- Особенности развития малышей
- Возрастные особенности психики и развития когнитивной сферы
- Как помочь развиваться ребенку в 2 года
- Особенности физического развития
- Развитие речи
- Психоэмоциональное и социальное развитие
- Окружающий нас мир
- Что должен уметь малыш?
- Один день из жизни ребенка
- Особенности памяти и внимания
- Психическое развитие ребёнка от 2 лет и 6 месяцев до 3 лет
- У ребёнка в этот период появляются:
- Мелкая моторика
- Работа с мелкими предметами
- Базовые навыки
- Развивающие занятия дома с мамой, упражнения на каждый день
- Развиваем речь малыша
- Координация и моторика рук
- Какая гимнастика нужна ребенку в 2 года?
- Какие танцы подходят ребенку в 2 года?
- Развитие мышления и восприятия у детей 2-3 лет
- Какие сказки нужны ребенку в 2 года?
- Социальное развитие
- Продолжаем знакомство с окружающим миром
- Расширяем круг понятий
- Фантазия
- Развитие восприятия у двухлетних детей
- Что помогает интеллектуальному развитию?
- Примерный план на неделю
- Что должен знать и уметь ребенок в 3 года
- Развитие речи
- Любимые игры
- Кризис двухлетнего возраста
- Характер поведения в переходный период
- Причины изменения поведения ребенка
- Возможные сложности
- Бытовые умения
Особенности развития малышей
Возраст 2 года – время, когда дети разных полов начинают существенно отличаться друг от друга:
- мальчики весят около 13-15 кг, их рост составляет до 92 см;
- девочки легче (до 14 кг) и меньше (не выше 90 см).
Многие дети становятся активными, любят спортивные игры, с удовольствием бегают, играют с мячом, качаются на качелях.
Возрастные особенности психики и развития когнитивной сферы
В два годика ребенок обладает яркими особенностями мышления, внимания и памяти. Представим их в форме таблицы.
Характеристика | Особенности детей в 2 года |
Мышление | Развивается абстрактное мышление.Формируется воображение (ребенок учится продумывать в уме ситуацию на основе похожих).Начинает понимать причинно-следственные связи событий.Хорошо умеет соотносить слово с предметом действительности. |
Внимание | Воспринимает те предметы и явления, которые находятся в зоне его видения.Может испытывать затруднения с концентрацией внимания. |
Память | Постепенно запоминает характеристики предметов (цвет, размер).Запоминает больше слов, у малыша формируется активный и пассивный словарный запас. |
В возрасте двух лет мышление развивается наглядно-действенно, поэтому необходимо давать возможность ребенку в руки как можно больше предметов – через соприкосновение с ними он познает мир. В два годика малышу необходимо общение со взрослыми, поэтому родителям следует как можно чаще беседовать с крохой, отвечать на его вопросы.
Как помочь развиваться ребенку в 2 года
Во-первых, как уже упоминалось выше, можно водить ребенка в клуб (в группу общего раннего развития), заниматься с ним творчеством (рисование, лепка, поделки и так далее) и подбирать подходящие игры дома. Кроме того, можно помочь малышу развиваться ненавязчиво:
- не оставлять без внимания вопросы и давать на них как можно более ясные (в соответствии с возрастом) и подробные ответы;
- обсуждать увиденное на прогулке, по телевизору и просто случайные ситуации;
- давать возможность делать выбор – во что играть, что купить (не всегда, конечно), что есть и так далее;
- как можно чаще привлекать ребенка к решению «бытовых» проблем и просить его о помощи – в 2 года можно доверить под контролем мыть посуду, разобрать сумку, подмести пол и так далее.
Особенности физического развития
Детям в возрасте 2 лет неведом страх, они способны залезть на высоту, но еще не в силах объективно оценивать расстояние и, пытаясь слезть, могут получить серьезные травмы. Именно поэтому родителям важно знать, чего стоит ожидать от крохи, и внимательно следить за ним.
К двум годам малыш уже должен хорошо освоить ряд простых движений:
- подниматься и спускаться по лестнице;
- переходить с шага на бег;
- не утрачивать равновесия, пытаясь подпрыгнуть на месте или пройти по доске, тротуарному бордюру;
- бродить по наклонной плоскости;
- забираться на кресло или диван;
- перешагивать или перепрыгивать через невысокие препятствия;
- ловить брошенный родителем мяч, удержать его в руках. Пока расстояние для броска должно быть небольшим, взрослому следует отойти от малыша на полшага, не больше.
Дети, достигшие двух лет, с удовольствием танцуют под зажигательную музыку, способны листать страницы книги (несколько страниц за один раз), разглядывая картинки Начинают формироваться у малышей и первые навыки рисования: они наносят на бумагу линии (как горизонтальные, так и вертикальные), способны изобразить кривые «окружности».
Развитие речи
Словарный запас многих малышей в возрасте двух лет уже содержит более ста слов, дети с удовольствием повторяют за родителями несложные поэтические строки. Однако возможно и такое, что ребенок владеет навыками произнесения всего пары слов (например, мама и папа). Оба варианта являются нормой, поскольку на формирование и развитие речевых навыков оказывает влияние множество факторов.
- Дети, которые общаются с ровесниками, ходят в садик, начинают разговаривать раньше.
- Девочки оказываются более говорливыми, нежели мальчики.
Поэтому родителям не стоит расстраиваться, если их малыш пока говорит хуже, чем соседский.
Сколько слов является нормой для ребенка двух лет? Однозначного ответа дать невозможно, все зависит от индивидуальных особенностей малыша, но у многих этот показатель стремится к цифре 200-300. Для двухлеток характерна понятная родителям (хотя и не всегда четкая) речь, возможно нарушение в произнесении отдельных звуков и слогов.
Совет
С ребенком следует говорить правильно, четко, не коверкая слова и фразы на его манер, только так он будет видеть перед собой пример грамотной речи.
Психоэмоциональное и социальное развитие
Вплоть до 5 лет дети неспособны контролировать и управлять своим мышлением, памятью и вниманием. Эти психологические процессы им неподвластны. Детское внимание в два года легко переключить с помощью более интересного или нового занятия. На этой стадии развития малыши все новое схватывают на лету и впитывают информацию, словно губки.
С эмоциональной точки зрения дети очень восприимчивы к чужим эмоциям. Так, часто можно наблюдать ситуацию, когда веселый улыбающийся кроха начинает плакать или становится недовольным, если рядом с ним капризничает или устраивает истерику другой ребенок. Именно по этой причине важную роль играет психологическая обстановка, в которой растет малыш.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок в 2 года часто психует и капризничает?
В спокойной дружественной атмосфере ребенок будет расти психически и эмоционально уравновешенным, в то время как у постоянно ругающихся родителей, выплескивающих на кроху свой негатив, он станет нервным, беспокойным и капризным.
К двум годам дети становятся более общительными, они начинают проявлять интерес к чужим людям и играть на площадках с другими детьми. Они проще вступают в контакт и взаимодействуют с окружающими. Естественно, это время первых ссор и конфликтов. Кроме этого малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Также они очень любят развлекаться, петь, слушать музыку, смотреть мультики и развивающее видео.
Кроме всего прочего, в детской психологии присутствует подражание и копирование взрослых. Дети обожают стирать, убирать, готовить вместе с родителями, таким образом проявляя самостоятельность. Такие стремления следует поощрять, тем более это еще один способ, чем занять ребенка в 2 года дома.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как быстро научить ребенка говорить в 2 года?
Психологи утверждают, что мальчики и девочки в этом возрасте по-разному оценивают взрослых и постепенно осознают свою гендерную принадлежность. В таблице ниже описаны основные отличия в эмоциональном, психологическом и социальном развитии мальчиков и девочек в 2 года:
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: каким должно быть питание ребенка в 2 года?
Мальчики | Девочки |
Оценивают взрослых, беря во внимание их стремление научить чему-то или поиграть вместе | Оценивают взрослых, основываясь на их отношении к ним |
Осознают то, что они не должны носить платья, им следует быть сильными и мужественными как папа | Понимают, что они носят юбки, и будут в будущем похожи на мам |
Проявляют большую активность и шустрость | Являются более спокойными и уравновешенными |
Неусидчивы, испытывают равнодушие к творчеству | Более усидчивы, с лучше развитым воображением и речью |
Свойственна самостоятельность во всем | Требуют постоянного одобрения со стороны взрослых |
Окружающий нас мир
- Познавательные рассказы
- Сказкотерапия
- Тематические задания
- Эксперименты и опыты
Что должен уметь малыш?
В этом возрасте у ребенка уже должны быть сформированы некоторые навыки:
- стремление повторять за взрослыми слова, даже не понимая их значения;
- постепенно заменять звукоподражания словами;
- уметь прощаться и здороваться, понимать, когда это уместно;
- произносить название животных, предметов;
- часто от малыша можно услышать вопрос «это что?»;
- двухлетний ребенок уже должен уметь произносить свое имя, однако о себе может говорить в третьем лице;
- малыши составляют предложения более чем из трех слов, могут устно проговаривать небольшие тексты из 3-5 предложений, выражая свои мысли. Чаще всего малыш говорит о своих желаниях и потребностях и использует простые слова: «мама пришла», «дай лялю».
Для развития ребенка в 2 года характерно умение различать слова с противоположным значением: маленький и большой, быстро и долго. Большинство детей способно давать название знакомым предметам, их краткое описание (цветок зеленый, солнце желтое). Разговаривать становится естественной потребностью малыша.
Один день из жизни ребенка
Примерный распорядок дня ребенка в 2 года может выглядеть так
Особенности памяти и внимания
После полутора лет способность к восприятию новой информации у детей возрастает. Развиваются все виды памяти: зрительная, слуховая, двигательная. Малыш активно познаёт окружающий мир.
Процесс запоминания взаимосвязан с особенностями внимания. Кроха становится более наблюдательным. Он замечает сходство и различие разных вещей, может дольше сосредоточиться на одном занятии.
Малыш быстро находит предметы или их изображения по аналогии с образцом. Помнит и может показать, как летает птичка и бабочка, прыгает кузнечик. Воспроизводит лай собаки или мяуканье кошки, короткую музыкальную фразу, интонацию мамы.
Ребёнок демонстрирует типичные для возраста умения, знания и навыки:
- находит парные картинки;
- запоминает и повторяет короткие считалки, потешки, стихи, песенки;
- знает и называет несколько цифр и букв, может показать;
- помнит название основных частей лица и тела;
- показывает хвост, лапы, усы и крылья у птиц и животных;
- разделяет предметы или карточки с их изображениями на однородные группы – посуда, одежда, растения, животные;
- запоминает последовательность из 2―3 действий: подойти к столику, сесть на стул, взять карандаш и бумагу.
Благодаря развитию внимания и наблюдательности, малыши распознают назначение предметов. Они запоминают и повторяют действия взрослых: «говорят» по телефону, слушают радио, норовят включить стиральную машину или плиту. За ними нужен глаз да глаз.
Психическое развитие ребёнка от 2 лет и 6 месяцев до 3 лет
Второй и третий год жизни ребёнка – это время, когда малыш может раскрыть свою индивидуальность и независимость.
- Ребенок начинает играть в ролевые игры с другими детьми, начинает делиться игрушками избирательно (не все игрушки готов дать поиграть).
- Может проявлять сочувствие через действия (обнять, погладить).
- Мышление ребенка предметно-действенное, поэтому для малыша так важно трогать все руками и с помощью эксперимента решать поставленные задачи, переход к образному мышлению только формируется.
- Появляются первые страхи, и, как правило, первый страх – это страх темноты.
Это период, на который приходится пик «кризиса трёх лет». Возрастание самостоятельности ребёнка требует от родителей своевременной перестройки отношений. Ребёнок начинает интенсивно психологически отделяться от родителей.
У ребёнка в этот период появляются:
- Негативизм – реагирует резко на требования или просьбы родителей.
- Упрямство – настаивает на том, что сам только что предложил, требует, чтобы с его мнением считались.
- Строптивость – перестает делать дела, которые раньше выполнял с радостью, своеволие – «я сам!», этот девиз относится к тому, что ребенок умеет, и к тому, что еще не умеет.
- Протест – со всеми идет на конфликт, настаивая, чтобы выполнили его требование.
- Обесценивание того, что раньше было дорого, любимых игрушек или значимого взрослого.
Ребёнок также очень эмоциональный, не может в полной мере совладать со своими эмоциями. Ему нужна помощь взрослого, чтобы успокоиться.
Следует помнить, что это возраст, когда у ребенка может появиться первый страх – страх темноты, одиночества или монстров, которые, по его словам, живут под кроватью или в шкафу. Ребёнок не отделяет фантазии от реальности, поэтому для него страх реален. Важно, чтобы родители не запугивали малыша дополнительно и уделяли внимание тому, какие мультфильмы смотрит ребенок.
Мелкая моторика
Два годика – самый подходящий возраст для развития мелкой моторики, которая напрямую связана с речью. От родителей требуется регулярно заниматься с ребенком, используя многообразие игр.
Начать лучше всего с самых простых вариантов, постепенно усложняя задания.
- Вращение. Развитие такого движения очень важно для малыша, поэтому можно предложить ему покрутить юлу, кеглю. В качестве рабочей поверхности можно использовать стол, пол – то место, где ребенку более комфортно, а выполнение задания не вызывает трудностей.
- Работа с карандашом и маленькими резинками для волос. Один из взрослых берет в руки простой карандаш, задача малыша – надеть на него резинки. Упражнение очень хорошо развивает мелкую моторику.
- Карандаш и веревка. Для выполнения потребуется обычный карандаш и лента, веревка. Родитель держит карандаш, малыш должен обмотать его лентой.
Такие упражнения детям интересны, чаще всего выполняются с удовольствием. Родителям важно заниматься этим регулярно, поскольку развитие мелкой моторики – важнейший этап подготовки ребенка к школе.
Уже в 2 года становится понятно, будет ли ребенок правшой или левшой, поскольку он начинает наиболее часто задействовать рабочую руку, редко используя обе одновременно. Но точно определить это можно будет лишь в школьные годы.
Работа с мелкими предметами
Следующий этап развития моторики малышей в возрасте двух лет – занятия с мелкими предметами. Это могут быть бусины, фасоль, небольшие по диаметру камешки.
Можно давать ребенку такие задания:
- разложить бусины по различным коробкам;
- нанизать их на веревку;
- разложить камешки на столе.
Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, поэтому не реже раза в неделю следует знакомить ребенка с пластилином. Понравится ребятам и такая забава: взрослый лепит из пластилина овал (это тело ежа), задача ребенка – украсить его «иголками», роль которых исполнят спички или семечки. Втыкая их в мягкую поверхность, малыш будет развивать свои навыки.
Совет
Важно приучить малыша заниматься с мелкими предметами только под присмотром взрослого, это поможет предотвратить несчастный случай.
Базовые навыки
Малыш, которому уже исполнилось два года, должен знать следующее:
- некоторые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат);
- восемь цветов (красный, белый, черный, синий, желтый, зеленый, коричневый, фиолетовый);
- предметы по их параметрам (большой и маленький, холодный и горячий, сухой и мокрый).
В этом возрасте большую роль играет подражание, поэтому ребенок часто копирует действия взрослого, его движения, танцы.
К двум годам ребенок должен уметь собирать крупные пазлы из 3-4 компонентов, пирамидку из 6 колец исходя из их размера и цвета, складывать матрешку – догадываться, как она должна выглядеть, совмещать половинки одного размера.
Совет
Родителям следует использовать стремление малыша к подражанию, доверяя ему простейшие домашние дела. Пусть он протрет пыль, поставит игрушку – это поможет развитию моторики.
Развивающие занятия дома с мамой, упражнения на каждый день
Задача родителей — проводить как можно больше времени с ребенком, организовывать его досуг. В первую очередь нужно начинать занятия с моторики рук. Необходимо увлечь малыша строительством домиков из кубиков. Начинать следует с самых простых фигур, постепенно усложняя. Важно во время игры постоянно разговаривать с детьми, объяснять каждое сове действие. Обязательно должна звучать похвала.
Дети в возрасте от двух до трех лет проявляют большой интерес к домашним делам. Не стоит отбивать охоту помочь маме. Можно предложить крохе самостоятельно подмести или вытереть пыль. Всегда нужно предлагать ребенку помочь родителям. Если этого не делать, в более старшем возрасте придется заставлять его.
Некоторые родители предпочитают нанимать профессиональных нянь для занятий с детьми. Это большая ошибка. Малыш в раннем возрасте очень нуждается в общении с мамой. Любая увлекательная игра объединяет и сближает родителей с детьми. Очень полезно играть всей семьей.
Важно! Рекомендуется не просто подбирать занятия, а ориентироваться на определенные способности ребенка. Лучше всего чередовать творческие игры с подвижными. Важно соблюдать время проведения занятий, они должны быть не более двадцати минут. Детям еще очень сложно сосредоточиться долгое время на одном предмете.
НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
Занятия с мамой
Развиваем речь малыша
В два года малыш не только знает, как называется предмет, но и умеет давать ему характеристику. Нужно развивать его навыки, описывать цвет, размер. Важно в этот период уделять как можно больше внимания чтению стишков, сказок. Можно устраивать театрализованные представления. В этом возрасте дети любят не только слушать, но и смотреть.
Ближе к возрасту трех лет, когда малыш умеет составлять небольшие предложения, можно во время чтения сказок, предлагать ему закончить предложение. Например, сделать паузу во время чтения и предложить крохе закончить фразу самостоятельно.
Рекомендуется во время чтения и рассказывания сказок использовать мимику, телодвижения. После каждой прочитанной сказки нужно обсудить ее с ребенком. Пусть он выскажет свое мнение о героях. Это поможет развивать память и внимание.
Важно! Необходимо правильно ставить речь. Родители должны помнить, что ребенок все четко повторяет за родителями. Чтобы речь малыша была правильной, нужно контролировать свою манеру разговаривать.
Можно найти множество пособий и книжек со стишками, которые предназначены на развитие речи. Их часто используют для проведения занятий логопеды. Например, малыши очень любят стихи про животных. Во время чтения можно учить ребенка, как издает звуки то или иное животное. Можно распечатать красочные картинки с животными, показывать их малышу и предлагать сказать, как оно разговаривает.
Чтение книг
Координация и моторика рук
С полутора лет малыши начинают проявлять интерес к ощущениям. Они увлекаются своими ручками, часто их рассматривают. В этот период важно развитие мелкой моторики. Для родителей важно научить ребенка управлять своими руками правильно. Все занятия для развития моторики должны включать в себя игру с пальчиками. Можно использовать занимательные стишки, придумать самим историю. Такие занятия помогут развитию координации.
В этот период для каждого ребенка очень важен телесный контакт с родителями. Нужно чаще прикасаться к рукам малыша, поглаживать ладошки. При активации нервных окончаний, находящихся в пальчиках, начинают интенсивно работать отделы головного мозга, которые ответственны за речевой аппарат.
На заметку! Для развития мелкой моторики можно предложить ребенку игры с крупами, пуговицами. Стоит подготовить материал, различный по текстуре. Например, кусочек кожаной ткани и меха. Нужно научить ребенка сопоставлять предметы по ощущениям.
Большую роль для развития координации и моторики играет лепка. Начинать нужно с самых простых фигурок, предложить малышу скатать колбаску, шарик. После освоения элементарных навыков, можно начать лепить более сложные фигуры. Занятия нужно постепенно усложнять.
Развитие моторики
Какая гимнастика нужна ребенку в 2 года?
Физическое развитие ребенка так же не маловажно в возрасте 2 лет. Подбирать занятия и упражнения малышу следует обязательно с учетом его особенностей, а так же его развития психики. Ни в коем случае не заставляйте малыша делать упражнения, а если он относится к гимнастике негативно, просто переведите весь процесс в игру.
Что можно проводить с ребенком:
- Медленная и быстрая ходьба – учит ребенка координации, правильно владеть своим телом и управлять весом.
- Игры с мячом – от передачи друг другу мяча, до его катания руками и ногами. Эффективны и полезны так же занятия на детском фитболе ручками.
- Игры с флажками – интересное дополнение к простым гимнастическим упражнениям, которые смогут заинтересовать ребенка.
- Лазание – можно попросить ребенка пролезть через обруч, под стулом, проползти на руках (как черепашка) или коленках.
- Преодоление препятствий – такие игры и занятия полезно проводить на свежем воздухе и игровых площадках, где есть выбор препятствий: горки, турники, качели.
ВАЖНО: Проводить гимнастику следует каждый день один раз или два раза в сутки. Время занятий не должно длиться более 15 минут, так как детки быстро переутомляются. Гимнастику следует проводить спустя 40 минут после приема пищи и 15 минут после сна.
Как проводить гимнастику:
- В удобной и практичной одежде из натуральных тканей
- На ноги нужно надеть носочки, вместо обуви (если занятия проводятся дома).
- Комнату, в которой вы занимаетесь, нужно хорошо проветрить.
- Имейте достаточное количество инвентаря: мяч, обруч, коврик, игрушки.
- Ниже на картинке смотрите комплекс упражнений со стишками.
Занятия для малышей
Какие танцы подходят ребенку в 2 года?
После 2 лет ребенок только начинает познавать свое тело и уверенно ходить. Психологи рекомендуют заниматься ребенку танцами с 5 лет, но если малыш активный и хочет посещать занятия, то вам следует обязательно отдавать его в те группы, где дети будут одинакового возраста (2-3 года). Танцы в этом возрасте скорее похожи на активные игры с движениями под музыку, тем не менее – это может стать важной частью физического развития ребенка.
Какие движения подходят малышам:
- Прыжки под музыку
- Хороводы
- Взмахи руками вверх, в стороны, вперед и назад
- Движения ногами в поднятом виде
- Прыжки с ножки на ножку
- Движения головой влево и вправо
- Движения тазом
Развитие мышления и восприятия у детей 2-3 лет
Дети в возрасте двух лет увлекаются, в первую очередь, яркими предметами. Если хочется заняться логическими играми, надо выбрать для одного раза только один предмет. Например, сегодня собирается только пирамидка, на следующий день — строится домик из кубиков.
Для малышей двухлетнего возраста важно заниматься изучением цветов. Задания по ФГОС предполагают начинать с однотонных карточек. Их можно показывать крохе и проговаривать, какой это цвет. Повторять до тех пор, пока малыш не запомнит. Затем можно усложнить занятие. Например, собрать разноцветные мячики и попросить ребенка разложить их по цветам.
Важно! Хорошо развивают мышления дидактические игры с карточками. Например, картинки разрезаны на две половинки. Малыш должен логически найти каждой картинке пару. Можно взять маму животное и ее детенышей.
Какие сказки нужны ребенку в 2 года?
Возраст ребенка в 2 года – это сложный и интересный период развития малыша, когда он начинает осознавать себя как личность. Ребенок активно познает мир, впитывая в себя информацию буквально как губка. Именно поэтому его следует окружать добрыми, поучительными сказками с множеством положительных примеров, яркими героями, красочными картинками.
Естественно, в этом возрасте ребенок не умеет читать, и восприятие сказок будет зависеть только от характера произношения слов мамой, ее интонации, желания уделить внимание отдельным акцентом. Педиатры рекомендуют подбирать литературу, строго соответствующую возрасту малыша (об этом производители должны указывать на обложках изданий).
ВАЖНО: Сказки и книжки для 2-х летнего ребенка должны иметь множество ярких картинок, легкий слог, знакомые слова, чтобы заинтересовывать малыша.
Какие книги рекомендованы:
Социальное развитие
Социальное развитие ребенка заключается в том, чтобы научить его вести себя в обществе. В двухлетнем возрасте задачи ставятся минимальные – дать малышу понятие о приветствии, прощании, благодарности и вежливости в целом. Некоторые психологи рекомендуют уже на данном этапе давать ребенку играть в такие игры, где есть победители и проигравшие – чтобы он научился проигрывать достойно.
В целом же навыки общения в социуме лучше всего вырабатываются в широком кругу общения, поэтому здесь родители скорее дают общее направление, тогда как детали намного лучше расскажут в детском саду, где дети еще и получают отличную возможность закрепить усвоенное на практике.
Продолжаем знакомство с окружающим миром
Помимо определенных упражнений, способствующих интеллектуальному развитию ребенка, следует расширять его познания окружающего мира. Естественно, получаемая информация должна быть доступна развивающемуся сознанию и соотноситься с возрастными возможностями. Больше рассказываем об уже знакомых вещах, смотрим видео, начинаем с животных:
- Изучаем подробности жизни животных. Где они живут, что едят, как называются части тела (рога, хвост, копыта). Рассказываем, что получает человек от коровы или овечки (молоко, шерсть). Узнаем, как называются их детеныши.
- Знакомимся с жизнью птиц. Узнаем, где они живут, что кушают, как зовутся их птенцы. Знания передаем через беседу с ребенком, рассказывая ему о том, что есть домашние и дикие птицы. Какую пользу приносят птички человеку, как они живут в лесу.
- Расширяем познания о насекомых. Муравей строит муравейник, пчела летает по цветкам и собирает пыльцу, чтобы сделать мед, гусеница питается листьями. Рассказ о насекомых должен строиться в позитивном ключе. Родители объясняют крохе, что все букашки живые, что у них есть детки, что они, как и мы, дышат, у них есть свое предназначение в окружающем мире.
- Наблюдаем за природными явлениями (снег, дождь, радуга) и объясняем их появление. Почему идет дождик, откуда берутся снежинки.
- Изучаем характерные для местности проживания семьи деревья и цветы. Гуляя в парке, называйте деревья, которые видите. Увидев клумбу с цветами, покажите сыну или дочке некоторые цветы и скажите, как они называются.
- Запоминаем названия фруктов, грибов, овощей, ягод, которые встречаются нам в повседневной жизни. Проверяем, запомнил ли кроха названия, предлагая выбрать грушу или яблоко.
- Разбираемся в понятиях материала, объясняем, из чего сделаны окружающие нас предметы (дерево, металл, бумага, стекло, камень).
Нужно поощрять любознательность крохи, по мере возможности давая ответы на его вопросы. Если родители не могут объяснить какое-то явление, имеет смысл пообещать ребенку позже вернуться к вопросу, но только не забыть об этом.
Расширяем круг понятий
Подошло время расширения тем, которые в простой форме понятны детям. Даем простейшие их понятия, не перегружая внимание ребенка деталями. Составьте для себя конспект будущих занятий по дням, чтобы точно соблюдать задуманный план. Какие темы брать для занятий:
- магазин;
- врач, больница;
- семья;
- транспорт;
- морской мир (моря, океаны, корабли);
- железная дорога (поезда, рельсы, машинист, вагон);
- аквариум (рыбки, жизнь подводного мира, наблюдение за обитателями аквариума);
- город.
Дополняем знание мира сведениями о человеке и его деятельности, исследуем мир бытовой техники, знакомимся с профессиями. Возьмите такие темы для обсуждения:
- Трудовая деятельность человека. Учим понимать, что делает человек: мама подметает пол, моет посуду, папа ремонтирует кран. Воспитываем уважительное отношение к чужому труду.
- Изучаем человека. Учим части тела, беседуем о здоровье и личной гигиене, объясняем ее значение.
- Знакомим с домашней бытовой техникой, объясняя ее предназначение. Рассказываем о правильном обращении с ней, со столовыми приборами, указываем на опасности.
- Знакомимся с профессиями. Совмещаем тему с изучением других тематик. Например, транспорт – шофер, больница – доктор.
- Родителям, планирующим водить малыша в детский сад, стоит подготовить его к новым обстоятельствам, в игровой форме воспроизводя ситуацию расставания с мамой, сон в другом доме, знакомство с воспитателем.
Фантазия
Своевременное развитие фантазии очень поспособствует общему ускорению мышления и расширению кругозора. Лучше всего для выполнения поставленной задачи подойдут различные ролевые игры – те, где ребенок якобы оказывается на месте кого-то другого. Честно говоря, для двухлетнего возраста это, скорее всего, пока слишком сложно, но можно попробовать предложить малышу представить себя на месте сказочного героя, если это мальчик, принцессы или врача, если это девочка.
Для большей натуральности можно купить в магазине игрушечные атрибуты того, в чью роль попробует вжиться ребенок. Благодаря этому можно получить совершенно неожиданный итог: например, дети массово боятся врачей, но при этом любят играть с детскими медицинскими наборами, и по результатам таких игр страх перед медиками отступает!
Развитие восприятия у двухлетних детей
Если в процессе движения малыш исследует возможности своего тела, то при помощи восприятия (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса) ребенок познает окружающий его мир.
- Зрение. Именно при помощи зрения дети, как и взрослые, получают большинство информации о мире. Дети в 2 года уже неплохо владеют зрительной координацией и способны следить взглядом за передвигающимся объектом, различают горизонтальные и вертикальные линии. Однако они еще не могут одновременно воспринимать целое и части, поэтому, если малыш находится в толпе, ему будет сложно быстро обнаружить своего взрослого.
- Слух. Стоит обратить внимание на слуховое восприятие ребенка, так как при проблемах со слухом малыш, скорее всего, будет испытывать трудности речевого развития. В 2 года ребенок должен уметь хорошо различать интонацию и понимать простые просьбы.
- Вкус и обоняние. В нашей культуре почему-то практически не уделяют внимания роли этих анализаторов в исследовании мира малышом. В то же время во Франции развитие вкусовых рецепторов рассматривается как важная ступень психоэмоционального развития ребенка.
- Осязание. Тактильный контакт со значимыми взрослыми очень важен для психического и физического здоровья малыша. Именно благодаря ему у детей зарождается доверие к миру, чувства защищенности и любви. В раннем детстве тактильное восприятие предметов стоит в одном ряду со зрительным восприятием. Малыши получает представления о таких понятиях, как холодное/горячее, твердое/мягкое, гладкое/шершавое именно благодаря тактильной чувствительности.
Для развития ребенка 2 лет очень важно, чтобы малыш получал как можно больше впечатлений. При этом желательно, чтобы информация была получена из разных источников. В детском центре «Созвездие» для гармоничного развития детей организована Монтессори-среда, из которой каждый малыш может почерпнуть именно то, что нужно ему в данный момент.
Что помогает интеллектуальному развитию?
Наш мир многогранен, в нем есть музыка и живопись, театр и балет. Искусство – это важный развивающий инструмент для формирования интеллектуальных способностей детей. Ребенку надо знать и чувствовать:
- Музыку. Слушайте со своим сокровищем классические произведения, которые просветляют душу и сознание. Сопровождайте прослушивание интересными историями, сказками. Дети любят веселые детские песенки, они с удовольствием запоминают слова и начинают подпевать. Используйте программу Железновых, обучая кроху логоритмике, поощряйте его попытки танцевать.
- Рисование. Художества 2-х летнего мастера далеки от совершенства, но это уже не каляки-баляки. Дети в этом возрасте умеют осознанно рисовать кружочки и линии, они делают попытки изобразить близких, себя. Стараются закрашивать картинки, не выходя за края изображения. Примите участие в творчестве маленького человека, нарисуйте круг и предложите ему продолжить рисунок, чтобы получилось солнышко. Можно нарисовать девочку и шарики над ней, пусть кроха дорисует веревочки к шарикам. Используйте для рисования пальчиковые краски.
- Ролевые игры. Прекрасный вариант для интеллектуальных занятий с детьми. Малыши сами с удовольствием придумывают сюжеты таких игр: играют в магазин, лечат кукол. Ваше участие в действие должно быть минимальным, вы можете изобразить больного или купить что-то в магазине, но главная роль у ребенка. Если в вашей семье есть старшие дети, пусть они помогут вам в обучении брата или сестры.
Устраивайте для детей тематические недели, посвященные изучению отдельной темы. Наполняйте их духовный мир музыкой и живописью. Постоянно вовлекайте в обсуждение событий и ситуаций, происходящих вокруг него. Учитывайте предпочтения вашего чада, действуйте мягко, без понукания и приказаний, заинтересовывайте малыша занятиями, превращая их в игру.
Примерный план на неделю
Родители, особенно рьяно подходящие к развитию своего ребенка, стремятся составить план упражнений на неделю, что во многом правильно. Это поможет не перегружать малыша, развивая его равномерно, без перекосов в сторону какого-то одного качества, а также гарантирует, что вы полностью обеспечиваете развитие ребенка. При этом следует учитывать характер и темперамент малыша, а также его сильные и слабые стороны.
Ни в коем случае нельзя воспринимать однажды составленный вами или кем-то другим план как константу – внимательно следите за процессом и оценивайте результаты, чтобы оперативно подкорректировать расписание.
Направляя развитие ребенка, не загоняйте его в слишком жесткие рамки – иногда маленький будет хотеть поиграть не в то, во что предлагаете вы, а во что-нибудь другое, и такая возможность у него также должна быть.
При составлении плана особенно следите за тем, чтобы нагрузка в разные дни была приблизительно одинаковой по объему. Тщательно подбирайте разнообразные задания – например, познавать окружающий мир можно и нужно каждый день, но придумайте как минимум 5-7 разных способов делать это, и не начинайте круг заново, пока не пройдете его полностью.
Что должен знать и уметь ребенок в 3 года
К трем годам дети начинают активно разговаривать и пополнять свой словарный запас новыми понятиями и терминами.
Даже те дети, которые до этого показывали малые успехи в общении, начинают активно использовать полученные ранее знания. В течение полугода при систематических занятиях догоняют более разговорчивых сверстников, осваивая все необходимые знания.
К усредненным навыкам, которые должны быть получены ребенком к трем годам, относятся:
- Умение рисовать и объяснять, что он рисует. При рисовании в этом возрасте характерно использование простых линий и фигур, возможно имитационное письмо по образу взрослого;
- Изображение предметов и сюжетов из жизни. Лепка из пластилина фигурок знакомых предметов и людей;
- Запоминать стихи и песни. Это умение формируется благодаря неоднократному повторению одного материала взрослым в игровой форме.
Заучивание нового материала проводится постепенно: можно предлагать ребенку сначала закончить строку известного стихотворения или песни, после чего количество слов, называемых ребенком, должно увеличиваться.
Развитие речи
Словарный запас составляет от 250 до 700 слов, некоторые дети показывают результат до 1500 слов, которые выстраиваются в предложения из 5-8 слов. Ребенок выражает свои чувства при помощи слов.
Слова начинают изменяться по числам и падежам, а вопросы, связанные с познанием окружающего мира, трансформируются из формы «что это?» в «где?», «куда?», «почему?», «когда?» в соответствии с ситуацией.
- При разговоре появляются попытки словотворчества и рифмовки, при общении с удовольствием разговаривает с взрослыми и детьми;
- Может рассказать о прочитанной сказке по картинке, восстановить порядок действий в известной сказке, показать на изображении знакомые предметы и события;
- Знает свое имя и фамилию. Знает свой возраст и показывает его на пальчиках;
- Различает людей по половому и возрастному признаку;
- Знает части тела и их назначение;
- В речи появляются предлоги.
Любимые игры
Двухгодовалые дети предпочитают разнообразные игры – как спортивные, так и спокойные. Родителям важно помочь перевести энергию в нужное русло и сделать так, чтобы малыш не просто развлекался, но и развивался.
Помогут такие занятия:
- лепка из пластилина;
- рисование;
- аппликация из крупных элементов.
Совет
Не стоит делать все за ребенка, желая быстро получить аккуратную поделку, смысл упражнения от этого пропадает. Можно лишь слегка помочь ему, показать, как правильно держать в руках кисточку с клеем, но саму поделку ребенок должен сделать самостоятельно.
Игры малышей становятся все сложнее, дети пробуют самостоятельно разыграть сценки из любимых сказок, играть в доктора, строить домики для игрушек, «кормить» кукол, придумывать целые сценарии. К числу любимых ими игрушек относятся кубики, из них ребенок складывает башни.
Совет
Родителям следует приобрести крупные пазлы, конструкторы, мозаики с большими элементами, они будут интересны и мальчикам, и девочкам.
Малышам становится все более приятно общение как со взрослыми, так и со сверстниками, они с удовольствием играют с другими крохами на детских площадках.
Кризис двухлетнего возраста
Часто мамы детей, достигших двух лет, замечают, что в поведении ребенка вдруг начали происходить перемены, и не в лучшую сторону. Если всего три месяца назад он был послушным и выполнял любые просьбы, то теперь малыша как подменили. Капризы, переходящие в истерики, возникают совершенно необоснованно и по несколько раз в день. Отвлечь орущее дитя, переключить его внимание на другой предмет, как это было раньше, удается все труднее.
Истерики в два года – обычное явление
Психология такого поведения ребенка определяется, как кризис двухлетнего возраста.
Характер поведения в переходный период
Истерики могут проявляться в самых разнообразных формах. Решив удовлетворить свое желание, ребенок громко кричит, падает в рыданиях на пол или начинает бить всех окружающих, ломать и раскидывать игрушки. Развитие ситуации выходит из-под контроля. Причины, вызывающие такое неадекватное поведение различны. Родителям они кажутся абсурдными и недостойными внимания, а требования бывают подчас просто невыполнимы.
Истерика в магазине за игрушкой
Например, заходя в магазин, малыш начинает хватать все игрушки подряд. Любые уговоры, положить все на место и взять только мишку или машинку, кончаются плачем, переходящим в истерику.
Родители хватаются за голову, с ужасом вспоминают, когда и где повели себя не так, как следовало, что упустили в воспитание детей. И не находят ответа.
Причины изменения поведения ребенка
Объясняется такая психология поведения детей в два года несложно. В этом возрасте ребенок начинает чувствовать свою самостоятельность и ему нужно освоить новые отношения с внешним миром. Если раньше он был одним единым со взрослыми, то теперь крохе кажется, что он со всеми задачами справится сам, а родительское воспитание ущемляет его личность. Конечно, желание быть самостоятельным надо приветствовать и поощрять, но только в тех пределах, когда нет опасности для здоровья малыша. Истерики и непослушание детей являются издержками переходного периода.
Проверка границы дозволенного
В возрасте от двух лет дети начинают исследовать границы того, что им будет дозволено. Многие родители замечали, что стоит отказать малышу в каком-то его желании, например, не включить мультфильм, так как пора ложиться спать, он начинает плакать и биться в истерике. Это моментально проходит, если включить телевизор.
Негативизм в два года
Младенец в два года начинает взаимодействовать с окружающим миром и наблюдает за результатом.
Если реакция на его действия каждый раз одна и та же, то память фиксирует ее как нормальную. И следующий раз, пытаясь добиться желаемого, ребенок дергает за привычные веревочки в ожидании привычного результата.
Истерика – это требование внимания
Со временем малыш должен ощущать сопротивление окружающего мира. Если нет сопротивления и ему все дозволено, значит, что-то не так, где-то притаилась опасность.
Устраивая истерику, ребенок вовсе не ждет получения требуемого. Он ждет сопротивления окружающих, которое уверит его в безопасности.
Возможные сложности
Родителям важно подготовиться к тому, что дети в два года начинают проявлять порой излишнюю самостоятельность и доказывать свою позицию, капризничать, не соглашаться с мнением взрослых. От мам и пап требуется проявить терпение, не убивать в малыше стремление к независимости, дать ему возможность самому совершать определенные действия – одеваться, умываться – но под контролем родителей.
Сложность может быть связана и с тем, что, столкнувшись с неудачей, ребенок может отказаться от дальнейшего обучения – например, не захочет строить башню из кубиков. Мамам и папам придется вдохновить ребенка: похвалить его, еще раз все показать, использовать игровые методики («давай поможем мишке, построим для него башню»), стремиться всеми силами заинтересовать малыша.
Совет
Если двухлетка капризничает, отказывается выполнять просьбу родителя, можно завершить занятие и перенести задание на завтра. Возможно, ребенок просто устал.
Бытовые умения
Что умеет ребенок в 2 года в области социально-бытовых навыков? Он старается делать все сам, подражая взрослому, но не обращаясь к нему за помощью. Поэтому родителям важно проявить чуткость и выручать ребенка только в том случае, если у него какое-либо действие совершенно не получается. Необходимо показать, как надо действовать правильно.
Список умений довольно условен, но желательно, чтобы к двум с половиной годам ребенок уже ими обладал:
- держать в руке ложку и аккуратно принимать пищу, не испачкав стол и одежду;
- пить из чашки;
- надевать носки, варежки, шапку;
- мыть руки, в том числе и без напоминаний;
- умываться;
- проситься на горшок.
Чистка зубов пока происходит при помощи родителей или под их контролем. Умение ходить на горшок еще на стадии закрепления – днем малыш двух лет будет проситься, но к длительному терпению пока не готов, в ночное же время может произойти «неожиданность». Ребята в этом возрасте нередко показывают желание одеваться самостоятельно, однако пока плохо справляются с этим действием, родителям приходится помогать им.
- https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/umeniya-v-2-goda
- https://womensec.ru/articles/kids/development/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-2-goda.html
- https://VseProRebenka.ru/razvitie/vozrast/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-2-goda.html
- https://academy-of-curiosity.ru/o-razvitii-i-vospitanii-detej/chto-dolzhen-znat-i-umet-rebenok-v-2-goda/
- https://www.pampers-gorodok.ru/toddler/development/article/rebenok-v-dva-goda
- https://www.valio.ru/valiology/baby/razvitie-rebenka-ot-2-let-i-6-mesyatsev-do-3-let/
- https://malenkii-genii.ru/razvitie-rebenka-v-2-goda-pamyatka-roditelyam/
- https://www.center-sozvezdie.ru/journal/kalendar-razvitiya-chto-dolzhen-umet-malysh-v-2-goda.html
- https://kukuriku.ru/razvitie/ocenka/chto-dolzhny-znat-i-umet-deti-2-3-let/
- https://detki.guru/razvitie-rebenka/rebenok-2-goda.html