картинки.

Еще больше запоминанию способствует словесно-логический подход. Благодаря интенсивному развитию речи на данном возрастном этапе ребенок самостоятельно устанавливает смысловые связи между понятиями, и так лучше усваивает. Этим объясняется стремление детей поправлять взрослого, который рассказывает любимую сказку своими словами.

У детей пятилетнего возраста доминирует наглядно образное мышление. Они уже больше опираются не на действия, как малыши, а на образы и представления объектов. Формированию образного мышления способствует то, что в 4-5 лет дошкольники активно подражают взрослому и постоянно моделируют отношения взрослого мира в своих играх.

Также в этом возрасте начинает складываться логический способ мышления. Ребенок многое замечает, анализирует, сравнивает. Рассуждения и вопросы пятилеток связаны с познавательными интересами. Чтобы что-то уяснить, дошкольник задает цепочки уточняющих вопросов.

Что должны уметь дети в 5 лет

В среднем дошкольном возрасте уже несложно провести диагностику, чему научился ребенок, на каком уровне находится развитие познавательных процессов. Взрослым важно помнить, что любое тестовое задание нужно преподносить 5-летним детям в игровой форме. За норму принимают средние показатели, обобщенные на основе психологических исследований.

Знания и умения познавательного характера

Осведомленность

1.Может рассказать о себе и своих родителях (имя, фамилия, кем работают). Знает свой адрес, название города/поселка/деревни. Знает, в какой стране живет.

2.Различает времена года и называет их признаки. Перечисляет все дни недели в принятой последовательности и почти все месяцы.

3.Верно определяет актуальное время суток и ориентируется, как происходит смена суточных периодов (утро-день-вечер-ночь).

4.Правильно называет многие пары животных и их малышей (собака – щенок, корова – теленок и пр.)

5.Дает описание всех предметов обихода, популярных растений («ложка – то, чем едят», «роза – красивый цветок с колючками» и т.д.).

6.Осведомлен в основных профессиях (врач, водитель, учитель, продавец, строитель и пр.)

7.Отличает возможное от нереального. Верно трактует картинки-небылицы: «Так не бывает», «Это неправильно», «Очень смешно». Поясняет, что должно быть изображено на картинке.

Воспринимаем-мыслим

Восприятие

1.Уверенно выделяет следующие признаки: цвет и форма. Для проверки предлагайте ребенку собрать все детали треугольной (квадратной) формы, выбрать или указать на картинке предметы определенного цвета.

2.Демонстрирует восприятие пространства – понимает и употребляет в речи слова «слева», «справа», «впереди», «сзади», «напротив», «рядом» и т.п.

3.Складывает картинку из четырех частей, причем делает это методом зрительного соотнесения. Только в сложных случаях (когда изображен неизвестный ему предмет) прибегает к методу проб.

Память

1.Предложите ребенку послушать и запомнить слова. Слуховая память ребенка соответствует норме, если из 10 простых слов он запоминает и воспроизводит 6-7.

2.Разложите пять небольших предметов. Пусть дошкольник на них внимательно посмотрит, а потом отвернется. Поменяйте два предмета местами. Зрительная память соответствует возрастным нормативам, если, посмотрев вновь на набор предметов, ребенок сможет восстановить прежнюю раскладку.

Мышление

1.Выделяет признаки каждого времени года и времени суток.

2.Из четырех специально подобранных изображений исключает лишнее (например, яблоко, груша, слива, огурец) и поясняет, почему не подходит этот объект к группе.

3.Называет обобщающее понятие для группы слов. Знает понятия овощи, фрукты, посуда, транспорт, мебель, продукты, одежда, домашние и дикие животные, птицы, цветы и пр.

4.Устанавливает логические связи между парами понятий, рассматривая соответствующие изображения на карточках. Например, птица – дерево, варежки – лыжи, заяц – морковка.

5.Находит сходство и отличие между двумя подобными изображениями или реальными предметами, отмечая существенные признаки. (Чем похожи стол и стул? Чем отличаются?)

Речевое развитие

1.Пересказывает содержание услышанной сказки или детского рассказа.

2.Ребенок 5-ти лет использует все части речи. Чтобы проверить активный словарный запас, покажите ему серию картинок, связанных единым динамичным сюжетом (5-6 картинок). После двухминутного рассматривания предложите ребенку составить рассказ по картинкам. Обратите внимание на наличие в детской речи существительных, прилагательных, глаголов, наречий, местоимений, союзов и предлогов. В соответствии с нормативами перечисленные части речи должны присутствовать.

3.Образовывает форму множественного числа на основе единственного и наоборот (стул – стулья, деревья – дерево).

Математические умения

1.Знает все цифры, умеет считать от 1 до 9 и в обратном порядке.

2.Понимает количественное соотношение больше-меньше. Умеет выравнивать количество предметов в двух наборах, добавляя или убирая предметы из соответствующего набора.

3.Умеет использовать порядковые числительные: первый, второй, третий…

4.Знает основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Перечисленными знаниями и умениями дети могут владеть уже в 5 лет или к 6-ти годам. Это основа того, что ребенок должен знать к 1 классу.

Особенности развития внимания и памяти

У детей в пять лет память находится в так называемом переходном состоянии. Сейчас карапуз уже осознает, что может запоминать предметы, людей и события не только на бессознательном уровне, но и осознанно. Непоседа легко заучивает довольно большие стихотворения, запоминает песенки с ранее незнакомыми словами.

Особенности развития внимания и памяти

В 5.5 лет ребенок должен уметь следующее:

  • Концентрировать внимание на одном занятии в течение 15-20 минут.
  • Запоминать очередность 8 предметов, удерживать их в своем поле зрения.
  • Определяет, какой предмет появился, а какой исчез из списка.
  • Легко находит отличия на двух картинках.
  • Запоминает и рассказывает стишки, пересказывает прозу.
  • Может составить простой сюжет по картинкам.
  • Помнит, что происходило вчера, сегодня, может рассказать об этих событиях.
  • Запоминает значение новых слов, правильно использует их в своей речи.

В 5.5 лет ребенок должен уметь ответить на простые вопросы взрослого, например, «Что ты делал в саду», «Что вы ели на обед», «Чем занимались с бабушкой» и так далее.

Что должен уметь ребенок в 5 лет

 

  Физическое развитие

  • Легко меня скорость бега, ускоряться или замедляться.
  • Делать простые упражнения, основанные на ходьбе: шагать на носках и пятках, двигаться приставными шагами, бежать высоко поднимая колени или закидывая ноги назад.
  • Ловить и бросать мяч.
  • Прыгать на двух ногах, спрыгивать с физкультурной скамейки и перепрыгивать через небольшие препятствия.
  • Уметь следовать правилам простых спортивных игр.

 

  Гигиенические навыки

  • Самостоятельно есть, пользуясь столовыми приборами.
  • Чистить зубы, умываться, мыть руки после прогулки и перед едой.
  • Раздеваться и одеваться, самостоятельно застегивая одежду.

 

Социальные навыки

  • Здороваться, прощаться и благодарить в соответствующих ситуациях.
  • Активно контактировать со сверстниками в знакомом коллективе, участвовать в общих играх.
  • Слушать инструкции родителя или педагога и выполнять их.

 

 Интеллектуальные навыки

  • Знать простые геометрические формы (круг, квадрат, пирамида).
  • Знать основные цвета.
  • Знать цифры и считать в пределах десяти
  • Знать дни недели и месяцы. Понимать, что такое часы и минуты.
  • Владеть основами анализа: определять, что было причиной, а что — следствием; уметь группировать предметы по общим признакам.

 

  Развитие речи

  • Составлять развернутые предложения.
  • Изменять слова при помощи приставок и суффиксов.
  • Подбирать к словам синонимы и антонимы.
  • Делить слово на слоги.

Ваш ребенок уже знает и умеет все это? Тогда перед вами стоят новые важные задачи! Через пару лет ваш малыш сядет за парту и, разумеется, нужно заранее подготовить его к такому важному жизненному этапу. Основа учебы в этом возрасте – игра. Поэтому мы расскажем вам о важных играх, которым нужно уделять внимание как можно чаще.

Речь

Ребенок в 5 лет должен уметь составлять развернутые предложения, помогающие ему донести мысль до собеседника, использовать не только конкретную лексику, но и абстрактные слова.

Особенности речевого развития следующие:

  • минимальный словарный запас – 2500 слов;
  • все звуки произносятся правильно;
  • ребенок в состоянии подробно рассказать о себе: описать прожитый день, передать, чем именно он занимался, получал ли от этого удовольствие. В итоге должен получиться связный рассказ из 5-6 предложений, объединенных между собой единой тематикой.

О нормальном развитии памяти свидетельствует способность ребенка выучить несложный стишок из 2-3 четверостиший, пересказать в подробностях услышанную сказку. Пятилетки способны объяснять своими словами содержание простых пословиц («Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»).

umeniya-v-5-let4-4979307
Ребенок собирает конструктор

Задания и занятия

  1. Приготовить заранее черно-белые карточки с изображением двух групп предметов (например, овощи и фрукты, животные и птицы, посуда и мебель). Попросить раскрасить одну группу в один цвет, другую — в другой.
  2. Распечатать готовые карточки задания «найди лишнее». Попросить ребенка назвать каждый предмет, исключить лишний и объяснить свой выбор.

Читайте более подробно про развивающие занятия для детей 4-5 лет.

Психология

фото 1
Психологи называют 5-летний возраст одним из самых простых в воспитании и развитии: основные кризисы остались в прошлом или ждут в будущем.

В 5 лет ребенок уже формирует собственное мнение, но все еще способен идти на компромисс.

С ним легко договориться, если спокойно объяснить ему, почему нужно сделать так, а не иначе.

СПРАВКА! В 5-летнем возрасте дети остро реагируют на критику.

Ребенок 5-летнего возраста очень любознателен, задает много вопросов, хочет все узнать и каждое открытие воспринимает с большой радостью.

В общении дети уже выделяют тех, кто нравится и кто не очень. Они способны сами определять свой круг общения, отказываться от дружбы с неприятными ему ровесниками и взрослыми.

Читайте также:  Почему ребенок стоит на цыпочках, пальчиках, плохо стоит на ножках, не стоит: что делать, как лечить, стоять

Один большой минус — неумение по-взрослому проявлять свои эмоции и мысли. Дети склонны грубить, агрессировать, потому что не знают, как объяснить, что им не нравится явление, вещь или человек. Задача родителей — обучить его этому.

Общие советы родителям

Малыши в 5 лет стремительно развиваются как с физической стороны, так и в психологическом аспекте. Сейчас им очень важна поддержка родителей. Чтобы наладить тесный контакт со своим чадом и оказаться рядом в трудную минуту мама и папа должны помнить несколько важных советов. Давайте их рассмотрим:

  • Все время следите за своим тоном. Нельзя повышать голос и переходить на крик. Тон должен быть доброжелательным. Если даже кроха в чем-то провинился, нужно постараться спокойно объяснить, почему так делать нельзя.
  • При любых обстоятельствах старайтесь выслушать непоседу. Даже если вы немного заняты, нельзя перебивать ребенка.
  • Четко обозначьте правила поведения для своего чада. Если определенные вещи запрещены, не меняйте своего решения. Главное, не сдавать позиции самому взрослому. Если вы сказали, что на сегодня смотреть телевизор хватит, запрет должен оставаться запретом.
  • Иногда случается так, что малыш стал замкнутым, его тяжело разговорить, он перестал делиться своими мыслями со взрослыми, агрессивно реагирует на сверстников. Здесь необходима консультация специалиста. Нужно показать кроху психологу или неврологу.
  • Будьте терпимы, если сын или дочка выполняет элементарные вещи (чистит зубы, умывается, одевается) медленнее, чем вам бы этого хотелось. Не забывайте, что вы тоже не сразу освоили те или иные навыки.

Старайтесь во всем поощрять любознательность карапуза, отвечайте на его вопросы четко и развернуто. Ведь для своего всезнайки вы пока являетесь главным источником информации. Постарайтесь проводить с ним время за чтением книг, будьте эрудированными.

Советы

Если вы не можете ответить на тот или иной вопрос, поищите ответ на него в книгах или интернете вместе со своим чадом. Кроме этого, важно помнить такие советы:

  • Обязательно следите за тем, чем интересуется дошкольник в 5 лет. Старайтесь как можно лучше развить его навыки в этой сфере. Возможно, у вас в семье растет маленький астроном или биолог. При этом навязывать свои интересы нежелательно. Если сын или дочка не хочет заниматься музыкой, не нужно отдавать его в музыкальную школу.
  • Постарайтесь стать положительным примером. Следите за своими поступками и эмоциями. Даже если вы в чем-то ошиблись, не бойтесь признать вину и исправиться.

Психологи делают акцент на том, что ни в коем случае нельзя сравнивать своего малыша с другими, говорить, что у него что-то получается хуже, чем, например, у соседского мальчика. Это больно ударит по самооценке. Не выдвигайте требований, которые крохе попросту не по плечу в силу его возраста. Если у него что-то не получается, постарайтесь поддержать и помочь. Это наладит доброжелательные отношения и поможет вырастить полноценную личность.

Если вас интересует размерная сетка для детей, предлагаем почитать подробную информацию в этой статье.

Физическая форма

В этом возрасте не должно быть проблем с физической координацией. Малыш уже в курсе всего, на что способно его тело и старается постоянно пользоваться этими возможностями. Если регулярно заниматься и давать различные задания, то развитие ребёнка в 5 лет будет следующим:

  1. Он умеет быстро бегать на расстояние пятьдесят метров. Может обегать лужу, перепрыгнуть через небольшую ямку.
  2. По каким умениям судить об умственном развитии ребенка
    Без проблем стоит на одной ноге несколько секунд.
  3. Прыгает энергично на двух ногах.
  4. Умеет перескакивать с одной ноги на другую.
  5. Легко прыгает вперёд.
  6. Может залезть на гимнастическую стенку.
  7. Легко спускается и поднимается по лестнице, даже если несёт в руке что-либо.
  8. Уверенно бросает мяч на два метра впереди себя. Может специально целиться для этого.
  9. Каждой рукой по очереди может бросать мяч на расстояние от двух до пяти метров.
  10. Может приступить к осваиванию двухколёсного велосипеда.
  11. Выносливость малыша в этом возрасте увеличивается, он может долго гулять, особенно если прогулки наполнены новыми впечатлениями.

В таком возрасте развитие ребёнка уже позволяет осваивать новые виды спорта и физические упражнения. Его можно начинать ставить на коньки, проводить занятия плаванием, кататься на лыжах. Эти занятия также являются подготовкой к школе, когда ребенку 5 лет.

Мелкая моторика

У детей должна быть хорошо развита мелкая моторика, поэтому родители должны в этом направлении регулярно заниматься. Эти упражнения можно считать подготовкой к школе 5-летнего ребёнка. Он должен уметь следующее:

  1. Правильно держать карандаш или ручку.
  2. Разукрашивать раскраски, не вылезая фломастером за контур. Разумно подбирать цвета.
  3. Рисовать фигурки по примеру или буквы по клеточкам.
  4. Лепить из пластилина простые фигуры.
  5. Не только завязать, но и развязать узел на верёвочке.

Читайте также:  Тест на беременность: принцип действия и точность

Видео развитие ребенка в возрасте пяти лет

3. Познавательная деятельность. Что должен уметь пятилетний ребенок

Познавательная деятельность. Что должен уметь пятилетний ребенок

3.1 В области «Окружающий мир»

Знает:

  • свое имя и фамилию, адрес, имена родителей, их профессии, название своего города, села;
  • название столицы своей Родины, главные достопримечательности своего города;
  • о важности солнца, воздуха и воды для жизни;
  • виды транспорта, предметы бытовой техники, некоторые инструменты.

Умеет:

  • определять материал – бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса;
  • делать обобщения (стул, шкаф – это мебель; платье, носки – это дежда).

3.2 В области элементарной математики:

К пяти годам ребенок научился:

  • сравнивать количество предметов в группах до 5 на основе счёта при помощи приложения и наложения;
  • различать круг, квадрат, прямоугольник, треугольник;
  • группировать предметы по цвету, размеру, форме;
  • понимать смысл слов, обозначающих части суток и определять их;
  • называть времена года, их признаки, последовательность.

Чему следует научиться.

Сформировать понятия:

  • о порядковых (первый) и количественных (один) числительных до 10;
  • о том, что такое четырехугольник (квадрат и прямоугольник – это четырехугольники);
  • о еще одной геометрической фигуре – овал.

Научиться:

  • уравнивать две группы предметов (+1 и -1);
  • отсчитывать заданное количество предметов (до 10) из большого количества;
  • познакомиться с цифрами от 1 до 9;
  • понимать, как составить число 5 из единиц;
  • соотносить фигуры объемные (шар) и плоскостные (круг);
  • выкладывать предметы по длине (от короткого к длинному), по высоте (от низкого к высокому), по ширине (от узкого к широкому);
  • сравнивать на глаз предметы по показателям высоты, ширины, объема;
  • проверять сравнение путем наложения и приложения;
  • ориентироваться в понятиях «вчера», «сегодня», «завтра», а также «сначала», «потом»;
  • называть времена года, части суток, дни недели.

В области элементарных математических представлений рекомендуются «Танграм», пазлы, сортировщики, простые головоломки, игры с цифрами до 5, различные «Путаницы» (Какой цифры не стало?), составление узоров из геометрических форм, «Скажи наоборот» (ручей узкий, река широкая), «Найди лишнее» и другие.

ВНИМАНИЕ! До достижения ребенком 7 лет игровая деятельность является ведущей. Поэтому не надо говорить ребенку: «Пойдем заниматься». Надо призывать его пойти поиграть. Излишний дидактизм может убить в ребенке желание и стремление к школьному обучению.

3.3 В области развития речи

К пяти годам ребенок полностью овладевает связной речью. К сожалению, в настоящее время наблюдается большой процент детей с речевыми нарушениями.

ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ! Звуковая сторона речи – важный показатель для дальнейшего школьного обучения. Если ребенок в 5 лет пропускает или заменяет звуки, «проглатывает» слова, не может построить грамматически правильное предложение, следует срочно обращаться к логопеду. Тянуть нельзя!

Нервная система дошкольника пребывает в стадии формирования. В коре головного мозга формируются нейронные связи, которые закрепляют звукопроизношение. Корректировать речевые патологии надо, пока нервная система лабильна и способна к изменениям. По достижении 7 лет исправить речевые недостатки будет гораздо сложнее, коррекция займет намного больше времени.

Пятилетка может:

  • называть любимые литературные произведения и фамилии некоторых авторов;
  • рассказать короткую сказку, не изменяя последовательности сюжета;
  • заучивать наизусть и выразительно декламировать короткое стихотворение в 8 строчек и более;
  • исполнять роли в драматизации знакомых сказок, стихотворений;
  • составлять последовательный рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок;
  • составлять небольшие описательные рассказы («Зимние забавы», «Как Дед Мороз подарки потерял»);
  • подробно пересказывать знакомые рассказы и сказки;
  • определять место звука в слове;
  • сравнивать слова по длительности;
  • на слух определять слово с заданным звуком;
  • принимать участие в беседе со сверстниками или взрослыми;
  • высказывать свою точку зрения (согласен или не согласен);
  • в разговоре использует все части речи;
  • подбирает к заданному существительному прилагательные;
  • находит синонимы к заданному слову (красивый – прекрасный).

Для развития речи существует много различных занимательных игр. Из них можно порекомендовать:

  • «Подбери вопрос — кто? или что?» на определение живого и неживого;
  • «Угадай животное по признаку» (белый, маленький, пушистый – это заяц);
  • «Порядок в квартире» на соответствие предмета его месту;
  • «Письмо бабушке» — составление связного рассказа;
  • «Огород» — классификация фруктов, овощей и ягод по видовому признаку;
  • «Подбери красивые слова» — подобрать прилагательные к существительному «яблоко» — красное, круглое, вкусное, полезное;
  • «Путешествие в азбуку» — знакомство с буквами.

Развитие связной речи невозможно без чтения и обсуждения детских литературных произведений. Самыми популярными являются народные сказки. Пятилетки способны понимать юмор в литературе. Примером могут послужить рассказы Н. Носова.

Рекомендуются к прочтению произведения Э. Успенского, «Буква «Ты» и другие рассказы Л. Пантелеева, «Паровозик из Ромашково» Г. Цыферова, «Домовенок Кузька» Т. Александрова, «Трям, здравствуйте!» С. Козлова, «Сипсик» Эно Рауд.

Можно ежедневно читать по одной главе из «толстых» книг. Это «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, «Приключения Чиполлино» Дж. Родари, «Золотой ключик или приключения Буратино» А. Толстого, «Конек – горбунок» П. Ершова, «Повести о Малыше и Карлсоне» А. Линдгрен.

Родители могут записать пятилетнего сына или дочь в детскую библиотеку. Интерес и любовь к литературе, которая возникнет у ребенка в этом возрасте, не погаснет. Книга останется лучшим другом малыша.

Восемь игр, в которые обязательно нужно играть с ребенком летом

Игра «в школу»

Особенно важна эта игра, если ребенок не посещает детский сад и курсы подготовки к школе, но и для ребенка, но полезна игра будет для всех детей, ведь в ней ребенок может побывать «по ту сторону баррикад» — побывать как в роли ученика, так и в роли учителя. Главное, что должен усвоить ребенок в игре – суть урока: внимательно выслушать учителя и выполнить задание!

«Найди пару»

Концентрация внимания – один из самых важных аспектов подготовки к обучению. Незаменимой помощницей станет игра «найди пару», где необходимо открывать и снова закрывать карточки с картинками, стараясь открыть подряд две одинаковые картинки.

«Цепочка слов»

В таком возрасте малыш уже с удовольствием пересказывает любимую сказку или описывает интересное происшествие на прогулке. Это непроизвольная память – мы легко вспоминаем то, что нам интересно, впечатлило, поразило воображение. Однако нужна и произвольная память, когда приходится запоминать существенную информацию. Оптимальный вариант тренировки произвольной памяти – разучивание стихов, однако есть игра, которая станет настоящим тренажером памяти: запоминать цепочки слов, постепенно удлиняя их. К примеру, вы называете три несвязных предмета и просите ребенка повторить перечень – он легко с этим справляется. Теперь добавьте четвертый предмет и попросите повторить удлиненную цепочку. По очереди добавляйте по слову, пока кто-то не собьется!

«Ищем букву»

Многие дети, которые уже знают буквы, еще не умеют читать. Игра, которая одновременно тренирует внимание и готовит ребенка к чтению – поиск буквы. Например, попросите найти на странице детской книжки буквы «А». Посоревнуйтесь, кто найдет больше букв? Где буква стоит в начале, а где в конце слова? Какая буква стоит рядом?

«Следи за пальцем»

Следующий этап легкого и непринужденного обучения чтению – читать ребенку вслух, так, чтобы он хорошо видел страницу детской книги. Для наглядности, ведите пальцем вдоль читаемого слова. Не торопитесь, ребенок должен успеть узнать буквы! Так ребенок запоминает связь между словом и его написанием.

Читайте также:  Можно ли грудничку спать на животе, как научить младенца правильному сну

Игра «в магазин»

Самый простой и естественный способ обучения счету – игра «в магазин». Ребенку нужно будет сопоставлять имеющуюся у него сумму и стоимость «товара», определять сколько «товаров» он сможет приобрести или продать, учиться отсчитывать сдачу – все это навыки сложения и вычитания. И даже немного деления и умножения – если придется, к примеру, покупать «яблоки» для трех кукол, чтобы все досталось поровну!

«Знаю все во дворе»

Аспект развития, которым часто пренебрегают родители – знание окружающего мира. Расскажите ребенку, как называются деревья, растущие во дворе и ближайшем парке. Научите его отличать ель от сосны и лиственницы, березу – от осины. Самое время рассказать ему, чем отличаются голуби от воробьев и синиц, и научить узнавать городских птиц. Чтобы занятие не было скучным, превратите его в соревнование: кто во время прогулки насчитает больше голубей, елей и одуванчиков? Можно создать и простой гербарий – это будет первый научный проект малыша!

Пятилетки могут практически полностью себя обслуживать и обладают следующими навыками:

  • Чистят зубы;
  • Моют руки;
  • Одеваются и раздеваются;
  • Застегивают пуговицы, молнии;
  • Завязывают шнурки.

Навыки самообслуживания

Физические показатели

У ребенка уже хорошо развита координация движений. К физическим задачам, с которыми должен справляться ребенок 5 лет, относят:

  1. Быстрый бег на достаточно большие расстояния, в том числе с препятствиями (ямы, камни, пеньки ребенок должен обегать);
  2. Ловля мяча и бросок, удар по мячу рукой или ногой;
  3. Уверенная походка по узкой дорожке или бордюру;
  4. Качание на качелях, каруселях, прыжки и кувырки;
  5. Поднимание и спускание по вертикальной лестнице, фиксация на перекладине двумя или одной руками;
  6. Удерживание на канате, редко — способность взбираться по нему;
  7. Способность выдерживать длительные прогулки на большие расстояния.

Нормы роста и веса

Калькулятор роста и веса ребенка Выберите пол и возраст ребенка, чтобы узнать какими должны быть параметры вашего чада согласно нормам ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) Мальчик
МальчикДевочка
Девочка Выберите возраст летРассчитать Вес Низкий кг Средний кг Высокий кг Рост Низкий см Средний см Высокий см

Социально, эмоциональное развитие

На пятом году жизни у детей почти не бывает проблем в общении с незнакомыми детьми, малознакомыми взрослыми. Развивается желание играть в коллективе. Дети охотно идут на контакт, знакомятся, вместе играют. Легко находят общий язык с окружающими, с благодарностью отвечают на проявленное внимание.

Мальчик моет посуду

Дошкольники этого возраста практически бесконфликтные, легко соглашаются со взрослыми. Не спорят, почти не капризничают. С большим удовольствием впитывают любую новую информацию. В 5 лет уже можно отдавать детей для занятий в различные виды секций, где малыши будут заниматься.

Если малыш застенчив, стесняется или боится сам пойти на контакт с другими детьми, ни в коем случае не стоит ругать его, особенно при других детях. Лучший выход устроить совместную игру: построить замок в песочнице, для чего пригласить всех детишек участвовать, или запускать воздушного змея. В процессе совместной игры исчезнет страх перед малознакомыми детьми, дошкольник заведет себе новых друзей.

Решить проблемы общения помогут небольшие сценки или спектакли дома, разыгрывайте сказки, придумывайте ситуации — допустим, дошкольник пошел в магазин или устраивайте чаепитие для кукол с гостями.

Дети занимаются с учителем

Мелкая моторика

В развитии ребенка 5 лет особое значение играет мелкая моторика, ведь именно сейчас ведется активная подготовка к школе. Какими же навыками должен обладать малыш?

  • Лепить из пластилина.
  • Вырезать ножницами (не просто по прямой линии, но и по кругу).
  • Правильно держать в руках кисточку, ручку, пользоваться ими.
  • Писать цифры, буквы. Регулировать силу нажима на карандаш.
  • Раскрашивать и заштриховывать картинки, не выезжая за контур.
  • Рисовать иллюстрации с сюжетом.
  • Завязывать и развязывать шнурки.
  • Складывать пазлы.
  • Собирать фигурки из конструктора.

Все движения пальцами и кистями становятся более ловкими, четкими, скоординированными.

Родителям очень важно приучать ребенка к самостоятельному решению проблем, поэтому без крайней необходимости помогать ему не стоит.

umeniya-v-5-let5-8780993
Дети играют

Моторно-двигательные умения

Дошкольники среднего возраста уверенно пользуются ручкой и карандашом. Они раскрашивают изображения, соблюдая контуры. Могут проводить линию в нарисованных дорожках-лабиринтах так, чтобы не касаться стенок лабиринта.

Пятилетний ребенок должен уметь нарисовать треугольник или четырехугольник, ориентируясь на образец.

Что должны уметь дети рисовать в 5 лет

Пятилетний ребенок правильно использует пространство листа. Выделяет верх и низ рисунка, появляется композиция изображения – дом и человек рядом, солнышко находится в небе и пр.

Рисование

Важно, что ребенок 5-ти лет называет каждый изображенный на листе объект и объясняет, как все они связаны между собой. Это значительный прогресс по сравнению с младшими дошкольниками.

Если взрослые создают ребенку условия для рисования, то в 5 лет он уже умеет изображать многие предметы и объекты, применяя обобщенные формы:

  • туловище животных изображает овалом;
  • деревья рисует с вертикальным стволом и ветками, расположенными примерно под одним и тем же углом к нему;
  • отражает симметричные детали (усы кота обязательно изображает с двух сторон, девочку рисует с двумя косичками);
  • типовые линейные детали наносит на лист с одним и тем же наклоном (забор, трава, лес), прослеживается ритм;
  • использует однородные формы разных размеров (снеговик, солнце и цветок, четырехугольник как дом и будка для собаки).

Математические знания

Пять лет – возраст очень важный, это время активной подготовки к школе, поэтому в арсенал знаний ребенка входит следующее:

  • счет минимум до 10 и в обратном порядке – до 1;
  • сравнение чисел (малыш должен ответить, какое число больше – 5 или 7);
  • представление о простейших арифметических действиях – сложении и вычитании;
  • знание основных геометрических фигур (круг, прямоугольник, квадрат, линия, треугольник) – дошкольник должен понимать, чем они отличаются друг от друга, уметь их рисовать, находить на картинке, делить круг и квадрат на равные части – две и четыре.

Эти знания в дальнейшем пригодятся для успешного постижения школьной программы.

umeniya-v-5-let9-9964573
Девочка мечтает

Тест

Тест на развитие ребенка в 5 лет состоит из 7 простых заданий. Для его проведения предварительно нужно приготовить:

  • Три отдельных изображения разного времени суток (утро, вечер, ночь);
  • Картинку с 10 или более отдельными предметами, которые ребенку известны (мяч, стул, солнце и т.д.);
  • Картинку с 3 кругами разных цветов;
  • Картинку с 3 известными ребенку предметами (ложка, ручка, телефон).

Задачи:

  1. Спросить, какое сейчас время года.
  2. Спросить «почему птицы летают?» или «почему в автобусе нужно держаться за поручень?». Можно придумать свой простой вопрос с причинно-следственной связью.
  3. Попросить назвать в комнате предметы круглой (квадратной, треугольной) формы.
  4. Разложить перед ребенком картинки разных времен суток и попросить назвать их.
  5. Попросить на картинке с 10 и более предметами посчитать их.
  6. Попросить на картинке с 3 кругами назвать их цвет.
  7. Попросить рассказать, для чего нужен каждый из 3-х предметов с последней картинки.

Каждый правильный ответ отмечается знаком «+».

Если есть один «—», рекомендуется провести тест для детей 4-х лет. При наличии одного или больше минусов, ребенка следует показать детскому психологу.

Эмоциональный аспект развития детей

В 5.5 лет родители уже вполне могут понять, каким вырастит их чадо. Сейчас психика крохи уже вполне сформирована. Психологи утверждают, что именно этот возраст у детей самый спокойный. Он уже пережил кризис в 2 и 3 года, а следующий трудный период ожидается к семи годам. А сейчас маленький непоседа легко идет на компромисс, с ним можно договориться. Истерики в этом возрасте случаются редко. Ребенок может выразить свои желания словами. Чаще карапуз пребывает в хорошем расположении духа.

Эмоциональный аспект развития детей

Общаясь со сверстниками, непоседы предпочитают дружить с кем-то одним. К некоторым малышам он может проявлять неприязнь. Родители должны чаще разговаривать со своим чадом, стараться узнать, что его волнует или почему возникли негативные эмоции. В 5.5 лет мальчик или девочка умеет выражать радостные и грустные эмоции. Сильно развито чувство стеснения при общении с посторонними людьми или, если приходится выступать на публику.

Если вам кажется, что сын или дочка отстает в эмоциональном развитии от своих сверстников, можно показать его психологу. Специалист использует различные методики и тесты, позволяющие оценить психическое здоровье ребенка.

Специфика интеллектуального развития

Какими же общими знаниями обладают пятилетки?

  • Разбираются в направлениях – вперед и назад, лево и право, вверх и вниз.
  • Они хорошо понимают части суток, не путают ночь и вечер, утро и день.
  • Ориентируются во временах года и знают, что за весной следует лето.
  • Знают, что все в мире делится на живое и неживое, могут определить, относится ли конкретный предмет к живому либо неживому.
  • Многие дети этого возраста знают алфавит.

5- летние дети очень любопытны, постепенно их знания об окружающем мире начинают расширяться, они задают родителям огромное количество вопросов, на которые необходимо предоставить исчерпывающие ответы.

Если то, что интересует малыша, маме или папе неизвестно, не стоит оставлять этот вопрос. Родителям следует подготовиться, а потом поделиться информацией с сыном или дочерью в доступной им форме.

umeniya-v-5-let7-4093805
Девочка чистит зубы

Физиологическое развитие детей от 5 до 7 лет: точная таблица

Каждый малыш растет и развивается по индивидуальной схеме. Если параметры вашего чада немного отклоняются от приведенных в таблице норм, не стоит волноваться. Выявить отклонения может только врач.

Рост мальчиков

Таблица роста мальчиков

Вес мальчиков

Таблица веса мальчиков

Рост девочек

Таблица роста девочек

Вес девочек

Таблица роста девочек

Эти показатели являются средними и не могут использоваться как эталон для всех детей. Некоторые малыши сначала немного отстают в развитии, но уже очень скоро догоняют своих сверстников. Здесь многое зависит от наследственной предрасположенности, питания, условий жизни ребенка и некоторых других факторов.

Что должны уметь дети в 5.5 лет: ФГОС памятка для родителей

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, дети в пятилетнем возрасте должны уметь:

  • Называть предметы и описывать их.
  • Свободно передвигаться и ориентироваться дома и в детском саду.
  • Знать элементарные правила дорожного движения.
  • Указывать свой адрес проживания, свое имя, фамилию, а также имя и фамилию своих родителей.
  • Распознавать не менее 7 видов растений и называть их части.
  • Называть не менее 7 животных, подражать их звукам.
  • Знать 5-7 видов птиц, называть их.
  • Проявлять интерес к окружающему миру.
  • Использовать простые и сложные предложения в речи, уметь выражать свои эмоции словесно.
  • Математика: считать от 1 до 10, решать простые примеры, уметь найти цифры, нарисовать их.
  • Говорить внятно, произносить все звуки.
  • Знать названия и последовательность дней недели.
  • Рисовать, лепить из пластилина, вырезать ножницами простые фигуры.
  • Писать буквы по образцу.
  • Выполнять элементарные задания, отгадывать загадки.
  • Вступать в контакт с другими детьми, иметь коллективные навыки работы.
  • Уметь объяснять правила игры другим детям.

Кроме этого, в 5.5 лет ребенок должен уметь самостоятельно чистить зубы, умываться, надевать и снимать обувь, одежду. Должна быть хорошо развита мелкая моторика. Карапуз должен без труда брать и удерживать пальцами небольшие предметы. Дети в этом возрасте должны проявлять живой интерес к природе, заботиться о домашних питомцах. На площадке вступать в контакт с другими сверстниками, уметь вести диалог, находить общие интересы и увлечения.

По ФГОС

Родители должны во всем помогать своему чаду, учить правилам поведения и этикета. Это поможет воспитать и вырастить полноценную личность.

Источники

  • https://alldoshkol.ru/osobennosti/chto-dolzhen-umet-5-letnij-rebenok
  • https://malishzdorov.com/razvitie/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-5-5-let.html
  • https://sibmama.ru/deti-5-let.htm
  • https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/umeniya-v-5-let
  • https://vashrebenok.org/razvitie/doshkolnoe/5-let.html
  • https://krasotka.guru/zdorove/razvitie-rebyonka-v-5-let
  • https://vse-pro-detstvo.ru/razvitie_rebenka/razvitie-detey-v-vozraste-5-let-chto-dolzhen-umet-delat-rebenok-v-pyat-let
  • https://rebenokmama.ru/razvitie-rebenka-v-5-let/
  • https://www.center-sozvezdie.ru/journal/kalendar-razvitiya-chto-dolzhen-umet-rebenok-v-5-let.html
  • https://pups.su/vospitanie/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-5-let.html

Оцените статью
Всё о самом замечательном периоде жизни будущей мамы